На протяжении долгого времени понятие «зеленые ИТ» ассоциировалось, прежде всего, с новым аппаратным обеспечением, в частности, более экономичными процессорами или эффективными системами охлаждения. В данном контексте обсуждались также вопросы потребления энергии монитором или блоком питания в режиме ожидания. В период финансового кризиса в центре внимания оказались меры по обеспечению меньшего потребления электроэнергии, а значит, и сокращения расходов в краткосрочной перспективе. Безусловно, экономить можно и на мелочах, однако сборная солянка из одиночных мероприятий таит в себе опасность достижения лишь незначительных эффектов оптимизации потребления энергии, в то время как гораздо больший потенциал может скрываться где-нибудь в другом месте.
Лишь системный подход на основе всеобъемлющей оценки ситуации может гарантировать получение объективных данных. Вполне возможно, что в результате удастся внедрить меры, которые принесут двойной выигрыш — благодаря обеспечению долгосрочной эффективности и снижения затрат. При этом следует рассматривать предприятие в целом, а не одни только изолированные ИТ. Ведь если можно оптимизировать энергоэффективность инфраструктуры ИТ, то, вполне вероятно, с их помощью в других сферах сокращение затрат окажется более значительным.
Иначе говоря, прежде чем приступить к решительным преобразованиям, необходимо получить общее представление об алгоритме действий. Эксперты рекомендуют следующие этапы:
-
запуск проекта – определение сфер деятельности предприятия и параметров, нуждающихся в рассмотрении;
-
оценка – расчет общего выброса CO2 на основе полномасштабной экспертизы;
-
расчет предельного уровня CO2 и утверждение конкретных мер для его достижения;
-
реализация предложенных мер по оптимизации;
-
непрерывный мониторинг.
Главное преимущество долгосрочной системной концепции заключается в том, что на основе анализа текущего состояния она позволяет смоделировать различные деловые сценарии и более точно определить потенциал экономии энергии и затрат. К примеру, можно узнать, что произойдет, если предприятие осуществит консолидацию своих центров обработки данных и обеспечит лучшую загрузку ресурсов с помощью технологии виртуализации — удастся ли в результате отключить какие-либо серверы или ликвидировать некоторые ЦОД; к чему приведет предоставление сотрудникам возможности работать в пути или дома и использовать аудио- и видеоконференции вместо затратных по времени поездок на деловые встречи.
ЗАПУСК ПРОЕКТА
Прежде всего необходимо сформировать команду, которая займется доскональной оценкой выброса CO2. Полезно привлечь к участию в проекте кого-либо из руководителей предприятия, так как лишь целостный подход, выходящий за границы отделов, позволяет выявить весь потенциал экономии.
Задача первого этапа — определение и перепроверка будущих климатических показателей на основе точных данных. Только при таком условии можно быть уверенным в том, что специалисты не будут заниматься оптимизацией сфер, имеющих второстепенное значение в масштабах всего предприятия. Те, кто нацелен на получение сертификата соответствия требованиям международного экологического стандарта, к примеру, ISO 14001, должны с самого начала принимать это во внимание, так как в этом случае можно заодно определить многие ключевые показатели для сертификации ISO.
В первую очередь следует выяснить, сколько CO2 предприятие производит в результате своей деятельности, функционирования инфраструктуры зданий и ИТ, работы сотрудников и т.д. При этом имеет смысл ориентироваться на какую-либо общепринятую модель, например, Greenhouse Gas Protocol (GHG). GHG предлагает рассматривать три основных пункта (Scopes). Первый — непосредственные выбросы в результате потребления энергии. Речь идет об использовании углеводородов, прежде всего о расходе газа и масла на отопление и климатизацию офисных помещений, а также о потреблении энергии собственной блочной теплоэлектроцентралью.
Второй пункт охватывает опосредованные выбросы в результате использования электричества. В этой самой объемной категории учитывается электро-энергия, расходуемая на нужды офисных помещений, центров обработки данных и производственных установок. Третий пункт включает все остальные виды косвенных выбросов, которые происходят за пределами предприятия (к примеру,
у поставщиков услуг): путешествия самолетом или поездом, аренда или лизинг автомобилей, поездки сотрудников до рабочего места и обратно.
Количество специалистов, занятых на этапе оценки, в значительной мере зависит от размера и структуры предприятия, а также от простоты получения требуемых сведений. В качестве ориентира можно использовать следующий факт: в компании BT Germany четыре эксперта занимались сбором данных на протяжении четырех недель. Этот процесс оказывается затруднен, если данные предоставляются в несистематизированном виде, к примеру, показания электросчетчиков или одометров автомобилей считываются нерегулярно. Поэтому уже на этапе сбора информации нужно позаботиться о том, чтобы автоматическое протоколирование осуществлялось постоянно с целью проведения мониторинга и контроля результатов.
Обработка данных иногда заканчивается сюрпризом: так, крупнейшие потребители энергии порой обнаруживаются совсем не там, где предполагалось. Например, может оказаться, что споры по поводу потребления электроэнергии мониторами в режиме ожидания — сущая мелочь по сравнению с электропотреблением устаревшей климатической установки. Безусловно, даже маленький взнос в общую экономию полезен, но сначала требуется определить наиболее важные сферы, в которых оптимизация оправдана и реальна.
Количество мобильных сотрудников постоянно возрастает. Тысячи служебных перелетов в год – привычная картина для крупных распределенных предприятий. Однако множество командировок рассчитано не на посещение выставок или работу с клиентами, а предполагает участие во внутрикорпоративных совещаниях (см. Рисунок 1). С помощью аудио- и видеоконференций затраты удается значительно сократить Например, немецкому отделению компании BT удалось за год снизить количество перелетов более чем на 20%. Потенциал для дальнейшей экономии возникает, если предприятие делает ставку на решения для объединенных коммуникаций (Unified Communications, UC), тем самым дополнительно оптимизируя взаимодействие сотрудников и клиентов.
За пределами ИТ, например, в случае со служебным транспортом, можно также существенно сократить уровень выбросов CO2 (на 20-30%), пополнив автопарк более экономичными моделями и снизив тем самым расход топлива. Поскольку корпоративные атомобили, как правило, подлежат замене всего через несколько лет с начала эксплуатации, такой переход может быть осуществлен в относительно короткие сроки.
Другие возможности открываются перед компаниями с собственными внешними службами, к примеру, осуществляющими техническую поддержку и установку оборудования у клиентов. Чем меньше сроки, в пределах которых планируются вызовы, тем больше вероятность, что внешней службе придется преодолевать неоправданно большие расстояния. В этом случае полезным окажется решение с применением ИТ для оптимизации процесса планирования маршрутов и сокращения затрат времени, преодолеваемого расстояния и потребления топлива. В зависимости от типа задач экономия составит 15-30%. Кроме того, симулятор бизнес-процессов поможет смоделировать и оптимизировать процессы и мероприятия по обеспечению материально-технического снабжения.
В выброс CO2 значительный вклад вносят офисы и центры обработки данных, поскольку они потребляют огромное количество электроэнергии. В случае старых ЦОД даже небольшие краткосрочные меры, в частности, повышение комнатной температуры на пару градусов или использование естественного воздушного охлаждения, могут значительно улучшить показатели экономии. Систематическая инвентаризация в рамках экспертизы позволяет определять устройства, которые больше не нужны или мало загружены и пригодны для виртуализации.
На предприятиях с развитой структурой ИТ доля последней в общем потреблении электроэнергии достигает 50% и более, так что если энергопотребление в ЦОД удастся сократить лишь на 10%, то на предприятиях среднего размера вполне реально добиться снижения затрат на сотни тысяч евро.
По завершении первых этапов выполнения оценки предприятию необходимо определить, как будут проверяться и измеряться результаты проекта. Необходимо ввести их регулярное считывание, особенно в тех сферах, где получение данных затруднено. Для лучшего контроля за потребителями энергии следует подумать о применении интеллектуальных счетчиков (Smart Metering).
ПЕРСПЕКТИВЫ
Важно, чтобы предприятия не увязывали анализ ситуации с возможными мерами по улучшению. Сначала надо провести анализ и лишь потом задуматься об оптимизации, прежде всего в тех сферах, где имеется наибольший потенциал, а вероятность успешной реализации очень велика. При подведении итогов следует проверить, достигнуты ли цели. После того как предприятие введет собственную долгосрочную стратегию, следующим шагом может стать обращение к поставщикам с требованием о предоставлении энергоэффективных продуктов и сервисов.
Андреас Вайланд – старший бизнес-консультант компании BT Germany.
© AWi Verlag
Печать: незнание стоит денег
«Предприятия зачастую даже не подозревают, что интеллектуальный подход к печати позволит сократить расходы и сэкономить ресурсы», — утверждает Ахмед эль Хуссэйни, менеджер по маркетингу профессиональных и управляемых сервисов из компании Lexmark. Так, согласно исследованию, проведенному компанией Ipsos, 67% всех предприятий не знает, насколько велики их затраты на печать. В результате высокого расхода бумаги и избыточного количества устройств вывода, загрязняется окружающая среда. По этой причине Lexmark организовала в своем немецком филиале в г. Дитценбах, находящемся недалеко от Франкфурта, свой «демонстрационный зал», где, по словам Хуссейни, предприятия смогут найти ответы на все вопросы, связанные
с эффективной и экологичной печатью.
Дома как в офисе с UC
Многочисленные поездки, командировки, деловые встречи во многом способствуют загрязнению окружающей среды. Поэтому по всему миру все большей популярностью пользуется гибкий рабочий график, тем более что применение унифицированных коммуникаций (Unified Communications, UC) в дороге или дома предоставляют сотрудникам практически те же возможности, что и в офисе.
Гибкий рабочий график имеет гораздо больше преимуществ, чем можно себе представить. Например, если компания, состоящая из 50 человек, предоставит каждому сотруднику всего один день гибкого графика в неделю, то годовая экономия электроэнергии превысит 25 000 кВт×ч, а бензина будет израсходовано на 7000 л меньше. Более того, это небольшое изменение рабочего распорядка позволит предотвратить выброс в атмосферу 27 тонн CO2! Расчет проведен при условии, что каждый сотрудник в среднем проезжает 40 км ежедневно, а для Москвы и других крупных городов это не так уж и много. (Подобные подсчеты можно быстро выполнить с помощью Internet-калькулятора на сайте компании Avaya). Кроме того, дополнительно удастся сэкономить на освещении и отоплении офиса, а при определенном уровне организации – и на арендной плате.
В России к вопросам защиты окружающей среды компании относятся менее ответственно, чем, скажем, в Европе и США, однако интерес к проблеме растет, в том числе и из-за экономического кризиса: предприятия ищут новые источники экономии. Эффективным практическим инструментом являются унифицированные коммуникации: их применение позволяет оптимизировать бизнес-процессы, сократить издержки и одновременно снизить вредное влияние на природу.
Кроме того, сегодня десятки тысяч бизнесменов по всему миру ежедневно отправляются в дорогостоящие и пагубно влияющие на экологию командировки, а транспорт потребляет огромное количество керосина, бензина и дизельного топлива. Зачастую эти поездки можно с успехом заменить видеоконференциями и существенно уменьшить не только затраты на топливо, но и ослабить вредное воздействие на окружающую среду.
Ирина Волкова — директор по маркетингу компании Avaya в России и странах СНГ.