Несмотря на падение показателей по всем секторам российского рынка ИТ, аналитики отмечают рост в сегменте предоставления услуг. По данным аналитического центра REAL-IT «Лиги независимых экспертов» (ЛИНЭКС), в I квартале его объем увеличился на 13%. Эксперты выделяют рост интереса к услугам аутсорсинга ИТ. По словам Дениса Калинина, генерального директора IBS DataFort, аутсорсинг все чаще рассматривается в рамках общей бизнес-стратегии предприятия в качестве инструмента оптимизации бюджета на ИТ.

Последний фактор особенно важен, так как компании выделяют все меньше средств на обеспечение работы подразделений ИТ. В I квартале такое финансирование составило лишь 70% от аналогичной статьи затрат прошлого года. Между тем, по данным J’son&Partners за 2008 г., на аутсорсинг приходится лишь около 20% рынка услуг ИТ в России, оцениваемого в 4,5 млрд долларов. Однако, по прогнозам Gartner, объем рынка аутсорсинга ИТ в регионе ЕМЕА в 2009 г. достигнет почти 91 млрд долларов, а в России — 1 млрд долларов.

Новые экономические реалии и замораживание собственных проектов может заставить корпоративных заказчиков обратиться к аутсорсингу услуг ЦОД, однако в России этот сегмент рынка начал развиваться недавно и еще не сформировался. Вследствие общего спада в экономике спрос на такие услуги снижается, в том числе и и на более зрелых рынках. Например, в Великобритании 84% компаний предпочитают содержать собственные ЦОД, и лишь немногие обращаются к услугам аутсорсинга. Тем временем аутсорсеры сообщают о том, что их востребованность сохраняется несмотря на кризис. По данным «докризисных» зарубежных опросов, основным стимулом к переходу на аутсорсинг услуг ЦОД является сокращение затрат или более эффективный контроль расходов (Рисунок 1).

НА ПОДХОДЕ К КОНСОЛИДАЦИИ

В настоящее время спектр предложений услуг коммерческих ЦОД в нашей стране очень ограничен. Как считает Всеволод Карамышев, заместитель генерального директора Fujitsu Technology Solutions, текущая ситуация представляет шанс уже в ближайшем будущем «запустить» рынок аутсорсинга. Основные препятствия он видит в менталитете заказчиков и вопросах безопасности. Однако, по мнению Екатерины Волковой, директора по маркетингу компании EMC, бума аутсоринга ожидать не стоит: в этой области есть целый ряд проблем, включая наличие регулятивных требований и отсутствие сформировавшегося предложения. Кроме того, далеко не все потенциальные заказчики готовы доверить свои данные кому бы то ни было.

Согласно J’son&Partners, в 2008 г. рынок коммерческих ЦОД вырос в России на 55% (до 160 млн долларов), а их общая площадь достигла 21 тыс. м2. Крупнейшими аутсорсерами ЦОД являются Stack Group, WideXs, «Голден Телеком», ISG, KIAEHouse, РТКомм, «Ростелеком», «Синтерра», masterHost и IBS DataFort. Аналитики уверены, что аутсорсинг услуг ЦОД будет развиваться благодаря интеграции российского бизнеса в мировую экономику, влиянию на него международных норм, повышению требований к обеспечению непрерывности бизнес-процессов. В частности, он может дать серьезные конкурентные преимущества логистическим компаниям и финансовым структурам, деятельность которых, предполагающая предоставление услуг, не должна прерываться. Им необходимы надежные каналы связи, организация бесперебойного энергоснабжения и охлаждения, а также комплексная система физической и информационной безопасности. J&P ожидает, что рынок коммерческих ЦОД войдет в фазу консолидации со второй половины 2010 г., при этом требования клиентов к поставщикам услуг ЦОД возрастут.

На фоне сокращения общего числа строящихся ЦОД, проекты по запуску коммерческих ЦОД продолжают реализовываться, причем большинство из них заполняются на 100% еще до открытия, рассказывает Алексей Карпинский, директор департамента инженерных систем компании «Би-Эй-Си» группы «Астерос». Основными клиентами аутсорсинговых площадок остаются организации, работающие на рынке програм-много обеспечения, Internet-компании, крупные предприятия телекоммуникационной отрасли и реального сектора.

IBS DataFort, masterHost и несколько новых игроков планируют увеличить мощности коммерческих ЦОД в ближайшее время. Уже в этом году более значимую долю рынка может занять компания iTeco, построившая новый ЦОД. Однако в настоящее время в России очень мало центров данных уровня надежности Tier III и выше, способных обеспечить высокие требования к непрерывности работы, безопасности и климатическим характеристикам. Большинство существующих ЦОД соответствуют уровню Tier II. Несмотря на наличие ДГУ, как утверждают в IBS DataFort, лишь несколько ЦОД в нашей стране способны реально продолжить функционирование в случае аварии сетей электропитания. Тем временем в мире наибольшее распространение получили ЦОД уровня Tier III и Tier IV. Они подразумевают принципиально иные построение ЦОД и уровень отказоустойчивости (потенциальные простои измеряются всего несколькими часами или даже минутами в год).

Ряд компаний уже развернули собственные сети коммерческих ЦОД. Крупными сетями ЦОД располагают, в частности, Stack Group (Stack Data Network) и «Синтерра», а ISG продолжает строительство сети из восьми ЦОД. Специалисты «Синтерры» считают, что в отличие от одиночных ЦОД, построенных провайдерами, у которых нет собственных национальных сетей и хороших соединений с другими операторами, сеть ЦОД особенно эффективна для заказчиков, работающих с массовым сегментом. Она дает возможность более качественно и эффективно распространять, например, «тяжелый контент» или оптимально локализовать его продвижение в каких-то регионах.

По словам Павла Кучерука, коммерческого директора национального оператора связи «Синтерра», благодаря наличию собственной телекоммуникационной инфраструктуры и подключению
к ней каждого из шести ЦОД по каналу, общая пропускная способность которого достигает 40 Гбит/c, компания фактически имеет в своем распоряжении единый распределенный ЦОД — самый крупный в России. Все центры данных «Синтерры» с заявленным уровнем надежности Tier III стандартизированы, предлагают пакет телекоммуникационных сервисов и доступ к ресурсам медиакомпаний, хостинг-провайдеров и поставщиков других услуг и решений, которые присоединены к национальной сети «Синтерры» или размещаются в принадлежащем ей ЦОД. При этом управление ресурсами может осуществляться дистанционно по каналу VPN, а часть работ по обслуживанию оборудования заказчик имеет возможность передать на аутсорсинг «Синтерре» или партнерам этой компании.

Благодаря меньшим затратам на функционирование ЦОД в регионах (где ниже себестоимость электроэнергии и дешевле недвижимость, другой уровень зарплат квалифицированных специалистов и т.п.) компания может обеспечить в 1,5-2 раза более выгодные условия на услуги аутсорсинга по сравнению с предложениями столичных ЦОД. Кро-ме того, при размещении каждой стойки на региональных площадках крупные «трафикогенерирующие» заказчики получают специальные условия на организацию канала VPN между местным и московским ЦОД «Синтерры».

Тем временем на российский рынок выходят новые игроки, меняется и характер услуг, предоставляемых коммерческими центрами данных. До сих пор заказчиков интересовал весьма узкий спектр услуг: размещение и обслуживание инфраструктуры ИТ (colocation), аренда оборудования и инфраструктуры (dedicated server). Эти услуги дополняются теперь круглосуточной технической поддержкой, защитой от несанкционированного доступа и антивирусным сканированием. Например, у IBS DataFort на такие базовые услуги приходится примерно половина услуг аутсорсинга ЦОД.

Характерно, что все больше компаний обращаются к услугам аренды серверов, когда оплачивается только та мощность, которая используется. При этом заказчик освобождается от весьма затратного по времени и ресурсам этапа закупки и внедрения собственного серверного оборудования.

В феврале шведско-финская компания TietoEnator открыла в Санкт-Петербурге «концептуально новый» ЦОД для предоставления услуг «мощность по требованию» (Capacity Services) на основе технологии виртуализации. Согласно опубликованным расчетам, предприятия, решившие отказаться от собственных серверов и принявшие это предложение, смогут сократить свои затраты на 20-30% (сэкономив на электроэнергии и персонале). В конце 2009 г. ietoEnator планирует запустить более мощный ЦОД в Москве. Серверная среда и хранилища файлов будут оптимизироваться для каждого приложения исходя из требований к доступности и производительности, а ресурсы ИТ — динамически выделяться в соответствии с потребностями заказчика. Среди услуг — поддержка приложений, обеспечение безопасности, резервное копирование и восстановление данных. В августе планируется официальное открытие ЦОД «Оверсан-Меркурий» на базе технологий Cisco, где будет установлено 200 стоек. Проект ориентирован на предоставление управляемых услуг (Managed Services). Cisco и управляющая компания «Оверсан» приступили к его разработке в 2008 г. Ядро сети составляют коммутаторы Cisco Catalyst 6509NEB и маршрутизаторы серии GSR 12406. Управление безопасностью осуществляется на базе оборудования Cisco ASA5580 и IPS 4270. Для мониторинга, анализа и реагирования на потенциальные внешние угрозы используется платформа MARS 55 от Cisco Security. Доступ в Internet реализуется с помощью двух независимых подключений к московским точкам обмена трафиком M9 и M10. Ширина канала составляет 50 Гбит/c с возможностью расширения до 400 Гбит/с. В данный момент ЦОД работает в тестовом режиме.

Как было заявлено, сеть передачи данных и услуги Cisco Managed Services позволят компании «Оверсан» запустить наиболее востребованные сервисы. На первом этапе будут поддерживаться сети хранения данных (SAN), услуги безопасной передачи данных (IPSec/VPN), управление безопасностью, защита оборудования и приложений от опасного трафика и атак DDoS. В дальнейшем планируется добавить услуги балансирования нагрузки, резервного копирования/восстановления и архивирования данных, ускорения работы приложений, оптимизации сетей заказчиков и защиты от спама.

Как рассказывает Денис Калинин, в России заказчики услуг коммерческих ЦОД (см. Рисунок 2) все более разделяются на корпоративный сегмент и Internet-компании, причем у обеих групп клиентов абсолютно разные требования к SLA. Это ставит новые проблемы перед поставщиками услуг коммерческих ЦОД. Корпоративные клиенты предъявляют более жесткие и разнообразные требования к VPN, VLAN и коммутации, в то время как Internet-компании акцентируют внимание на пропускной способности каналов, а не на возможностях VLAN и безопасности. Применительно к SLA для клиентов любой категории одним из наиболее важных факторов является доступность ресурсов ИТ. В ЦОД, который строится в Дубне, IBS DataFort планирует максимально учесть все запросы клиентов в отношении каналов связи и оборудования.

У корпоративных заказчиков более высокие требования к параметрам ЦОД, чем у предприятий сегмента ИКТ, подтверждает Андрей Касьяненко, заместитель генерального директора компании «Караван». Причем для них стоимость услуг является менее значимым фактором: на первое место выходят параметры надежности и безопасности (такие условия выдвигают, например, финансовые и банковские учреждения). Для сегмента ИКТ надежность и безопасность — не столь важные параметры, но критичное значение приобретают доступность сервисов и стоимость услуг.

По словам Андрея Синяченко, руководителя центра компетенции ЦОД компании «АйТи», кризис заставляет компании проводить переоценку своих возможностей и места на рынке, анализировать слабые стороны (на которые раньше можно было не обращать внимание), выделять преимущества. Изменение структуры услуг коммерческих ЦОД, видимо, будет зависеть от выбранной ими стратегии преодоления кризиса. Одним, чтобы не потерять клиентов, потребуется, как минимум, привести в порядок инженерные системы, другим — оптимизировать инфраструктуру и внедрить новые услуги. Вероятно, общей тенденцией станет развертывание новых высокодоходных и высокотехнологичных услуг.

ДИЛЕММА ДЛЯ КЛИЕНТА

Как указывает Алексей Нечуятов, менеджер по маркетингу серверных продуктов и систем хранения Dell, во время кризиса бизнес пытается не только выжить, но и использовать ситуацию для поиска новых ниш и стратегий развития. Заказчик требует повышения энергоэффективности систем, увеличения вычислительной плотности, создания единых систем управления средой ИТ. Важная тема последних лет — ЦОД нового поколения. Одно из условий для их развертывания состоит в предоставлении услуг по оценке среды заказчика и реализации адекватной инфраструктуры, соответствующей сегодняшним и завтрашним потребностям. Кризис заставляет задуматься над снижением операционных расходов, поэтому передовые решения имеют ряд ощутимых преимуществ.

По словам Павла Кучерука, изменение состояния рынка потребовало от его участников и оптимизации существующих бизнес-моделей, включая перевод на аутсорсинг ИКТ, когда они являются необходимым, но не ключевым направлением деятельности предприятий. Для развития бизнеса нужна не инфраструктура ИТ сама по себе, а сервисы, обеспечение отказоустойчивости оборудования, разработка систем. Часть подобных задач можно передать на аутсорсинг. При этом компания может четко контролировать уровень затрат и регулировать их, изменяя качество или набор сервисов
в соответствии с текущими потребностями. Так, разместив свою инфраструктуру ИТ в ЦОД, компании удается повысить эффективность системы и качество ее обслуживания, сократив издержки на штат, аренду, электричество, поддержание отказоустойчивости, а при выборе аренды оборудования – еще и затраты на его покупку.

Выбор в пользу аутсорсинга ЦОД может служить свидетельством высокого профессионализма департамента компании ИТ — в этом убеждены специалисты «Синтерры». Исключив финансовые и временные затраты на создание и эксплуатацию собственного ЦОД, соответствующего требованиям к надежности, безопасности хранения и доступности данных, компания сможет позволить специалистам ИТ сосредоточиться на развитии и совершенствовании корпоративных информационных систем, отдав вопросы поддержки на аутсорсинг.

Решение по аренде или строительству ЦОД принимается, исходя из физических и финансовых условий. Как считают аналитики Ovum, эта задача должна соответствовать долгосрочной стратегии предприятия с учетом его операционной эффективности. Они советуют тщательно проработать вариант аутсорсинга, изучив имеющиеся возможности, риски и специфику бизнеса. Отсутствие стратегического подхода и стремление к краткосрочной экономии может поставить под угрозу всю деятельность организации.

При принятии решения о строительстве собственного ЦОД или использовании услуг аутсорсинга необходимо принять во внимание критические факторы. Их всего восемь: 1) процессоры, архитектура информационной системы и электропитание; 2) топология (плотность размещения, типы серверов, виртуализация); 3) операционные процессы (удаленное управление, коэффициент использования оборудования, изменения/настройки конфигурации, квалификация персонала); 4) каналы связи (синхронное/асинхронное тиражирование, управление данными, телекоммуникационные услуги); 5) мощность ЦОД (с учетом возможного расширения); 6) ОС/изменения приложений (Linux, Windows, SOA, лицензионное ПО); 7) консолидации, рационализация инфраструктуры ИТ; 8) модификация площадки (в том числе электропитание, охлаждение, архитектура здания, внешние ресурсы). Как считают в IBS DataFort, этого достаточно для того, чтобы понять, какое решение лучше и дешевле и несет наименьшие риски.

Нередко можно слышать, что содержать ЦОД чрезвычайно дорого, а аутсорсинг позволяет оптимизировать расходы на ИТ. Между тем, все зависит от конкретной ситуации. Если сравнить ТСО собственного ЦОД и стоимость услуг аутсорсинга (при малом числе серверных стоек такое сравнение некорректно), то примерно за четыре года эксплуатации эти показатели оказываются сопоставимыми (в расчет берутся затраты на поиск площадки, строительство и организацию собственной службы эксплуатации).

По оценкам Uptime Institute, строительство ЦОД с уровнем надежности Tier III обходится примерно в 9700 долларов/м2, а Tier IV уже в 11800 долларов/м2 (± 30%) – в 2,4 раза дороже центра данных уровня Tier I. По данным IBS DataFort, для ЦОД уровня Tier I общей площадью 4000 м2 и площадью для размещения оборудованная 2000 м2
стоимость стойко-места составит
40 тыс. долларов (при мощности 4 кВт на стойку). К этому добавляются операционные затраты: арендные платежи, оплата потребляемой оборудованием электроэнергии, выплаты по сервисным контрактам (обслуживание кондиционеров, ИБП, ДГУ, систем автоматического пожаротушения, охранных систем, систем видеонаблюдения и систем мониторинга), расходы на содержание персонала (электрики, специалисты по кондиционированию, дежурные операторы, сотрудники службы безопасности), а также иные затраты (например, ГСМ).

По мнению Дениса Калинина, планировать строительство собственных ЦОД имеет смысл, если в них предполагается разместить не менее 100 стоек. При меньших объемах центр данных просто невыгоден. Кроме того, потребности в ЦОД могут как снижаться, так и возрастать, и через пару лет ресурсов ЦОД может оказаться недостаточно, либо оборудование будет простаивать (что сегодня наблюдается в некоторых банках). Аутсорсинг позволяет регулировать потребление услуг и арендовать дополнительные мощности в пиковые периоды. Вдобавок можно отказаться от содержания персонала, потребность в услугах которого возникает лишь периодически. Аутсорсеру выгоднее привлекать и оплачивать высококвалифицированных специалистов, поскольку они обслуживают сразу нескольких клиентов. Кроме того, оборудование ИТ быстро устаревает: через три года за те же деньги будет продаваться сервер, вычислительная мощность которого в 12 раз больше. Поставщики услуг могут оптимизировать инвестиции клиента в аппаратные средства, предлагая различные варианты аренды. Одно из развивающихся направлений — аренда приложений.

Сегодня аутсорсинг предполагает гибкий подход с соблюдением соглашений об уровне обслуживания (SLA) и предусматривает аренду вычислительных мощностей и систем хранения, а также приложений. Клиент может воспользоваться расширенной поддержкой ПО, антивирусной защитой и защитой от атак DDoS, резервированием технических средств и резервным копированием с контролем возможности восстановления. Со временем неизбежно будет набирать силу тенденция перехода от аутсорсинга ресурсов к аутсорсингу функций («система как сервис»).

Один из примеров аутсорсинга приложений — поддержка компанией IBS DataFort системы SAP R/3 с модулями CRM. Она обслуживает 1500 пользователей, в качестве платформы задействовано 10 серверов и две СХД. Клиенту такой хостинг ПО SAP ежемесячно обходится в 452 тыс. руб., в то время как обслуживание системы силами заказчика стоило бы, по подсчетам IBS DataFort, 1,77 млн руб. в месяц. В случае хостинга системы SAP стоимость обслуживания снижается, в частности, за счет разделения затрат на привлечение квалифицированных специалистов с другими клиентами. В число услуг входят предоставление в аренду оборудования и ПО, размещение и его обслуживание в ЦОД, защищенный канал связи, управление операционными системами, базами данных и приложениями, управление безопасностью и отказоустойчивостью, мониторинг параметров работы системы, резервное копирование и восстановление данных, администрирование, оказание консультаций и поддержка пользователей.

При современном уровне развития технологий можно отказаться не только от приобретения сервера и его обслуживания, но и от покупки дорогостоящего программного обеспечения — предприятия переходят на «ПО как услуга» (Software as Service, SааS). Такой подход повышает свободу маневра в условиях кризиса, считает Павел Кучерук. На базе собственных ЦОД «Синтерра» реализует совместную программу с Microsoft и Infobox, позволяющую компаниям, работающим во всех регионах России, использовать ПО Microsoft на условиях аренды. Например, чтобы оснастить офис из 15 сотрудников основными корпоративными приложениями, такими как Microsoft Exchange, корпоративный портал на основе Windows SharePoint Services, 1С и ряд других программных продуктов, нужно потратить около 150 тыс. руб. (с учетом покупки сервера), а услуга аренды серверного пространства с набором того же ПО для 15 человек, заказанная у Infobox, обойдется в 10 тыс. руб. ежемесячно, причем версии всегда будут настроены и обновлены.

Тем не менее, многие компании продолжают скептически относиться к аутсорсингу услуг ЦОД. По словам Андрея Синяченко, потенциальные клиенты, например, из банковского сектора, опасаются за непрерывность своих бизнес-процессов и не уверены в достаточном уровне информационной безопасности. Пока мало кто рискует доверить ценную корпоративную информацию стороннему подрядчику. Между тем Денис Калинин считает, что риск хранения конфиденциальной информации у аутсорсера во многом преувеличен. Часто собственные службы безопасности ИТ у клиентов менее надежны: их специалисты гораздо глубже разбираются во внутренней информации, знают, что с ней можно делать и какую выгоду из нее извлечь. Ответственность аутсорсера регулируется договором, а его специалисты даже не в курсе специфики бизнеса клиента. Как утверждают в IBS DataFort, уже несколько их заказчиков перевели на хранение в ЦОД всю конфиденциальную информацию.

Не всегда удовлетворяет потенциальных клиентов и качество каналов связи. Подчас имеются сомнения и в квалификации аутсорсера — в том, насколько грамотно спроектированы системы в ЦОД, как быстро и на каком уровне могут быть решены сложные проблемы.

Тем временем аутсорсинг услуг ЦОД распространяется на новые области. В начале мая компания «Т-Платформы» объявила о выходе на рынок дочерней компании «Т-Сервисы», предоставляющей комплексные услуги высокопроизводительных расчетов. Впервые в России выполняются сразу все работы в этой сфере – от экспертных расчетов до аутсорсинга суперкомпьютерных мощностей и управления суперкомпьютерными центрами. Как было заявлено представителями «Т-Платформы», объем этого рынка пока даже сложно оценить. По предварительным прогнозам, к 2014 г. оборот новой компании может превысить 100 млн долларов.

ЗАОБЛАЧНЫЕ ДАЛИ

Быстро развивающимся сегментом являются «облачные вычисления» (Cloud Computing), открывающие новые возможности для поставщиков услуг, в том числе и услуг аутсорсинга. По расчетам аналитиков Gartner, к 2013 г. объем мирового рынка «облачных вычислений» превысит 150 млрд долларов. Подчеркивается, что внедрение этого подхода идет более быстрыми темпами, чем ожидалось ранее. Уже к концу года оборот данного сегмента должен превысить 56,3 млрд долларов. Текущая экономическая ситуация и сокращение бюджетов на ИТ делают услуги хостинга приложений и сервисов более привлекательными.

Однако отношение к «облачным вычислениям» все еще неоднозначное. Для достижения коммерческого успеха эта технология должна стать более зрелой. Кроме того, по мнению экспертов аналитической компании McKinsey&Company, «облачные вычисления» многое сулят начинающим компаниям, однако не помогут справиться с основными проблемами крупного бизнеса: имеющиеся предложения, когда цена рассчитывается «за использование», для них экономически не оправданы и обойдутся в 1,5-4 раза дороже строительства собственного центра данных.

Тем временем в апреле компания VMware представила новую версию VMware Infrastructure 3 – ОС для «облачных вычислений» VMware vSphere 4. Стратегический замысел состоит в том, чтобы с помощью технологий виртуализации и «облачных вычислений» объединить пулы серверов и тем самым значительно повысить эффективность использования ресурсов ИТ. В vSphere 4
предусмотрены совсем новые технологии, применение которых позволит включить в «облачную» инфраструктуру ресурсы корпоративных ЦОД и центров данных внешних провайдеров, однако они будут доступны позднее. В настоящее время VMware сотрудничает с более чем 500 провайдерами в области реализации услуг «облачных вычислений». В результате, как ожидается, заказчики смогут объединять внешние и внутренние «облака» в единое «частное облако».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вопрос о том, как отразятся новые экономические условия на нарождающемся российском рынке аутсорсинга услуг ЦОД, остается открытым. До кризиса спрос на услуги ЦОД значительно превышал предложение. По словам Дениса Калинина, в настоящее время на рынке ЦОД соблюдается баланс: предложение полностью покрывает спрос за счет высвободившихся ресурсов. Еще совсем недавно, в условиях дефицита мощностей центров данных, клиенты резервировали их заранее в расчете на будущий активный рост. С кризисом же многие из них пересмотрели или сократили свои планы и, соответственно, объемы потребления услуг. Одновременно из-за отсутствия финансирования сократилось строительство как корпоративных, так и коммерческих ЦОД. Между тем эксперты IBS DataFort прогнозируют возможность возобновления дефицита площадей. Рано или поздно кризис закончится, при этом новые ЦОД появятся не скоро, так как на текущий момент их строительство заморожено, а цикл ввода в эксплуатацию превышает год.

Согласно оценке компании «Караван», экономическая ситуация оказывает на рынок ЦОД двоякое влияние. С одной стороны, спрос на услуги ЦОД растет по причине того, что усиливается влияние Internet как канала продвижения продукции и коммуникаций с потенциальными потребителями. Одновременно повышаются требования к доступности и бесперебойности ЦОД. В ситуации сокращения бюджетов ИТ услуги коммерческих ЦОД могут оказаться оптимальным решением для тех компаний, которые намеревались осуществлять строительство собственного или расширение существующего ЦОД.

С другой стороны, многие новые проекты и ресурсы Internet, запуск которых планировался на начало 2009 г., не получили кредитной или инвестиционной поддержки и были «заморожены», что ведет к отказу от услуг ЦОД. В некоторых сегментах (например, в малом бизнесе) изменилось отношение к оценке рисков, связанных с доступностью бизнес-приложений: экономический спад повлек за собой смещение приоритетов — требования к надежности уступили место большей экономической эффективности, поэтому может наблюдаться рост интереса к услугам ЦОД более низкой категории надежности, но говорить о кардинальном изменении в структуре спроса прежде-временно. Михаил Козлов, региональный менеджер VMware в России и СНГ, считает, что кризис станет стимулом к развитию аутсорсинга, однако крупным компаниям такой сервис, скорее всего, обойдется дороже, чем владение собственной инфраструктурой.

Как считает Дмитрий Чагаров, начальник отдела инженерных систем компании «Утилекс АйТи», кризис может и должен стать толчком к бурному развитию рынка аутсорсинга в России. Все больше компаний ощущают и осознают критическое значение таких факторов, как непрерывность и стабильность бизнеса. Не все смогут реализовать столь дорогостоящий проект, каким является строительство собственного ЦОД. К тому же многим необходимо лишь нескольких стоек. В итоге можно ожидать роста спроса на услуги аутсорсинга (см. Рисунок 3), однако в ближайшем будущем по-прежнему будет преобладать размещение в коммерческих ЦОД оборудования клиентов и обслуживание их инфраструктуры ИТ.

Сергей Орлов — обозреватель «Журнала сетевых решений/LAN». С ним можно связаться по адресу: sorlov@lanmag.ru.


Рисунок 1. Основные причины выбора аутсорсинга услуг ЦОД (по данным зарубежных опросов).

Рисунок 2. Варианты аутсорсинга услуг ЦОД (по данным IBS DataFort).

Рисунок 3. По данным Gartner (2008 г.), Россия пока заметно отстает от развитых стран в сегменте аутсорсинга услуг ЦОД.