Примерно 60% респондентов собираются внедрить соответствующие решения в ближайшие два года. Удивительно, но эта цифра ненамного отличается от прошлогодней, когда о подобных планах заявил 61% опрошенных. Намерения намерениями, а реальность такова, что, по данным аналитического отчета Dell’Oro Enterprise Telephony Report, в I квартале 2009 г. рынок объединенных коммуникаций сократился на 21% по сравнению с IV кварталом 2008 г.
Чего же ждут от унифицированных коммуникаций те, кто решил не откладывать их реализацию? Опрос не показал сколь-нибудь заметного смещения в сторону прямой экономии затрат как стимула для внедрения. По-прежнему основной побудительный фактор — улучшение интеграции электронной почты, голосовой связи, мгновенного обмена сообщениями и других коммуникационных средств. Потенциальные пользователи ожидают повышения эффективности совместной работы и продуктивности каждого сотрудника. Таким образом, прямая выгода привлекательнее простой экономии.
Между тем подсчитать эффект от ускорения и упрощения коммуникаций весьма непросто. Имеющиеся данные позволяют оценить его лишь приблизительно. Как показано в ряде исследований, сокращение числа почтовых ящиков для электронных сообщений с двух-трех (корпоративная голосовая почта, сотовая голосовая почта, корпоративная электронная почта) до одного позволяет ежедневно сэкономить 20-40 мин в расчете на одного пользователя. Даже если применяемые методы оценок весьма консервативны, то и в этом случае речь идет о двух неделях рабочего времени, сберегаемого каждым сотрудником в течение года.
Во многом эффективность внедрения будет зависеть от того, как быстро сотрудники предприятия освоят новую систему, иначе всеми потенциальными преимуществами воспользоваться не удастся. Мало того, если человек не способен выполнить определенные действия, которые от него ожидают, это может обернуться еще большими потерями для компании. Весьма показательный пример — история с Уорреном Баффетом, не сумевшим прослушать голосовую почту, из-за чего сорвалась сделка по покупке Lehman Brothers британским банком Barcklays. Впрочем, как отмечается в статье Александра Барскова «Сколько ДВО в одни руки?», переход к IP-телефонии (и UC) облегчает освоение прежде невостребованных функций, поскольку они реализуются либо прозрачным, либо интуитивно понятным образом.
По отзывам достаточно представительной группы «первых» пользователей, для которых IP-будущее уже наступило, унифицированные коммуникации вполне оправдывают их ожидания. Как отмечается в уже упомянутом исследовании, ответы, касающиеся наиболее важных областей UC (повышение мобильности сотрудников, увеличение эффективности их работы, улучшение обслуживания клиентов, ускорение принятия решения и т.д.) показывают наибольшую степень удовлетворенности клиентов. При этом, правда, отмечается, что надежды на экономию в полной степени не оправдались. Как бы то ни было, UC остаются в числе основных приоритетов для западных компаний, тогда как российским предприятиям для начала освоить бы IP-телефонию, без которой широкомасштабный переход к UC невозможен. Пока же совокупная доля IP-портов в продаваемых телефонных станциях меньше 50%, причем существенно.