Между тем, согласно отчету Dell’Oro по результатам I квартала, компании сворачивают проекты в области UC, да и весь мировой рынок корпоративной телефонии сократился более чем на 20%. На российском рынке ситуация еще более плачевная, хотя точных цифр спада нет. В этих условиях приоритетным для пользователя вновь становится такой фактор, как стоимость продукта. Однако развитый функционал способен принести гораздо большую отдачу, чем минималистские решения. О ситуации на рынке корпоративной телефонии и предложениях компании Avaya в интервью нашему журналу рассказал Александр Пархоменко, генеральный директор Avaya в России и странах СНГ. Видеоверсию интервью можно посмотреть по адресу: http://tv.osp.ru.
Журнал сетевых решений/LAN: Рынок корпоративной телефонии, как и весь мир, переживает нелегкие времена. Согласно данным Dell’Oro, в I квартале 2009 г. продажи по разным категориям продуктов снизились более чем на 20%. По прогнозам той же аналитической компании объем рынка корпоративной IP-телефонии в 2009 г. составит 75-80% от прошлогодних показателей. В России IP-телефония получила гораздо меньшее распространение, чем на Западе. Какими вам видятся перспективы этой технологии у нас в стране в связи с изменившимися экономическими условиями?
Александр Пархоменко: Вынужден с вами согласиться: продажи средств корпоративной телефонии в целом снизились. Причина кроется, прежде всего, в снижении объемов строительства, ведь рост этого сегмента рынка связан в первую очередь с оснащением средствами телефонии новых офисов при расширении бизнеса.
Что касается вашего вопроса, то исторической смене технологий ничто не угрожает. Во всяком случае, мы не наблюдаем отказа от IP-телефонии в пользу аналоговых решений. Очевид-но, что IP-телефония прошла точку возврата и заняла свое место на рынке — в пропорциональном отношении ее доля продолжает расти. Вместе с тем это не означает, что традиционная телефония не имеет своего сегмента. По нашей внутренней статистике около 40% объема продаж приходится на традиционные решения.
В условиях кризиса IP-телефония предоставляет клиентам дополнительные возможности. Это уже не просто телефония, а интеллектуальные коммуникации, которые при умелом использовании приносят большую финансовую отдачу. Поэтому можно сказать, что нынешние сложные времена — не помеха для распространения IP-телефонии.
LAN: Некоторые вендоры даже отмечают повышение спроса на IP-телефонию, но увязывают его с заинтересованностью в сокращении расходов на дальнюю связь, как и в начальный период распространения этой технологии. Как, на ваш взгляд, изменилось восприятие IP-телефонии заказчиками, и для каких целей и задач они используют ее в первую очередь?
Пархоменко: Как я уже отмечал, системы IP-телефонии, помимо голоса, позволяют передавать файлы и мультимедиа. Соответственно, они предоставляют огромное количество возможностей. Наша компания активно занимается разработкой новых приложений. К участию в этой масштабной программе мы привлекаем партнеров, помогая развитию их собственного бизнеса и способствуя созданию вертикально интегрированных приложений.
Кроме этого, IP-телефония является частью унифицированных коммуникаций, применение которых позволяет пользователю с любого абонентского устройства получать доступ ко всем бизнес-приложениям, реализованным в корпоративной сети. В качестве примера могу привести нашу компанию. Например, мой мобильный телефон является своего рода выносом корпоративной телефонной станции со всеми функциями стандартного IP-телефона. Я могу совершать звонки по IP, проводить сеансы конференц-связи, а также использовать целый ряд дополнительных функций.
LAN: Несомненно, IP-телефония предлагает богатый функционал, но в какой мере он реально востребован абонентами?
Пархоменко: Со своей стороны мы делаем все, чтобы наши заказчики были не только хорошо информированы о функционале решении Avaya, но и пользовались предоставляемыми им возможностями. Для этого мы проводим специальные тренинги, выпускаем обучающие брошюры и т.д. Конечно, многое зависит от уровня корпоративной культуры компании, от стремления и желания руководства его повысить. Здесь я должен отметить одну весьма позитивную тенденцию — руководители российских компаний и предприятий становятся все более технически грамотными. Им необходимо, чтобы информация была доступна в режиме реального времени, поэтому они заинтересованы в приобретении современных и эффективных средств связи. И, конечно же, персоналу приходится на них равняться. Интеллектуальные возможности наших коммуникационных систем играют немалую роль в повышении эффективности работы предприятий.
LAN: Avaya уже много лет продвигает IP Office, который адресован предприятиям малого и среднего бизнеса. Однако, как правило, необходимыми знаниями для использования высоких технологий обладают специалисты, работающие в крупных компаниях. Не получится ли так, что преимущества IP Office могут быть поняты и восприняты только продвинутыми корпоративными пользователями, которых в сегменте малого и среднего бизнеса меньшинство?
Пархоменко: Надо сказать, вопрос острый. Однако дело не в грамотных или неграмотных пользователях. Наша система достаточно проста, и, для того чтобы извлечь максимум возможностей из доступного функционала, нет необходимости быть продвинутым пользователем. Вместе с тем в сегменте малого и среднего бизнеса высокие технологии традиционно востребованы не в полной мере. К тому же для этого рынка цена имеет критическое значение.
Сегмент малого и среднего бизнеса является для нас одним из приоритетных, мы нацелены на его завоевание. Мы учимся на своих ошибках и многое поняли за последние несколько лет. В первую очередь мы изменили ценовую политику и сделали IP Office в базовой конфигурации более привлекательным по цене. Кроме того, реализуемая нами обширная промо-программа направлена на создание реальной конкуренции бюджетным решениям других вендоров в этом сегменте.
Еще одна особенность IP Office заключается в том, что для инсталляции этого высокотехнологичного продукта требуются определенные знания. Учитывая такую особенность, мы развернули сеть поддержки: сегодня на всей территории России работают наши авторизованные партнеры, способные до предела упростить процесс покупки и развертывания решения. В результате заказчик получает всю необходимую ему функциональность, приложив минимум собственных усилий. Это единственный верный путь к заказчику.
Я считаю, нам удалось найти своих клиентов в этом секторе. Конечно, многие готовы довольствоваться простыми и дешевыми продуктами. Но именно в период кризиса дополнительная функциональность нашего решения, в том числе возможность реализации концепции унифицированных коммуникаций и встроенный в наш IP Office операторский центр, позволяют повысить конкурентоспособность предприятия. Продукт действительно уникальный, и важно грамотно объяснить потенциальному заказчику, в чем заключается преимущество решения и как его правильно использовать. Поэтому мы активно работаем в регионах — как с заказчиками, так и с бизнес-партнерами, ведя активную маркетинговую деятельность.
Убежден, что это направление будет развиваться и дальше, принося свои плоды.
LAN: Как утверждало прежнее руководство российского офиса Avaya, традиционные телефонные станции продаются «сами собой». На них до сих пор приходится существенная часть оборота на рынке России. Что изменилось в этом сегменте за последние годы и как развивается соответствующее оборудование?
Пархоменко: Мне трудно отвечать за своих предшественников. Как человек прагматичный, я могу сказать, что мы продаем то, что пользуется спросом и приносит компании прибыль. Как уже отмечалось, традиционные телефонные решения имеют свою нишу и по-прежнему занимают достойное место на отечественном рынке. Конечно, мы их поддерживаем и будем уделять им должное внимание. Страна у нас большая, целым категориям пользователей не нужны продвинутые функции. Если предприятие не испытывает потребности в расширенном функционале и ищет бюджетное решение, мы с удовольствием предложим ему аналоговые порты. Хотел бы отметить: наши системы связи позволяют объединять любые типы портов, что выгодно выделяет их на рынке. С учетом наличия спроса на такие гибридные решения мы получаем значительное конкурентное преимущество.
LAN: Унифицированные коммуникации занимают важное место в стратегии развития предприятий. В какой-то мере подобные проекты можно уподобить проектам внедрения систем CRM и ERP, которые далеко не всегда доводятся до конца из-за своей сложности и необходимости изменять бизнес-процессы. Насколько успешны проекты реализации унифицированных коммуникаций в российской действительности?
Пархоменко: Несколько лет назад я работал в консалтинговой компании, которая как раз специализировалась на продаже решений ERP. Готов согласиться с тем, что вы говорите относительно ERP, но не стал бы переносить это утверждение на унифицированные коммуникации. Прежде всего, унифицированные коммуникации не изменяют бизнес-процессы компании — они повышают эффективность реализации этих процессов благодаря большей мобильности сотрудников. Это открывает дополнительные возможности для оптимизации издержек и совершенствования бизнеса в целом, но ни в коем случае не служит поводом для его коренной перестройки, которая в случае внедрения системы ERP может привести и к отрицательным последствиям, вплоть до банкротства компании.
Унифицированные коммуникации — вещь вполне понятная и логичная, а соответствующий функционал присутствует во всех решениях Avaya. Поэтому, приобретая даже самые малые решения, например, базовый медиасервер, заказчик одновременно становится пользователем унифицированных коммуникаций. В каком объеме он использует имеющийся потенциал — вопрос внутренней культуры компании и ее потребностей. Сравнивая развитие унифицированных коммуникаций в России и за рубежом, готов согласиться с теми, кто считает, что мы в этом отношении несколько отстаем, поскольку уровень развития информационной культуры все еще недостаточен. Спектр наших предложений на российском рынке мало отличается от того, что мы предлагаем в других странах. Некоторые задержки связаны с трудностью распознавания русской речи. Тем не менее реализация самой концепции унифицированных коммуникаций достаточно полна, и большое число крупных корпоративных заказчиков уже с успехом пользуются предоставляемыми ей возможностями.
LAN: В чем принципиальное отличие Avaya Aura от других имеющихся на рынке решений для реализации унифицированных коммуникаций?
Пархоменко: В корпоративную сеть вносится новый интеграционный слой, который позволяет объединить в единое логическое пространство терминалы, коммуникационные платформы и программные решения, в том числе разных поколений и от различных производителей. С одной стороны, такая интеграция позволяет существенно упростить взаимодействие элементов сложной и разнородной корпоративной сети, сделать маршрутизацию и управление прозрачными. С другой стороны, благодаря отделению уровня приложений от уровня маршрутизации сеансов, Avaya Aura предоставляет уникальную возможность значительного увеличения скорости внедрения пользовательских сервисов, что является важнейшим требованием в условиях экономического спада и обострения конкуренции.
LAN: В связи с падением продаж аналитики говорят о возможности расширения рынка услуг, таких как IP Centrex. В России данный сегмент рынка развит недостаточно. Какими вам видятся его перспективы в новых условиях и каково отношение компании к этому рынку?
Пархоменко: В последнее время этот рынок активно развивается, что вполне понятно. В условиях кризиса многие компании стараются найти оптимальный способ инвестиций, замораживая CAPEX и переходя на OPEX. Этим обусловлено повышение спроса на аутсорсинговые услуги операторов.
Для нас сервис — одно из самостоятельных направлений бизнеса, в Avaya существует специальное подразделение. Как вы понимаете, поставляемые решения должны отвечать особым условиям, в частности, необходимо обеспечивать раздельные биллинг, администрирование и функционал. Мы активно сотрудничаем с ведущими операторами в направлении предоставления хостинговых услуг и достигли значительных успехов в этой области. Более того, определенные сегменты рынка нам удалось охватить именно благодаря предоставлению сервиса услуг, спрос на который постоянно растет.