В этом году все ответы на вопросы о влиянии экономического кризиса на современную отрасль IP-телекоммуникаций неизбежно содержит число 20. Независимо от того, о каком из сегментов этого обширного рынка идет речь, наблюдаемое сокращение везде составляет примерно 20%. Так, в I квартале на 21% сократились общемировой оборот рынка корпоративной телефонии (до 3 млрд долларов), объемы продаж офисных телефонных станций и портов (до 1,3 млрд долларов и 10,3 млн портов, соответственно).
Телефонов продано меньше на 23% (продажи принесли 934 млн долларов), а корпоративных голосовых приложений — на 19% (721 млн долларов). «Притормозил» даже «рынок будущего» — объединенные коммуникации: по сравнению с IV кварталом прошлого года оборот снизился на 21%. Приведенные значения были взяты из отчета Enterprise Telephony Report, недавно опубликованного аналитической компанией Dell’Oro.
Как разъясняют аналитики, столь глубокий спад обусловлен не одним только экономическим кризисом: по их словам, в настоящее время пятеро из восьми крупнейших производителей отрасли заняты реализацией мер по осуществлению масштабной реструктуризации. Это привело к тому, что многие потенциальные клиенты решили временно воздержаться от каких бы то ни было приобретений и оценить, как ситуация будет развиваться дальше. В настоящее время перестройкой своего бизнеса заняты Siemens, Aastra и Avaya.
Бывшее подразделение по корпоративным сетевым технологиям Enterprise Networks компании Siemens с середины прошлого года подвергается реорганизации при содействии финансовой инвестиционной компании Gore Group: вновь образованное совместное предприятие поглотило также компанию Enterasys, бывшего поставщика оборудования для построения сетевой инфраструктуры, Gore принадлежит 51% акций, Siemens — 49%. Компания Aastra приступила к интеграции подразделения телефонных станций Ericsson и, одновременно, к инкорпорации немецкой компании DeTeWe в феврале.
В свою очередь, Avaya спустя пять лет после приобретения Tenovis по-прежнему вынуждена бороться с конфликтами в канале продаж. Кроме того, недавно Avaya объявила о своих планах в отношении дальнейшего развития партнерства с IBM, начатого еще восемь лет назад. Оба предприятия намерены реализовать взаимосогласованную концепцию объединенных коммуникаций. Nortel, еще в I квартале пытавшаяся спастись с помощью реструктуризации, в настоящее время находится под защитой 11-ой статьи американского закона о банкротстве (Chapter Eleven) и ожидает неизбежного разделения.
Однако дела обстоят ненамного лучше и у тех компаний, которые не пугают клиентов запутанными процессами реструктуризации. К примеру, лидер отрасли Cisco в I квартале 2009 г. продала на 32% меньше портов, чем в предшествующем квартале, а Alcatel-Lucent — на 27%. У NEC дела обстояли не так плачевно, и снижение составило «всего» 9%.
Несмотря на то, что выжидательная позиция многих предприятий приводит к застою в инвестициях, аналитики из Dell’Oro не верят в улучшение ситуации в текущем году. Собранная ими статистика показывает четкую взаимо-связь между портами питания через Ethernet (Power over Ethernet, PoE) и технологией VoIP: основанием для такой корреляции служит похвальная предусмотрительность пользователей, которые перед внедрением VoIP проводят соответствующую подготовку своих корпоративных сетей передачи данных. Приобретению системы для IP-телефонии практически всегда предшествует увеличение числа портов PoE – это важный индикатор для реализации проектов VoIP. Однако в I квартале продажи портов PoE сократились на 25%, на основании чего аналитики Dell’Oro сделали выводы, что в ближайшее время следует ожидать сопоставимого снижения продаж оборудования для VoIP. Кроме того, Dell’Oro прогнозирует сокращение рынка на весь 2009 г.: по количеству портов телефонных станций продажи снизятся примерно на 22% (до 43,1 млн), а по обороту – на 25% (до 5,4 млрд долларов).
ВИРТУАЛИЗАЦИЯ НА ПОЛЬЗУ ХОСТИНГОВЫМ РЕШЕНИЯМ
Подход, при котором телекоммуникационные функции предоставляются в виде услуг, в последние годы приобретает все большую привлекательность. Избавиться от всех сложностей, связанных с технологией VoIP, путем вынесения их за пределы предприятия и получить четко оговоренный пакет услуг по точно рассчитанной цене — такой подход приобретает все больше сторонников. Неясные прогнозы в отношении бизнеса производителей также способствовали тому, что пользователи устремились к поставщикам услуг. В общих чертах вырисовываются три модели, в соответствии с которыми может осуществляться аутсорсинг услуг: управляемые услуги (Managed Service), хостируемое решение и IP Centrex. Многие аналитики считали последний вариант наиболее перспективным для широкого распространения, однако реальность оказалось иной: IP Centrex по-прежнему далек от того, чтобы его можно было считать по-настоящему массовым решением.
«Будучи простым и выгодным решением, IP Centrex определенно имеет свои преимущества, — считает Йорг Швердтнер, дипломированный инженер и технический менеджер компании Mitel, отвечающий за регион Центральной и Восточной Европы. — Однако мы считаем, что они проявляются в случае применения их для небольших офисов и предприятий — до 50 пользователей. Для крупных организаций технология IP Centrex, с нашей точки зрения, слишком ограничена в своих функциях. Провайдеры организуют IP Centrex в виде «большого пирога», от которого каждому клиенту отрезается небольшой кусочек. Это решение с трудом поддается масштабированию и приводит к нежелательным побочным эффектам. К примеру, если провайдер осуществляет обновление своего телекоммуникационного программного обеспечения, то этот процесс автоматически затрагивает всех клиентов соответствующего сервера».
Сама компания Mitel реализует большинство своих проектов по аутсорсингу телекоммуникационных услуг в соответствии с моделью хостируемых решений. Современные технологии виртуализации во многом способствовали популяризации этой концепции: если раньше каждому клиенту выделялся собственный сервер, то сейчас имеющиеся ресурсы можно использовать намного эффективнее благодаря созданию виртуального пула. Однако, в отличие от технологии IP Centrex, каждый пользователь сохраняет здесь собственные средства, включая операционную систему с индивидуальными параметрами и приложениями. При возникновении «узких мест» в производительности автоматически подключаются дополнительные ресурсы из пула, который все чаще организуется в виде «облака» (сloud). Благодаря этому поставщик имеет возможность предлагать привлекательные по цене и масштабируемые индивидуальные решения.
Поэтому неудивительно, что в число стратегических партнеров Mitel входят не только такие компании, как Sun, HP, IBM и Microsoft, но и VMware, специализирующаяся в области виртуализации.
СТАРЫЕ СПОРЫ: SIP ПРОТИВ H.323
В вечном споре специалистов по технологии VoIP о преимуществах и недостатках протоколов Session Initiation Protocol (SIP) и H.323 компания Mitel придерживается собственного, и достаточно весомого, мнения: «SIP, по сути, является самым настоящим проклятием, — считает Швердтнер. — Он не предназначен для управления трафиком в реальном времени, так как имеет всего лишь шестнадцать или девятнадцать параметров» (см. Рисунок 1). Для сравнения: в ISDN поддерживается около 6 тыс. параметров, традиционные телекоммуникационные станции обладают, как правило, 300-700 функциями. Таким образом, Mitel озвучивает то, что многие производители думают и реализуют вопреки восторгам пользователей
по поводу технологии SIP.
SIP поддерживают компании Alcatel-Lucent, Avaya, Cisco, Microsoft, NEC, Nortel и Mitel, однако почти у каждой, помимо рудиментарных телефонных функций на базе SIP, имеется большой пакет удобных программных инструментов с нестандартной реализацией на базе H.323 или собственных дополнительных протоколов. Согласие достигнуто лишь в отношении подключения конечных устройств на базе SIP к офисным телефонным станциям – эта тема особенно важна в связи с широким распространением мобильных устройств. Немногие производители предлагают платформы исключительно на базе SIP, в их число входят Microsoft (продукты Live Communication Server и Office Communications Server), а также Nortel (Multimedia Communications Server).
МОБИЛЬНОСТЬ, FMC И UC
По всему миру операторы сотовой связи ежегодно получают 692,6 млрд долларов за свои услуги по обеспечению голосовых коммуникаций. Однако, согласно исследованию Gartner, в ближайшие годы технология VoIP произведет здесь маленькую революцию: аналитики предсказывают, что к 2019 г. более 50% мобильной голосовой связи будет осуществляться через VoIP «из конца в конец» (End-to-End). С точки зрения пользователей мобильной связи, прогнозы аналитической компании даже слишком сдержанны — при нынешнем сокращении разницы в стоимости услуг мобильной связи и VoIP вполне вероятно, что технология Mobile VoIP окажется востребована намного раньше и в большем объеме. Правда, в настоящее время во многих регионах реализации этой тенденции мешают искусственные преграды, активно создаваемые операторами сотовой связи, однако правомерность таких действий все больше подвергается сомнениям.
Как только VoIP начнет повсеместно внедряться, к примеру, в виде клиентов SIP на КПК и смартфонах, то коренные изменения претерпит не только рынок мобильной связи: на новый уровень выйдет и интеграция мобильной связи в общекорпоративные коммуникационные сценарии. На большинстве предприятий телефонная связь по-прежнему разделяется на услуги фиксированной и подвижной сетей. Негативные последствия этого явления заключаются в том, что, находясь в дороге, сотрудники не могут воспользоваться такими важными функциями, как запись разговоров или изменение переадресации звонков, и к тому же им приходится мириться с наличием нескольких телефонных номеров — для стационарного и мобильного телефонов, а также для домашнего офиса.
КЛИЕНТЫ SIP НА КПК И СМАРТФОНАХ
В конвергентной среде все перечисленные препятствия устраняются. Объединить стационарную и мобильную связь (Fixed Mobile Convergence, FMC) можно несколькими способами. Многие решения, представленные на рынке, используют сотовую сеть GSM в качестве технической основы для коммуникации между мобильным устройством и сервером мобильности (Mobility Server) в телекоммуникационной инфраструктуре. В этом случае сигнализация команд управления (к примеру, для удержания вызова) осуществляется во время разговора путем одновременной передачи соответствующих последовательностей двухтонального многочастотного набора телефонного номера (Dual Tone Multi Frequency, DTMF). Преимущество этой традиционной технологии в том, что базовые функции FMC работают практически на всех телефонах стандарта GSM.
«Однако пользователям гораздо проще и удобнее, когда на сотовый телефон устанавливаются клиенты, разработанные специально для FMC, — уверен доктор Михаэль Томсон, руководитель отдела по менеджменту продукции немецкого производителя Swyx. — Эти клиенты разрабатываются, как правило, для мобильных платформ Symbian, Windows Mobile и Blackberry. Пользователи iPhone могут оценить преимущества UC при помощи специально предлагаемого для них решения SwyxMobile, обеспечивающего простую интеграцию в персональную офисную среду» (см. Рисунок 2). К настоящему времени практически все сотовые телефоны бизнес-класса поддерживают, помимо GSM, технологию WLAN/SIP. Вместе с тем на многих предприятиях имеется беспроводная инфраструктура WLAN. В таких условиях логичным решением оказывается реализация FMC посредством протокола SIP, поскольку в результате исключаются расходы на мобильную связь. Некоторые производители комбинируют обе технологии, предоставляя возможность переключения с одной на другую (Handover) без разрыва соединения.
Качественная интеграция FMC позволит существенно упростить и ускорить коммуникационные процессы внутри предприятия: для всех телефонов конкретного сотрудника будет предоставлен единый номер. Звонки, совершенные с помощью сотового телефона, станут отображаться у собеседника с указанием прямого (офисного) номера. Благодаря привязке к системе индикации присутствия (Presence Management), те, кто находится в офисе, в любое время смогут узнать, разговаривает ли кто-либо из коллег в данный момент по своему сотовому телефону. И наоборот, мобильный пользователь сразу оценит, как удобнее всего связаться с нужным ему сотрудником. Кроме того, находясь вне офиса, пользователи могут быстро активировать (или деактивировать) переадресацию вызовов, чтобы перенаправить входящие звонки на других специалистов или на голосовую почту.
ТЕНДЕНЦИИ VOIP: ШИРОКОПОЛОСНЫЕ КОДЕКИ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ПЕРЕДАЧИ ГОЛОСА
Главное и неоспоримое преимущество технологии VoIP заключается в ее гибкости. «Однако внедрение пакетных служб с таким же качеством, как на предшествующих системах, представляет некоторые сложности», — констатирует доктор Александер Рааке, старший научный сотрудник лаборатории Deutsche Telekom (T-Labs). В своем докладе на отраслевом конгрессе, который Telekom Forum и T-Labs недавно провели в Берлине, ученый выдал свою оценку пути, по которому следует технология VoIP. Целью должно стать использование гибкости VoIP с одновременным значительным улучшением качества. Последнее ухудшается, к примеру, в результате задержек или потери пакетов. «Качество повысится, если будет увеличена ограниченная пропускная способность», — считает Рааке. По его словам, базовой предпосылкой для этого является использование широкополосных кодеков (от 50 до 7000 Гц) вместо узкополосных (от 300 до 3400 Гц).
Тесты показали, что качество телефонного разговора VoIP с использованием широкополосного кодека оценивается на 30% выше, чем в случае применения узкополосного. «Даже при наличии фоновых шумов широкополосное соединение оказывалось лучше, — сообщает Рааке. — Будущее принадлежит ультраширокополосным кодекам или аудиокодекам» (см. Рисунок 3). В целом же телефония высокой четкости позволит реализовать целый ряд новых голосовых сервисов. В частности, Рааке прогнозирует проведение пространственных аудиоконференций (Spatial Audio Conferencing), что обеспечит объемное воспроизведение звука на телефонных конференциях, а кроме того, гораздо лучшее восприятие выступлений. Для этой области T-Labs уже разработала целый ряд демонстрационных и прототипных систем (см. также Рисунок 4).
Штефан Мучлер — ведущий корреспондент LANline.
© AWi Verlag