Кризис не привел к резкому спаду мирового рынка оборудования ВКС. Согласно исследованию Wainhouse Research, в I квартале 2009 г. продажи оконечных устройств ВКС снизились на 7,7% в денежном выражении и на 8,9% по числу поставленных единиц оборудования (по сравнению с аналогичным кварталом 2008 г.), однако уже во II квартале рынок практически вернулся к уровню 2008 г. Лидирует на нем норвежская компания Tandberg (40%), далее следуют американская Polycom (34%), японская Sony (4%) и итальянская Aethra (2%). Китайские компании занимают 13% рынка, оставшиеся 7% приходятся на всех остальных производителей.
Российский рынок ВКС по объему (50-60 млн долларов, экспертная оценка «Журнала сетевых решений/LAN») значительно уступает рынкам ведущих европейских стран, но обладает немалым потенциалом для дальнейшего развития. Активное внедрение систем ВКС началось у нас лишь несколько лет назад. По словам Артема Герасимова, главного специалиста управления сетевых технологий компании «Техносерв», законодателями моды на ВКС выступают министерства, да и те действуют, как правило, по приказу правительства. Второе место по числу инсталляций систем ВКС делят между собой предприятия нефтедобычи и банки. В числе объективных факторов, препятствующих развитию ВКС в России, он называет дороговизну оборудования, низкое качество каналов связи, дефицит скоростных каналов и высокую стоимость их аренды.
Но ситуация меняется к лучшему. Павел Салмин, эксперт компании «Инфосистемы Джет», отмечает, что за последний год интерес заказчиков к решениям ВКС явно возрос. Жесткая необходимость оптимизации расходов заставила многих пересмотреть предвзятое мнение о том, что ВКС значительно уступает в продуктивности личной встрече. Зачастую такое предубеждение вызвано тем, что ВКС воспринимается некоторыми людьми как незамысловатое средство общения с помощью Web-камеры через Internet, которое больше подходит для развлечения, чем для серьезной работы. Однако c развитием технологий, когда участники «виртуальной» встречи получили возможность видеть собеседников на широкоформатных панелях высокого разрешения (HD) и слышать их голоса в CD-качестве, эти заблуждения развеиваются без остатка.
Главное — кризис заставил всех экономить, а ВКС — хорошее подспорье в этом благом начинании. Вот и руководитель вымышленной нами компании (далее Заказчик) решил, что использование современных технологий видеосвязи позволит ему значительно снизить расходы на командировки сотрудников. Он задумал объединить посредством системы ВКС восемь офисов (один центральный и семь региональных) для проведения совещаний и обучения персонала. Обратившись к поставщикам и интеграторам с просьбой разработать соответствующие решения, он сформулировал три базовых требования к системе:
-
проведение групповых совещаний (8-сторонняя видеоконференция организуется из центрального офиса);
-
обучение персонала в региональных офисах (с трансляцией данных);
-
минимальный бюджет и срок окупаемости.
SD ИЛИ HD
Заказчик не указал желаемые параметры качества видеоизображения, а потому с интересом ожидал, что предложат проектанты: стандартное качество (SD) или активно пропагандируемое многими производителями видео высокой четкости (HD). (Характеристики некоторых типовых форматов видеоизображения представлены в Таблице 1.)
По данным Николая Зыляева, коммерческого директора Tandberg в России и странах СНГ, уже сейчас около 80% продаваемых компанией систем ВКС — это системы HD, причем структура спроса все более смещается в сторону оборудования Full HD. Многие клиенты покупают системы ВКС высокого разрешения, но реально используют уровень 448р (448 строк, прогрессивная развертка) для получения качественного изображения на существующих «узких» каналах. Тем самым они решают задачу защиты инвестиций: в будущем при переходе на более скоростные каналы им не придется менять оборудование ВКС для получения качества HD. Что касается нашего проекта, то в ответ на просьбу Заказчика минимизировать бюджет Tandberg предложила вариант с оборудованием SD.
Несколько иную ситуацию со спросом на HD-решения представили нам специалисты компании ИМАГ. По словам Александра Скуснова, директора по методической работе, большинство клиентов видят в ВКС прежде всего инструмент для снижения расходов, который должен быстро окупаться, а такое условие обеспечивают только классические системы ВКС стандартного разрешения (SD). Именно на них (в данном случае речь идет о Aethra Vega X3 и Vega X5) приходится сегодня почти 90% продаж компании, эти системы и были предложены Заказчику. Согласно оценке ИМАГ, в результате кризиса сильнее всего снизились продажи дорогих, «имиджевых» систем ВКС с поддержкой высокой четкости и серверов MCU, рассчитанных на поддержку большого числа участников. Такое оборудование обычно приобреталось в рамках крупных проектов.
Задумав построить систему, при использовании которой взаимодействие участников максимально соответствовало бы реальному общению, и выбирая между качеством SD и HD, специалисты компании «Крок» остановились на первом варианте — тоже с целью снижения бюджета проекта. При этом они рекомендовали Заказчику обратить внимание на решения, предоставляющие возможность дальнейшего развития и масштабирования. Транслируемые между офисами презентационные и учебные материалы, по их мнению, должны воспроизводиться с высоким разрешением (не ниже XGA, 1024 х 768), к тому же они советуют установить разные мониторы для отображения людей и документов. При использовании одного монитора переход к работе с презентационными/учебными материалами приводит к изменению раскладки экрана и уменьшению размеров изображения удаленных участников совещания, что ухудшает качество общения по видеосвязи.
Вариант со стандартным качеством предпочли большинство разработчиков проекта (см. Таблицу 2). Компания «АйТи» просчитала два варианта: SD и HD. Впрочем, нашлись и те, кто сделал выбор в пользу оборудования, обеспечивающего качество HD в многоточечном сеансе видеосвязи, — «Техносерв» и «Полимедиа». Наконец, Sony и ее партнер «АйПи-Ви» (IP-V) предложили терминалы с поддержкой HD, однако рекомендованные средства организации многоточечной видеоконференции (MCU) не поддерживают такое разрешение, поэтому в данном случае покупка систем HD — это выбор на перспективу.
СЕТЕВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
Подготовка сетевой инфраструктуры между офисами не входила в задачу наших проектантов. Однако, чтобы гарантировать нормальную работу систем ВКС, они сформулировали для нее определенные требования. Так, специалисты компании «Крок», исходя из предположения, что сетевая инфраструктура заказчика построена по схеме «звезда» (с логическим центром в головном офисе), рекомендовали следующие параметры каналов:
-
пропускная способность 512-1024 Кбит/с;
-
односторонняя задержка при передаче трафика не более 150 мс;
-
вариация односторонней задержки (джиттер) 40 мс;
-
минимальный уровень потерь пакетов (допустимые потери составляют 0,1-1%, но при этом возможно ухудшение качества видеосвязи).
При расчете пропускной способности канала для подключения абонента к видеоконференции Сергей Волков, главный специалист отдела сетей передачи данных «Корпорации UNI», рекомендует учитывать размер мониторов видеотерминалов. Так, для ноутбука с экраном 15” достаточно 384 Кбит/с, пользователю ПК, оснащенного монитором 21”, для удобства работы потребуется 512 Кбит/с, а для видеотерминала с монитором 42” необходимо 786 Кбит/с. Кроме того, ввиду такого явления, как «пульсация» видеотрафика, к расчетной пропускной способности следует добавить еще 20%.
Расчет, проведенный на основе этих данных для нашего проекта, дает следующие результаты по пропускной способности каналов:
-
для центрального офиса – 6,5 Мбит/с (7x786 Кбит/с + 20%),
-
для филиалов – 1 Мбит/с (786 Кбит/с + 20%).
С целью повышения эксплуатационных показателей системы ВКС специалисты «Корпорации UNI» рекомендуют изолировать видеотрафик в пределах отдельной виртуальной сети, для которой коммутация и маршрутизация будут осуществляться с более высоким приоритетом по отношению к остальному трафику.
По мнению большинства экспертов, для обеспечения SD-качества оптимальной является скорость 768 Кбит/с, но это не значит, что на более узких каналах видео-связь невозможна. Современные системы обладают достаточным интеллектом, чтобы на основе информации о доступной пропускной способности самостоятельно выбрать нужное разрешение, и приемлемое качество в данном проекте вполне может быть достигнуто уже при скорости 384 Кбит/с. Для передачи же HD-сигнала, как правило, нужно более 1 Мбит/с.
Сегодня системы ВКС успешно работают как в корпоративных сетях, так и через Internet. Во многом это стало возможным благодаря прогрессу в технологиях интеллектуального восстановления потерянных пакетов. Наряду с этими технологиями, современные системы ВКС наделены функциями автоматического понижения скорости информационного потока при деградации качества передачи данных. В результате сегодня видеотрафик уже не столь чувствителен к качеству каналов, как это было несколько лет назад. Именно поэтому указанные выше требования к уровню потерь пакетов (не более 1%) многим кажутся перестраховкой. Например, в предложении, присланном нам компанией «Полимедиа», допустимый порог потерь повышен до 5%.
Как отмечает Юрий Крят, руководитель направления Tandberg компании «Ландата», использование инфраструктуры Internet для развертывания ВКС облегчает и наличие в портфеле производителей специальных серверов (например, Tandberg Video Communication Server), которые позволяют обеспечить единое адресное пространство и прозрачное установление связи через Internet, даже если терминалы находятся во внутренней сети удаленного объекта — за системой NAT и межсетевым экраном.
ПОДГОТОВКА ПОМЕЩЕНИЯ
Подготовку помещений для ВКС Заказчик решил взять на себя. Тем не менее он с большим вниманием изучил рекомендации проектантов. Как отмечает Михаил Никифоров, руководитель направления ВКС компании «Крок», стоимость минимальной подготовки помещения составляет, как правило, незначительную долю расходов (по сравнению со стоимостью оборудования), но такая подготовка позволяет заметно поднять качество общения. Первоочередного внимания заслуживают следующие аспекты:
-
расположение средств отображения, камер и участников совещания;
-
световые характеристики помещения — степень освещенности, параметры осветительных приборов и др.
-
звуковые особенности помещения — уровень шума, качество шумоизоляции и т.д.
Сергей Волков советует покрасить стены в однотонные пастельные тона, что позволяет лучше воспринимать видео-изображение даже при частых перемещениях видеокамеры. Комната должна освещаться равномерно. Искусственный свет предпочтительнее дневного, поскольку последний может создавать резкий контраст, «засвечивать» или недостаточно освещать участников видеоконференции. Кроме того, во время обучающих мероприятий выдвигаются особые требования к микрофону, которым пользуется лектор, передвигающийся у презентационной доски, тогда как для проведения совещания достаточно установить микрофон в центре стола.
На практике системы ВКС зачастую устанавливают в уже готовые, обставленные мебелью переговорные. По мнению Юрия Крята, типичная переговорная комната с вытянутым или круглым столом — далеко не самое лучше место для проведения видеоконференций, однако в условиях экономического кризиса мало кто готов оборудовать под ВКС специально выделенную комнату.
РЕШЕНИЯ С ОТДЕЛЬНЫМ MCU
Каноническое решение для организации многосторонних видеоконференций (в нашем случае с подключением восьми переговорных комнат) требует установки видеосервера MCU (см. Рисунок 1). Такой сервер управляет процессом установления соединений между всеми видеотерминалами и согласовывает параметры обработки аудио- и видеопотоков. При необходимости он микширует и коммутирует эти потоки, а также решает, по какому пути они будут направлены каждому участнику конференции. Кроме того, MCU отвечает за расположение окон на экранах мониторов ВКС и алгоритмы их обновления.
Сервер MCU может представлять собой отдельно стоящий программно-аппаратный комплекс или быть встроенным в абонентский терминал. Встроенный MCU обычно значительно дешевле, чем выделенное устройство, но его функционал намного скромнее. Большинство компаний построили свои решения на основе отдельно стоящего MCU начального уровня.
Среди них только компания «Крок» не указала конкретного производителя оборудования для данного проекта. Сформулировав два основных критерия выбора («во-первых, это должна быть компания со стабильным положением на рынке и предсказуемым будущим, а во-вторых, выпускающая надежное оборудование с долгим сроком службы и хорошим соотношением цена/качество»), эксперты «Крок» высказались в пользу оборудования Polycom или Tandberg. Учитывая сходную ценовую политику названных компаний и проведя оценку бюджета проекта, они оставили на усмотрение заказчика выбор конкретного производителя.
«Крок» предложила оснастить переговорные комнаты абонентским комплектом современного уровня с высококачественной камерой (например, Polycom HDX 7000 или Tandberg C20). Для съема звука в помещении интегратор рекомендовал микрофонную систему, состоящую из двух потолочных микрофонов, чтобы участники могли произвольно располагаться в помещении, а рабочие столы оставались свободными. Для отображения удаленных собеседников был предложен плазменный или ЖК-экран с диагональю 60-65”, а презентационные/учебные материалы предполагалось передавать на индивидуальные мониторы с диагональю 17-19”.
Компания «АйТи» тоже оставила Заказчику свободу выбора — только не производителя, а качества изображения (и соответственно, стоимости решения) — SD или HD. Она предложила установить в центральном офисе сервер MCU Polycom RMX 1000 (на 12 абонентов), который позволяет проводить видеоконференции как стандартной, так и высокой четкости (в последнем случае требуется дополнительная лицензия), а в качестве терминалов рекомендованы устройства Polycom HDX 7000 с поддержкой HD или бюджетная серия Polycom QDX, поддерживающая только SD. Модели плазменных панелей необходимой диагонали, равно как и акустическую систему, интегратор будет подбирать под конкретный конференц-зал.
Для записи, архивного хранения и вещания материалов конференций «АйТи» посоветовала установить сервер Polycom RSS 2000, с помощью которого можно записывать две конференции одновременно и транслировать их 25 абонентам (для просмотра требуется только ПК с колонками). Мониторинг и администрирование сети ВКС, а также планирование сеансов видеосвязи удобно осуществлять с помощью сервера Polycom CMA 4000. Клиентское приложение CMA 4000 Desktop позволяет участвовать в видеоконференции при помощи оснащенного Web-камерой ПК или ноутбука (пользователь вводит в строке браузера адрес сервера CMA 4000, на его ноутбук загружается «тонкий» клиент, никаких дополнительных настроек не требуется, звонки можно совершать из уже загруженной адресной книги).
Сразу несколько интеграторов — «Инфосистемы Джет», «Корпорация UNI», «Ландата», «Техносерв» (см. Таблицу 2) — предложили решения на базе оборудования Tandberg с использованием сервера MCU-4205. Web-интерфейс этого сервера с несколькими уровнями доступа позволяет организовать альтернативный портал, где каждый региональный офис сможет пользоваться выделенными для него ресурсами и управлять своей конференцией. Встроенный потоковый сервер позволяет подключать пассивных зрителей, которые могут через браузеры видеть как изображения участников, так и графическую информацию. Данный сервер, как и сервер Polycom RMX 1000 (в начальной конфигурации), поддерживает 12 одновременных участников конференции. Поскольку в нашем проекте будут задействованы только восемь портов, остальные четыре можно использовать для подключения к сеансу связи пользователей ПК — для этого понадобятся стандартный браузер и USB-камера.
Дополнительно «Корпорация UNI» предложила установить сервер Tandberg Content Server, с помощью которого можно записывать любую видеоконференцию и мультимедийную презентацию. Результаты протоколирования сеансов могут быть опубликованы на корпоративных медиаресурсах с предоставлением свободного доступа к ним. Указанный сервер способен записывать до пяти одновременных конференций с трансляцией двух из пяти записываемых сеансов в реальном времени. Ретрансляция сюжетов возможна в режиме одноадресной и групповой доставки. Опционально оборудовать систему сервером записи и вещания предложила и «Ландата».
Специалисты компаний «Инфосис-темы Джет», «Корпорации UNI» и «Ландата» рекомендовали установить во всех переговорных комнатах видеотерминалы Tandberg 770 MXP (см, Рисунок 2). Эксперты из «Техносерв» выбрали для центрального офиса более функциональный терминал Tandberg 6000 MXP (в частности, он поддерживает несколько видеокамер), а для филиалов — персональные системы с интегрированным LCD-монитором Tandberg 1700. Интересно, что сотрудники московского офиса Tandberg предпочли более дешевые варианты: с установкой во всех офисах терминалов 550 MXP или даже персональных видеотелефонов E20. Впрочем, последний вариант не подходит для проведения групповых совещаний.
Юрий Крят («Ландата») упомянул о возможности оснащения переговорных комнат полностью готовыми решениями Tandberg Profile. Среди плюсов этого варианта — согласованность и сбалансированность компонентов, удобство и мобильность систем, а также отсутствие необходимости проведения каких-либо строительных работ при их инсталляции. Однако более высокая стоимость такого решения заставила сделать выбор в пользу терминалов 770 MXP и внешних ЖК-экранов.
Исходя из характеристик предложенного оборудования для обеспечения участникам сеансов ВКС максимального комфорта, «Корпорация UNI» рекомендовала использовать устройства отображения с диагональю не более 42”. Мониторы с такой диагональю посоветовали приобрести и специалисты «Ландата».
РЕШЕНИЯ СО ВСТРОЕННЫМИ MCU
Многие производители встраивают базовые функции MCU непосредственно в терминалы ВКС. Такое решение выбрали для Заказчика специалисты компании «ИМАГ», предложив установить в центральном офисе Vega X5 (см. Рисунок 3) — это самое дешевое устройство производства Aethra со встроенным MCU обеспечивает проведение 9-сторонних сеансов ВКС. Кстати, на рекомендованных для филиалов устройствах Vega X3 также при необходимости можно включить функцию MCU — на четырех участников. Однако в случае восьмисторонней видеоконференции встроенный MCU системы Vega X5 поддерживает потоки лишь со скоростью 256 кбит/с.
Решение, разработанное специалистами московского офиса Sony и ее партнера компании «АйПи-Ви» (IP-V), базируется на терминале PCS-XG80 (см. Рисунок 4), в котором можно активировать функцию MCU на шесть портов. Поскольку для нашего проекта шестисторонней поддержки недостаточно, проектировщики предложили оригинальную схему каскадного включения (см. Рисунок 5), при котором функция MCU делится между двумя терминалами, благодаря чему число одновременных участников сеанса видеосвязи увеличивается до 10. Сам терминал PCS-XG80 способен выдавать и отображать изображение высокой четкости, однако встроенный MCU разрешение HD не поддерживает. Одна из отличительных черт решения Sony — наличие функции видеоаннотирования: с помощью подключаемого к терминалу планшета (стороннего производителя) можно делать пометки на изображениях. Правда, эта функция тоже не работает при использовании формата HD.
Предложенное компанией «Полиме-диа» решение на базе оборудования LifeSize оказалось единственным в нашем обзоре, у которого встроенный в абонентский терминал сервер MCU обеспечивает поддержку восьмистороннего сеанса с качеством HD (720p). Причем активация функции MCU в устройстве LifeSize Room 220 не требует дополнительной оплаты, равно как и поддержка протокола H.239 (для передачи данных/презентаций с ПК). Такая поддержка предусмотрена во всех предложениях, однако часто является опциональной, т.е. требующей определенных затрат. Предложенные для филиалов терминалы LifeSize Passport отличаются на удивление компактными размерами (чуть больше обычного паспорта) и поддержкой абонентов Skype (аудиосвязь в режиме «точка-точка»).
СОВСЕМ БЕЗ MCU
Главная особенность решения Aastra — отсутствие сервера MCU, функции которого возложены на сеть IP со стандартными алгоритмами многоадресной доставки (IP multicast). Если классический MCU смешивает сигналы, поступающие от всех терминалов, и упаковывает их в один поток, то в системе ViPr каждый терминал (см. Рисунок 6) принимает аудио- и видеопотоки от всех остальных терминалов и сам формирует из них изображение и звук, транслируемые пользователю. Такой подход предполагает более жесткие требования к пропускной способности каналов доступа. Например, для обес-печения высокого качества изображения (максимальное поддерживаемое ViPr разрешение — 4CIF: 704 x 576 пикселей) для 8 участников конференции скорость исходящего потока будет составлять 2,1 Мбит/с, а входящего — 7,4 Мбит/с.
Подобный принцип работы объясняется тем, что система разрабатывалась по заказу оборонного ведомства США, в сети которого не было ограничений по ширине каналов. Сейчас, когда проблемы с пропускной способность легко решаются и для «рядовых» корпоративных пользователей, преимущества одноранговой структуры системы ViPr становятся доступными большему числу потенциальных заказчиков. Всего она поддерживает до 15 одновременных участников сеанса ВКС, при этом изображения троих выводятся в большом формате, а остальных — в небольших окнах в нижней части экрана.
Зависимость от алгоритмов многоадресной рассылки может потребовать от Заказчика дополнительных усилий по наращиванию взаимодействия с оператором (или операторами) связи: оборудование должно поддерживать эти алгоритмы, вдобавок необходимо проверить, чтобы они не были отключены. При использовании в корпоративной сети таких проблем не возникает. В текущем году Aastra реализовала и поддержку режима одноадресной рассылки: при этом требования к пропускной способности еще более возрастают, но зато отсутствует какая-либо зависимость от технологии IP Multicast.
Для нашего проекта Aastra предложила настольные персональные терминалы серии 4000 с сенсорным дисплеем 17”. Необходимый элемент решения — сервер ViPr Application Server (VAS), в основе которого находится модуль SIP Proxy, выступающий посредником при установлении, модификации и завершении каждого сеанса связи в конференции. При этом, как уже говорилось, информация передается напрямую между терминалами ViPr. Для записи конференции используется дополнительный компонент — ViPr Media Interface (VMI), представляющий собой терминал ViPr без возможности подключения камеры и микрофона. Терминал VMI регистрируется в конференции как равноправный участник, так что другие участники знают, что проводится запись конференции (вместо принятого видеосигнала участники видят на своих экранах серый прямоугольник с именем виртуального пользователя). При необходимости интеграции с УАТС в схему следует добавить специальное устройство (миксер широковещательной рассылки), чтобы в сеансе многоадресной рассылки смогли участвовать обычные телефоны.
ИНТЕГРАЦИЯ С IP-УАТС
Нашего Заказчика интересовала не только интеграция с УАТС: стремясь максимально сократить расходы, он попросил прояснить возможность (целесообразность) решения поставленной задачи путем расширения функционала имеющейся системы IP-телефонии, основанной на протоколе SIP.
Как считает Михаил Никифоров, реализовать требуемую систему за счет расширения функционала системы IP-телефонии, безусловно, можно, более того, это сулит определенные преимущества в виде единого номерного плана, единой политики управления пропускной способностью каналов связи и пр. Но в данном проекте, где устройств немного, а бюджет небольшой, применять интегрированное решение, по его мнению, нецелесообразно. В дальнейшем такая интеграция может быть осуществлена без потери функционала.
Большинство IP-УАТС ведущих производителей предоставляют возможность осуществления видеозвонка при помощи специального ПО (например, программных телефонов), устанавливаемого на компьютер, и Web-камеры. Связь в этом случае осуществляется в режиме «точка-точка», а возможностей такой камеры хватает лишь на то, чтобы отобразить на экране монитора одного говорящего. Когда требуется организация сеанса многоточечной ВКС, приходится устанавливать сервер MCU, который собирает информационные потоки (видео, голос, контент) от всех участников.
По словам Артема Герасимова из Техносерва, даже если IP-УАТС предусматривает возможность объединения в одной видеоконференции нескольких участников, качество изображения будет не лучше, чем CIF (320x240), что приемлемо только для видеотелефонии. Типовым подходом к объединению с IP-УАТС он считает установку видеосервера MCU и его интеграцию со станцией на уровне системы Gatekeeper — для подключения к конференции абонентов телефонии.
Примерно такой подход компания Alcatel-Lucent предложила Заказчику для расширения функциональности системы IP-телефонии с возможностями ВКС (см. Рисунок 7). Начальное условие простое: наличие УАТС c поддержкой SIP (например, станции OmniPCX Enterprise), которая в системе ВКС будет использоваться в качестве посредника SIP (SIP Proxy) для голосовых вызовов. Само решение строится вокруг OmniTouch My Teamwork 8660 — системы для мультимедийного многопользовательского общения, в которой поддерживается множество функций, включая обмен мгновенными сообщениями, информирование о состоянии (статусе) абонента, совместное использование приложений и работа с документами, проведение аудио- и Web-конференций, а также двусторонняя видеосвязь. Для поддержки многосторонней ВКС необходим сервер MCU (в качестве одного из вариантов специалисты Alcatel-Lucent назвали продукт RADvision SCOPIA).
Участников конференции специалисты Alcatel-Lucent предлагают разделить на две категории. Одни присоединяются к сеансу ВКС со своего компьютера или ноутбука с подключенной камерой (при отсутствии микрофона для передачи голоса задействуется телефонный аппарат), а другие находятся в специальных конференц-комнатах, оборудованных конференц-модулями для передачи голоса (OmniTouch 4125). Во втором случае воспроизведение видео будет осуществляться при помощи телевизора или проектора. Конечно, такие комнаты должны быть оснащены специализированными камерами. Для пользователей с настольными ПК подойдет любая Web-камера (например, специалисты Alcatel-Lucent протестировали и рекомендуют камеру Logitech Pro 4000/5000).
К сожалению, Alcatel-Lucent не представила данных по стоимости описанного решения, поэтому нам сложно сравнить его с классическими системами ВКС.
АНАЛИЗ СТОИМОСТИ И СРОКА ОКУПАЕМОСТИ
Большинство компаний предоставили данные по стоимости основного оборудования проекта, к которому относятся видеотерминалы с функционалом, необходимым для проведения презентации, и сервер MCU (см. Таблицу 3). «Инфосистемы Джет», «Корпорация UNI», «Ландата» предложили абсолютно одинаковый состав оборудования, однако в таблицу включена только одна компания — «Корпорация UNI», поскольку она указала еще и стоимость дополнительных компонент, в том числе мониторов и сервера Tandberg Content Server. Помимо цены оборудования, компании «АйТи» и «Крок» привели расценки на проектные и монтажные работы, а последняя включила в смету еще и услуги технической поддержки.
Как и предполагалось, наиболее доступными по цене (до 2 млн руб.) оказались решения, где функционал MCU встроен в терминальное оборудование. В эту же ценовую категорию попало решение Tandberg, укомплектованное видеотелефонами, но оно, как уже отмечалось, не решает всех поставленных Заказчиком задач. Системы с HD-терминалами компаний Polycom и Sony, что вполне предсказуемо, — самые дорогие. Компания «Техносерв» включила в свой проект HD-терминалы Tandberg, но его стоимость так и осталась коммерческой тайной. Очень привлекательно выглядит предложение компании «Полимедиа»: HD-решение на базе оборудования LifeSize обойдется менее чем в 1750 тыс. руб.
Стоимость проекта, конечно, очень важна, но еще важнее – срок его окупаемости. ВКС относятся к той категории решений, окупаемость которых оценить довольно просто. Для этого достаточно подсчитать расходы на командировки, обучение сотрудников, поездки руководства на совещания. Свои расчеты представило большинство проектантов, однако ограниченный объем статьи не позволяет обсудить их все. В качестве типового примера приведем предложенную компанией «Инфосистемы Джет» оценку расходов на двухдневную командировку одного сотрудника в пределах европейской части РФ (см. Таблицу 4). Если предположить, что в среднем 15 сотрудников компании отправляются в деловые поездки каждый месяц, то общая сумма затрат составит около 170 тыс. долларов в год (около 5 млн руб.), что сопоставимо со стоимостью проектов ВКС (или даже значительно превышает ее).
По оценке большинства проектантов, проект окупится за один год или даже раньше. Однако, как вполне справедливо предположили эксперты компании «Инфосистемы Джет», далеко не все командировки могут быть заменены сеансами видеосвязи. Опираясь на приведенные выше исходные данные, они приняли в качестве допущения, что доля «заменяемых» командировок составляет 30%, и в таком случае срок окупаемости окажется равным 2,4 года — это наибольшее значение из всех рассчитанных. Наименьший срок окупаемости указан в предложении «Полимедиа» — всего 3 мес.
В подобных расчетах обычно не учитываются ни положительный экономический эффект в результате экономии рабочего времени сотрудников, ни улучшение условий и повышение продуктивности их труда, ни негативные последствия, связанные с командировками. Трудно подсчитать и те преимущества, которые дает ВКС, обеспечивая более быстрое принятие решений (большинство важных вопросов требуют консультации со многими специалистами, зачастую находящимися в разных местах).
Руководители компании, представленной в нашем примере, — люди передовые, потому и решили в столь непростое время выделить средства на ВКС. Их порадовала не только активность, проявленная участниками гипотетического тендера, но глубокая проработка проектов. Выбрать есть из чего!
Александр Барсков — ведущий редактор «Журнала сетевых решений/LAN». С ним можно связаться по адресу: ab@lanmag.ru.
Таблица 1. Некоторые форматы видео стандартного (SD) и высокого (HD) разрешения.
Таблица 2. Основные характеристики предложенных решений ВКС.
Таблица 3. Стоимость предложенных решений.
Рисунок 5. Каскадное включение терминалов со встроенным MCU (решение Sony).