Видеоконференц-связь (ВКС) продолжает оставаться дорогим удовольствием. Например, типовая система многосторонней ВКС на восемь точек, предназначенная для проведения групповых совещаний и обучения персонала, обойдется заказчику в нес-колько миллионов рублей, или около 300-400 тыс. рублей на каждый офис (см. статью автора «ВКС на восемь офисов: анализ проектов» в этом номере). Даже при наличии уверенности в быстрой окупаемости такого решения далеко не каждый руководитель компании способен решиться на такие инвестиции. Качественный скачок в развитии рынка ВКС возможен либо при появлении «дешевых» кредитов, либо вследствие снижения стоимости решений.
В нижнем ценовом сегменте систем ВКС сегодня доминируют персональные системы — как интегрированные («все в одном»), так и собираемые на основе ПК (видеокамера + ПО). Самым же дешевым вариантом, как и в случае голосовой связи, оказывается обращение к Internet-сервисам. Наиболее известный из них и ставший едва ли не именем нарицательным — Skype — давно предлагает своим абонентам бесплатную видеосвязь, но только в режиме «точка-точка». Однако та активность, с которой Skype расширяет набор функций (среди них уже присутствует поддержка аудиоконференций), позволяет предположить, что реализация многоточечных ВКС — всего лишь вопрос времени. Вот только будет ли эта функция бесплатной?
Вместе с тем в Сети уже доступны сервисы многоточечных ВКС. Такую услугу предлагает, например, компания ooVoo (oovoo.com). Двухсторонняя видеосвязь является бесплатной, однако при подключении третьего и последующих участников взимается поминутная плата — от 0,1 долларов за каждого участника конференции. Компания разработала специальный бизнес-пакет: за 39,95 долларов в месяц (плата за одного абонента) вы получаете шестистороннюю ВКС с возможностью подключения еще шести аудио-абонентов и функцией совместного просмотра изображения с экрана удаленного ПК (desktop sharing). Максимальное разрешение, поддерживаемое сервисом ooVoo, составляет 640 x 480, при этом пропускная способность канала доступа должна быть не менее 384 Кбит/с. Средства видеосвязи развивают и платные Internet-сервисы, ориентированные на организацию виртуальных встреч, например, Cisco WebEx поддерживает функцию Multi-Point Video для шести Web-камер. Кроме того, можно использовать разного рода видеочаты наподобие mebeam.com.
Насколько Skype-подобные сервисы видеосвязи подходят для корпоративных пользователей? Сергей Волков, главный специалист отдела сетей передачи данных компании «Корпорация UNI», указывает, что такие сервисы не обеспечивают столь важную для бизнес-пользователей функцию, как интеграция с корпоративной адресной книгой. К недостаткам он, кроме прочего, относит невысокое качество видеосвязи и необходимость установки стороннего ПО. Его вывод категоричен: сегодня целевой аудиторией для этих програм-мных систем остаются домашние пользователи или некоторые представители сегмента SOHO.
С этим мнением согласен Юрий Крят, руководитель направления Tandberg компании «Ландата». К перечню недостатков обсуждаемых Internet-сервисов он добавляет «закрытость» используемых протоколов (и как следствие — невозможность интеграции с внешними информационными системами), а также использование серверов, не являющихся собственностью заказчиков. Эти обстоятельства создают дополнительные угрозы для информационной безопасности компании. Кроме того, он обращает внимание на то, что если видеотелефония является персональным инструментом, то ВКС представляет собой регламентированное мероприятие (совещания, доклады и т.д.), поэтому требование к качеству, надежности и гибкости при ее использовании на порядок выше.
Николай Зыляев, коммерческий директор Tandberg в России и странах СНГ, не считает программные сервисы, в частности Skype, конкурентами профессиональным системам ВКС. «Данная технология широко применяется в компаниях малого бизнеса, но по мере роста они неизбежно переходят на профессиональное оборудование ВКС, так как Skype-подобные программы не способны обес-печить качественное изображение и звук, запись и архивирование потокового видео, обмен презентациями и другой мультимедийной информацией, интеграцию с офис-коммуникаторами и почтовыми серверами, не позволяют организовать совместную работу над документами, а также не могут предоставить прочие элементы профессиональных систем ВКС», — подчеркивает он.
Вместе с тем представитель Tandberg приветствует распространение Internet-сервисов, считая, что они способствуют продвижению ВКС, прививая культуру пользования видеосвязью. Эту мысль развивает Александр Скуснов, директор по методической работе компании ИМАГ: «Число пользователей различных бесплатных видеосервисов будет быстро расти. Нам это выгодно, поскольку такие программные решения имеют серьезные недостатки: низкое качество видео, высокая нагрузка на процессор и т.п. Тем не менее, чем больше людей оценят их полезность, тем больше у нас появится покупателей в будущем».
Производители оборудования ВКС, конечно, не собираются отдавать персональные системы видеосвязи на откуп поставщикам Internet-сервисов. Они понимают, что это важный инструмент для захвата сегмента малого и среднего бизнеса, а также для массового охвата пользователей крупных компаний, но не хотят жертвовать качеством. В этой связи показателен выпуск компанией Tandberg USB-камеры с поддержкой видео высокой четкости (HD) — первого подобного продукта на рынке. Камера, поддерживающая разрешение 720p (1280 x 720 пикселей), оптимизирована для ПО Tandberg Movi, но также интегрируется с сервером Microsoft Office Communications Server 2007. Другой интересной разработкой Tandberg стал видеотелефон E20 (см. Рисунок 1), который хоть и не поддерживает форматы HD, однако, по утверждению представителей компании, инсталлируется по принципу Рlug-and-Рlay и работает практически с любой SIP-УАТС.
Поставщики УАТС тоже не обделяют своим вниманием рынок систем персональной видеосвязи: практически все они предлагают решения — как программные (для ПК), так и аппаратные, — позволяющие осуществлять видеосвязь с рабочего места. Для них ключевым является словосочетание «унифицированные коммуникации», и видео присутствует в них в качестве неотъемлемого компонента. Как отмечает Павел Салмин, эксперт компании «Инфосистемы Джет», подходы разных производителей к вопросам построения интегрированных систем «голос + видео» различны. Решения одних поставщиков (например, Avaya и Microsoft) легко сопрягаются и работают с оборудованием ведущих производителей оборудования ВКС, другие же (Cisco и Nortel) реализуют собственные решения по организации ВКС, но, как вариант, обеспечивают совместимость с серверами ВКС третьих производителей.
По мнению Михаила Никифорова, руководителя направления ВКС компании «Крок», поскольку в нижнем ценовом сегменте все большее распространение получают унифицированные коммуникации, решения видеосвязи могут в перспективе разделиться на две большие группы: с одной стороны, персональные системы унифицированных коммуникаций, представленные программными решениями и сопутствующими видеотелефонами и ориентированные на совместную работу распределенных рабочих коллективов, с другой — системы для проведения высококачественных совещаний. Ко второй группе относятся как терминалы групповой HD-связи, так и системы TelePresence, граница между которыми, считает Михаил Никифоров, все больше размывается, чему способствует расширение линейки продуктов TelePresence в сторону более экономичных одноэкранных индивидуальных систем.
Значительно повысив за последние годы открытость своих решений, производители корпоративных систем голосовой и видеосвязи не спешат, тем не менее, поддерживать популярные «в народе» Internet-сервисы. Но есть и исключения. Поставщик канонических систем ВКС, компания LifeSize, рискнула реализовать поддержку Skype в своем новом терминале Passport (см. Рисунок 2). Пока этот терминал обеспечивает лишь аудиосвязь «точка-точка» с абонентами Skype. Но, как говорится, лиха беда начало. Думаю, что производителям ВКС неизбежно придется развивать поддержку подобных Internet-сервисов, а поставщики последних будут задействовать новейшие разработки в области обработки видеосигнала. И то, и другое пойдет на пользу нам, конечным пользователям.
Александр Барсков — ведущий редактор «Журнала сетевых решений/LAN». С ним можно связаться по адресу: ab@lanmag.ru.