Компания Veritek Distribution отмечает в этом году десятилетие своей деятельности. Из них половина — пять лет — тесно связана с турецким предприятием Estap, которое, в свою очередь, было образовано 20 лет назад. Как вспоминает Леонид Кокурин, представитель компании Estap в России и СНГ, ранее директор Veritek Distibution, вывести новую марку монтажных шкафов на российский рынок было далеко не просто ввиду стойкого предубеждения в отношении турецкой продукции, особенно технологической. Между тем Estap располагает двумя полностью автоматизированными предприятиями, сертифицированными по стандарту ISO 9001-2000. Серийное производство шкафов осуществляется уже 10 лет, причем заводы оснащены специально разработанными станками. О высоком качестве выпускаемой продукции говорит тот факт, что заводской брак составляет менее 0,1%, правда, число рекламаций оказывается несколько выше из-за повреждений при транспортировке.
На мировом рынке Veritek является вторым по объему продаж дистрибьютором компании Estap, продукция которой экспортируется в 62 страны. Как отмечает Леонид Кокурин, в докризисный период ежегодный рост продаж составлял 35-40% и достиг столь высокого уровня, что впору задуматься об организации местного производства. Это позволило бы сделать шкафы, относящиеся к средней ценовой категории, еще более конкурентоспособными за счет исключения расходов на транспортировку (они составляют 5-7%). Однако, даже если бы не случился кризис, осуществить эти планы было бы непросто в связи с трудностями выбора площадки и обеспечения качества. Для российского рынка поставляются шкафы только в серо-голубой гамме — этот цвет специально подобран для местного рынка.
Из продаваемого в России оборудования 80% приходится на телекоммуникационные шкафы, а 20% — на серверные. По оценке Леонида Кокурина, каждый шестой телеком-шкаф, установленный отечественными предприятиями, произведен Estap, а доля компании на российском рынке составила в 2008 г. около 16-18%. В результате кризиса она несколько снизилась в связи с переориентацией части покупателей на более дешевую продукцию китайского производства. Если до кризиса наибольшим спросом пользовались шкафы высотой 42U (на них приходилось 60% продаж), то теперь заказчики предпочитают покупать шкафы 32U без какого-либо запаса — при небольшой разнице в цене (хотя для старших моделей она может быть заметной) и такая экономия оказывается важной. Кроме того, в целях сокращения расходов вместо серверных шкафов стали приобретать конструктивы других линеек с той же глубиной, хотя и не рассчитанных на установку ответственного оборудования. Среди других тенденций — значительное сокращение (практически падение) розничных продаж: видимо, те, кто покупает один-два шкафа, стали ориентироваться на продукцию нижнего ценового сегмента.
Если российский рынок «просел» заметно, то сама компания Estap чувствует себя относительно неплохо. По словам ее управляющего директора Джелалетина Кесикбаша, предприятия загружены на 70%, а снижение объема производства составило всего около 10%. В этой связи следует упомянуть, что в 2008 г. Estap вошла в состав группы Legrand, что добавляет ей экономической устойчивости.