Несмотря на сложную экономическую ситуацию уходящего года, рынок OSS/BSS в России, Украине, Казахстане и Белоруссии не пострадал. Если в 2008 г. совокупный оборот сегмента OSS в этих странах составлял немногим более 550 млн долларов, то в 2009 г. превысил 600 млн, а сегмент BSS вырос с 700 до 770 млн долларов.
По словам Кирилла Кушнарева, начальника управления разработки и реализации проектов компании «Техносерв», интерес к этой тематике растет, равно как и сложность развертываемых операторами связи систем OSS/BSS. С появлением сетей 3G и 4G, расширением спектра предоставляемых клиентам услуг, усложнением сетевой архитектуры появился новый класс решений; вокруг OSS/BSS создаются целые экосистемы, внедряются комплексные (end-to-end) решения. Семен Шур, главный директор TTI Telecom по России, СНГ и Балтии, отметил, что за последние четыре года в России накоплен реальный опыт, а на форумах обсуждаются проблемы, возникающие у операторов связи в конкретных ситуациях. Максим Ковалев, директор компании NetCracker по исследованиям и разработке, подчеркивает, что на конференциях заметен переход от маркетингового представления решений к обсуждению сложных проблем, связанных с их внедрением. В связи с кризисом фокус смещается с дорогостоящих и долгосрочных проектов на внедрение решений, которые имеют быстрые сроки окупаемости (ROI).
Крупнейшие российские операторы внедряют платформы предоставления услуг (Service Delivery Platform, SDP)с целью формирования новых предложений для бизнеса. Как подчеркнул Дмитрий Гордов, заместитель директора департамента программного обеспечения IBM, во время кризиса операторы стремятся повысить операционную эффективность, что, в свою очередь, стимулирует спрос на OSS. За последнее время появилось много небольших компаний, занимающихся операторской деятельностью, а именитые и солидные вынуждены поддерживать конвергенцию технологий в сторону мобильности. По данным IBM, ее програм-мная платформа для создания и предоставления операторских услуг на 80% сокращает время вывода новых услуг на рынок и обеспечивает, по данным IDC, снижение OPEX (на 36 центов на абонента) и увеличение выручки (56 центов). Кроме того, для оценки результатов от внедрения новых тарифов поддерживается тарифное моделирование. В этом году IBM получила сертификаты Минсвязи на продукты семейства IBM Tivoli Netcool (OMNIbus, Network Manager, Performance Manager). В компании отмечают, что интерес к этим предложениям не снижается.
На форуме обсуждались пути оптимизации расходов на внедрение и эксплуатацию OSS, сокращения затрат, реализации проектов OSS в условиях бюджетных ограничений, современные подходы к построению архитектуры технических решений систем телекоммуникационных операторов и практика решения ключевых задач.