Области применения таких решений многообразны:
-
центры обработки данных;
-
структурированная проводка в административных и производственных комплексах;
-
магистральные подсистемы крупных университетских структур;
-
географически распределенные организации с развитой филиальной сетью;
-
кабельные системы промышленного назначения.
Такие объекты требуют применения систем интерактивного управления с очень развитыми функциональными возможностями, что в настоящее время оказывается экономически нецелесо-образно вследствие недостатков существующего оборудования. Это одна из причин малого распространения систем интерактивного управления.
Особенно важной, но и наиболее сложной областью для внедрения таких систем являются центры обработки данных, где имеется большое количество медных и оптических линий и установлено самое разнообразное активное сетевое оборудование, а расстояние между коммутируемыми портами, число которых нередко достигает нескольких сотен на одном устройстве, довольно велико. И все это усугубляется периодическими изменениями конфигурации, которые, к тому же, должны выполняться в кратчайшие сроки.
Разумеется, существенную помощь в решении некоторых проблем могут оказать системы электронного документирования. Однако их общим принципиальным недостатком является повышенная требовательность в отношении квалификации и исполнительности обслуживающего персонала, так как документация должна поддерживаться в актуальном состоянии. К тому же никогда нельзя исключить ошибки вследствие человеческого фактора, устранить которые можно только путем проверки оборудования на месте его установки.
Незапланированные и не отраженные в документации соединения, выполненные при помощи коммутационных шнуров, заметно увеличивают эксплуатационные расходы. Процедура поиска свободных портов коммутационных панелей и активного сетевого оборудования оказывается достаточно трудной из-за характерной для современных информационных систем высокой плотности компоновки. В таких условиях даже прокладка коммутационных шнуров становится затруднительной, а оптимизация длины коммутационных соединений фактически невозможной. В результате коммутационное поле превращается в запутанный клубок кабелей (см. Рисунок 1), ненужные шнуры не удаляются, порты активного и пассивного оборудования блокируются, а деньги оказываются потрачены впустую.
При наличии у предприятия филиальной сети описанные проблемы только усугубляются. Для обслуживания небольшого офиса невыгодно принимать на работу ИТ-специалиста, поэтому организация вынуждена приобретать услуги по администрированию сети у сторонней компании или пытаться управлять процессом переключения дистанционно, когда сотрудников, не обладающих необходимой квалификацией, консультирует по телефону служба поддержки. Проверка корректности выполнения переключения зачастую осуществляется по принципу «устройство работает — устройство не работает». В тех нередких случаях, когда совершается сразу несколько ошибок, приходится идти на дополнительные расходы и организовывать выезд специалиста на место.
Законы о защите данных и возрастающие скорости их передачи, опасность кражи информации, а также риски несанкционированного проникновения в систему требуют осуществления мероприятий по предотвращению отрицательных последствий таких угроз. Стандартные меры обычно не затрагивают физический уровень информационной инфраструктуры, в том числе коммутационные панели. Отдельно отметим, что в оптических сетях, по которым с высокой скоростью передаются большие объемы данных, до последнего времени отсутствовали технические предпосылки для документированного контроля каждого соединения. Поэтому в критичных областях приходилось довольствоваться охраной помещений, контролем доступа и многими другими затратными (как с точки зрения ресурсов, так и времени) методами, при помощи которых выполняются документирование отдельных соединений или фиксация изменений. Экономически оправданное решение этих и смежных задач в реальном масштабе времени обеспечивает система интерактивного управления СКС.
Важнейшей предпосылкой внедрения системы интерактивного управления является полная инвентаризация всех компонентов сети. Для этой цели предлагается целый ряд программных продуктов, часть из которых позволяет решить достаточно широкий круг технических и экономических задач. Весьма востребованной оказывается опция автоматического внесения изменения в эксплуатационную документацию с привлечением функции активного контроля состояния отдельного порта. Подобную возможность реализует целый ряд продуктов, однако их общим недостатком является отсутствие должной совместимости с уже инсталлированными системами. В частности, известное оборудование интерактивного управления плохо приспособлено для внедрения в ранее установленные кабельные системы. Для современного рынка ИТ, степень насыщения которого составляет 90%, реализация такой возможности становится одним из важнейших требований.
Другими требованиями к оборудованию интерактивного управления являются:
-
бесконтактный принцип фиксации изменения состояния коммутационного порта в максимально короткие сроки;
-
низкие затраты на инсталляцию;
-
применение малогабаритных, гибких и дешевых управляющих модулей;
-
наличие индикации для облегчения работы по изменению конфигурации кабельной системы;
-
применение однотипных соединительных кабелей;
-
немедленная передача в управляющее ПО данных по изменению конфигурации в автоматическом режиме;
-
приемлемая цена;
-
возможность неограниченного расширения системы.
Выполнение всех перечисленных требований оказывается вполне возможным в случае использования новой техники активного контроля за состоянием отдельных портов коммутационных панелей. Подобные системы предлагают несколько компаний, а их продукция доказала свою пригодность для практического использования (см. Рисунок 2). Одним из таких продуктов является система Future Patch компании ТКМ, в основу которой положена технология бесконтактных меток RFID. Пассивный радиочип с антенной крепится на вилке коммутационного шнура. Микросхема имеет внутреннюю память, где хранятся идентификационные данные, считываемые ридером, находящимся рядом с гнездом панели. Располагая ридеры определенным образом, можно обеспечить очень высокую скорость сканирования 24-портовой панели RJ45, чтобы выяснить, к какому порту подключен коммутационный шнур.
Модуль линейки ридеров называется Panel Control Unit (PCU). Cовокупность модулей объединяется в единую систему с помощью шинного кабеля, по которому подается напряжение питания и осуществляется передача данных. Шинный кабель одним своим концом подключается к управляющему модулю, выполненному в виде панели высотой 1U. От модуля данные передаются по сети Ethernet на управляющую консоль. Последняя может располагаться в любой точке локальной сети и доступна через Интернет. Организованная таким образом система контролирует каждый порт коммутационной панели с периодичностью в сотые доли секунды (полный цикл контроля 24-портовой панели составляет примерно 150 мс). Исполнение и назначение панели (для терминирования оптических или симметричных кабелей) не имеет никакого значения.
Однако форма лицевой пластины контролируемого оборудования находит отражение в конструкции линейки, на которой располагаются считывающие антенны ридеров. Наибольшую трудность представляет мониторинг активного сетевого оборудования. Современные коммутаторы, маршрутизаторы и другие аналогичные устройства имеют настолько высокую плотность портов, что на лицевой стороне не остается места для установки линейки ридеров, поэтому компания ТКМ применяет в системе Future Patch малогабаритные ридерные линейки, их без проблем можно адаптировать
к любой лицевой пластине.
Наиболее сложным и затратным является контроль одиночных точек подключения. Для такого случая предлагаются наклеиваемые чипы RFID, информация с которых считывается с помощью штыревой антенны. Микросхемы наклеиваются на вилку и на панель рядом с гнездом розетки. Совпадение идентификаторов обоих чипов указывает на правильность выполнения коммутации. Данные, полученные от считывателя, поступают на управляющую консоль по сети или автоматически передаются туда по радиоканалу.
Бернд Герлах — исполнительный директор компании ТКМ.