Эта традиционная встреча состоялась в непростой для рынка период, что нашло свое отражение в названии мероприятия — «СКС: что дальше?». Как отметил, открывая дискуссию, Дмитрий Ганьжа, главный редактор «Журнала сетевых решений/LAN», изменилась не только экономическая ситуация, стали другими требования к СКС: острой потребности в дальнейшем развитии технологий офисных СКС сегодня нет, поэтому акцент смещается в центры обработки данных (ЦОД), где подходы к построению кабельной системы значительно отличаются от классических.
Действительно, в ближайшее время не предвидится существенного повышения требований к пропускной способности офисных локальных сетей, поэтому кабельных систем Категорий 5е и 6 будет вполне достаточно. А такие системы все чаще строятся по принципу «сборной солянки» (mix&match), когда инсталлятор закупает отдельные компоненты и делает из них кабельную проводку. Таким образом, речь уже идет не о рынке СКС, а о рынке кабельной продукции, где ключевым критерием выбора служит цена — чем дешевле, тем лучше. Конечно, ведущим производителям СКС гораздо выгоднее поставлять комплексные решения, а не продавать отдельные компоненты, но и они признают неизбежность скорого перехода названных категорий в разряд mix&match. Вместе с тем, как подчеркнули участники круглого стола, на рынке серьезных корпоративных проектов, даже в условиях кризиса, цена не стала определяющим фактором.
Хотя «гонка скоростей» на горизонтальных участках СКС, похоже, прекратилась, на развитие кабельных решений влияют и другие обстоятельства. По словам Романа Китаева, главы представительства Systimax Solutions/CommScope, сегодня заказчик больше озабочен не пропускной способностью, а удобством эксплуатации СКС и поддержкой перемещений пользователей, следствием чего стало появление новых решений в области кроссов («чтобы все было красиво и удобно») и развитие систем интерактивного управления, спрос на которые растет.
В современных ЦОД степень взаимовлияния различных подсистем столь велика, что СКС нельзя рассматривать отдельно от других элементов — серверов, коммутаторов, монтажных конструктивов, систем охлаждения, электропитания и т. д. При этом, по словам Александра Брюзгина, регионального менеджера Panduit в России, СНГ и странах Восточной Европы, поставщики кабельных продуктов не самостоятельны в формировании и реализации концепции ЦОД, а потому должны кооперироваться с другими игроками — например, с поставщиками инженерного или активного сетевого оборудования, предлагая совместные решения. И такая кооперация активно развивается. Например, как рассказал Владимир Стыцько, директор по продажам СКС компании AMP Netconnect (в составе Tyco Electronics) в России, этот производитель выпускает множество ориентированных на конкретные приложения кабельных сборок, которые поставляются в комплексе с серверами, системами хранения данных и коммутаторами.
Особое внимание было уделено российским стандартам на СКС (ГОСТ 53245 и ГОСТ 53246), вступившим в силу 1 января 2010 года. Мероприятие стало, по сути, первой встречей разработчиков стандартов (в лице Игоря Михальчука, генерального директора «Стандартпроекта») и ключевых экспертов отрасли СКС, которые не были привлечены к их созданию. Серьезные недостатки этих стандартов уже не раз обсуждались в прессе (см., например, январский номер «Журнала сетевых решений/LAN»). Игорь Михальчук позитивно воспринял критику и продемонстрировал готовность к сотрудничеству при подготовке второй редакции стандартов, что не может не радовать. Основные задачи, по мнению собравшихся, связаны с исправлением ошибок в принятых ГОСТах, учете в них современных достижений техники СКС и их гармонизации с международным стандартом ISO 11801 (за основу первой редакции были взяты американские стандарты TIA/EIA).
Подобная встреча не могла обойтись без оценки последствий кризиса и прогнозов на будущее. Большинство экспертов согласились с тем, что падение российского рынка кабельных систем в 2009 году составило 30–40%, а в текущем году они ожидают роста — на 10–15%. Серьезные надежды связываются с выделением крупных государственных средств на нужды здравоохранения и образования, инвестициями в промышленность, включая автомобилестроение, а также с планами строительства олимпийских объектов в Сочи.