Хотя видеотелефония — вещь, на первый взгляд, самоочевидная, ее четкого определения до сих пор не существует: как говорится, спроси у трех специалистов «что это?», и получишь четыре разных ответа. Одни связывают ее с наличием на столе терминала с большим экраном, похожего на обычный телефонный аппарат, другие считают одной из функций УАТС, третьи — неотъемлемой составляющей систем видео-конференц-связи (ВКС)…
Многие эксперты считают нецелесообразным выделять видеотелефонию в отдельный сегмент рынка, предлагая объединить ее с ВКС. Борис Попов, директор по развитию компании Tandberg в России и странах СНГ, рассматривает видеотелефонию в качестве одной из частей сети ВКС. «Конечно, попытаться усидеть на табурете с одной ножкой можно, но это очень неудобно. Так же с элементами сети ВКС: групповая видеосвязь (видеопереговорные), многоточечная связь (видеоселекторы), видеотелефония и мобильная видеосвязь не могут существовать друг без друга, иначе теряется большинство преимуществ сети ВКС», — уверен он.
Представители «противоположного лагеря» утверждают, что видеотелефония — лишь развитие функционала обычной телефонии, а соответствующие возможности очень часто становятся доступны пользователям после перехода на IP-УАТС. «Современные тенденции развития систем связи таковы, что грань между обычным телефонным звонком и видеозвонком постепенно стирается, — полагает Денис Сизов, ведущий специалист по мультисервисным системам связи компании "Информсвязь". — Видеозвонок не просто похож на телефонный, он становится его разновидностью, дополнительной опцией. При видеовызове доступны все привычные функции обычной телефонной сети, такие как переадресация и перевод звонка, удержание вызова, конференция, а абонент использует один номер для совершения как обычных, так и видео-звонков».
Думается, главное все-таки не в том, к какому рынку (телефонии или ВКС) «приписать» видеотелефонию, и не в том, каким образом реализуется поддержка многоточечной связи, а в организации самого процесса коммуникации. Видеотелефония — это персональная видеосвязь, осуществление которой не требует ни предварительной подготовки, ни привлечения технического персонала службы поддержки.
По мнению Юрия Крята, руководителя направления Tandberg дистрибуторской компании Landata, видеотелефонную связь отличает спонтанный характер — все происходит примерно так же, как при звонке по телефону: набрал номер, вызвал коллегу, переговорил, а при необходимости подключил к сеансу связи еще кого-нибудь. ВКС же — регламентированное мероприятие (совещание, доклад и т. д.), подразумевающее подготовку к проведению сеанса в заданное время и предъявляющее значительно более высокие требования к качеству, надежности и гибкости связи.
Важным преимуществом видеотелефона Алексей Омельченко, руководитель направления AddPac компании ИМАГ, называет то, что им можно воспользоваться в любую минуту: не надо предварительно договариваться о совещании, бронировать переговорную и оборудование — вы просто снимаете трубку и звоните, как по обычному телефону, причем, по его данным, разговор по видеотелефону — в среднем — оказывается в полтора-два раза короче благодаря более высокой информативности коммуникации.
«ЖЕЛЕЗО» ИЛИ СОФТ
Как уже говорилось, очень часто видеотелефония ассоциируется с похожими на обычные телефонные аппараты терминалами, которые отличаются наличием видеокамеры и дисплея большого размера. Такие терминалы выпускают многие производители: от лидера рынка сетевых технологий Cisco Systems (см. Рисунок 1) и ведущих «игроков» на рынке ВКС компаний Tandberg (см. Рисунок 2) и Polycom (см. Рисунок 3) до менее именитых — наподобие корейской C&S Telecom (см. Рисунок 4). Как правило, аппаратные видеотелефоны позиционируются как устройства старшего класса и обладают широким набором функций, включая возможность работы не только с SIP-серверами, но и с ТфОП, поддержку аудио-конференц-связи, запись аудио и/или видео и т. д. Стоимость подобных терминалов тоже немаленькая — от 300–500 долларов и выше.
Более доступный вариант — использование программных клиентов для ПК с функциями видеосвязи. Росту популярности этого варианта способствует появление на рынке недорогих качественных камер HD Ready (с разрешением 720p, 1280х720), а также широкое распространение бесплатных интернет-сервисов. Программные телефоны с функциями видеосвязи, которые часто называют IP-коммуникаторами, сегодня предлагают практически все основные поставщики систем корпоративной телефонии (Avaya, Alcatel-Lucent, Cisco и др.) и софтверные гиганты IBM и Microsoft.
Этот класс решений не обошли своим вниманием и производители ВКС — Tandberg, Polycom, RADVision (см. Рисунок 5). Свой программный клиент Movi компания Tandberg рекомендует использовать с серверами Tandberg Management Suite (TMS) и Video Communication Server (VCS) — в этом решении в качестве абонентских терминалов могут применяться и аппаратные видеотелефоны E20. Решение Polycom основано на сервере управления Converged Management Application (CMA), который в минимальной поставке включает 100 лицензий программного клиента видеотелефонии CMA Desktop. Для индивидуальных и небольших инсталляций, где не требуется централизованного управления, Polycom предлагает программный клиент PVX.
Сегодня многие аппаратные и программные видеотелефоны имеют открытые интерфейсы API, с помощью которых их можно интегрировать с различными бизнес-приложениями (офисные пакеты, системы CRM и ERP), хотя, конечно, для программных реализаций такую интеграцию осуществлять проще, да и возможности ее шире. К преимуществам аппаратных видеотелефонов следует отнести то, что они обеспечивают видеосвязь без привязки к ПК (который может вообще отсутствовать), а выделенный процессор позволяет добиться более высокого качества аудио и видео.
По словам Ильи Федорушкина, менеджера по развитию бизнеса Cisco, сегодня аппаратные видеотелефоны приобретают главным образом для участия в видеоконференциях, а вот программные IP-коммуникаторы активно используют для видеозвонков в корпоративных сетях.
КОГДА НУЖНА МНОГОТОЧКА
Почти все современные УАТС (читай: IP-УАТС) поддерживают видеосвязь. Однако поддержка многоточечных видеовызовов не является стандартной функцией телефонных систем и, как правило, требует установки специального (дорогостоящего!) видеосервера/моста, который между тем является неотъемлемой частью классических систем ВКС. Такой сервер управляет процессом установления соединений между всеми видеотерминалами и согласовывает параметры обработки аудио- и видеопотоков. Он может микшировать и коммутировать эти потоки, принимая решение, каким путем они будут направлены каждому участнику конференции. Кроме того, MCU отвечает за расположение окон на экранах мониторов ВКС и алгоритмы их обновления.
«Сегодня MCU реализуются аппаратно, в виде отдельных модулей, а завтра, с развитием процессорных мощностей, появится возможность реализовать MCU программно, на базе серверных ресурсов IP-УАТС. Поэтому наличие MCU не должно являться причиной обособления ВКС и ее противопоставления связи «точка – точка», — полагает Денис Сизов из компании «Информсвязь». Действительно, функции MCU (пусть и урезанные) сегодня все чаще реализуются не в отдельном сервере, а в самих терминалах ВКС. Более того, эти функции начинают появляться и в видеотелефонах — например, аппарат AP-VP350 компании AddPac (см. Рисунок 6) имеет встроенный сервер MCU для проведения видеоконференций (до четырех участников).
Поддержку многоточечного сеанса видеосвязи можно реализовать вообще без MCU — используя стандартные алгоритмы многоадресной доставки (IP Multicast). Такой подход реализован в системе ViPr компании Aastra (см. Рисунок 7): каждый терминал принимает аудио- и видеопотоки от остальных терминалов и сам формирует из них изображение и звук, представляемые пользователю. Однако такой вариант не получил широкого распространения, поскольку он предъявляет более жесткие требования к пропускной способности каналов доступа, к тому же от заказчика требуются дополнительные усилия по взаимодействию с оператором (или операторами) связи: необходимо, чтобы оборудование последнего поддерживало алгоритмы IP Multicast, которые не должны быть отключены.
Александр Голутвин, генеральный директор компании IP-V (российский партнер по системам ВКС корпорации Sony), обращает внимание на то, что современные MCU способны интегрировать в общую конференцию практические любое коммуникационное средство. Это обстоятельство немаловажно, поскольку в территориально распределенной компании даже при едином стандарте оснащения объектов время от времени возникает необходимость в обеспечении интероперабельности большого числа таких средств. Даже если видеотелефоны на начальном этапе рассматриваются в варианте «точка – точка», в дальнейшем наверняка станет вопрос их интеграции с ВКС, групповыми или персональными, стационарными или мобильными средствами, что потребует установки MCU.
Включение в состав системы видео-связи мобильных терминалов весьма актуально ввиду постоянного повышения степени мобильности сотрудников и увеличения пропускной способности беспроводных каналов связи. По данным, которые приводит Андрей Петренко, глава российского представительства компании Dialogic, примерно 30–40% телефонов, используемых в сетях 3G, поддерживают видеозвонки. При этом основная сложность связана с тем, что для обеспечения коммуникации между 3G-телефоном и IP-терминалом требуется выполнять массу переформатирований и согласований протоколов.
В названных сетях, как правило, применяются разные протоколы сигнализации (SIP в сети IP и 324M в 3G), форматы видео (например, в сети IP — H.264 с высокой битовой скоростью, а в 3G — MPEG4 с низкой битовой скоростью) и аудио (в сети IP — G.729/G.723/G.711, в 3G — IMR). Решения существуют — соответствующие продукты, которые к тому же выполняют важную задачу по согласованию размеров изображения и частоты кадров, выпускает та же Dialogic — поэтому с технической точки зрения нет особых препятствий для участия в сеансах видеотелефонии большой армии мобильных пользователей.
А ЕСТЬ ЛИ РЫНОК?
В корпоративной среде видеотелефоны чаще всего можно увидеть на рабочих столах менеджеров высшего и среднего звена крупных и/или распределенных компаний. Эти коммуникационные средства позволяют им обсуждать важные вопросы, не покидая кабинета, и при этом оценивать все нюансы мимики и жестов собеседника, что является важной психологической составляющей бизнес-общения. Однако, по словам Алексея Власова, ведущего инженера-конструктора отдела сетей компании «Открытые Технологии», несмотря на появление относительно недорогих моделей видеотелефонов, компании не считают нужным вкладывать деньги в оснащение устройствами видеотелефонии всех рабочих мест. Более того, рядовые сотрудники обычно сами не слишком стремятся к визуальному общению и зачастую, даже при наличии средств видеосвязи, не используют их в повседневной работе.
Большинство экспертов единодушны во мнении, что сегодня распространенность видеотелефонов настолько мала, что говорить о сложившемся рынке еще рано. Как отмечает Дмитрий Петрусов, заместитель директора технического департамента «Корпорации ЮНИ», несмотря на то что за последние десять лет телекоммуникационный рынок мигрировал от унифицированных цифровых (ISDN, SS7) к унифицированным пакетным решениям (IP, SIP), распределение долей между традиционными и видеотелефонами не претерпело значительных изменений: на сотни и тысячи проданных цифровых и аналоговых традиционных телефонных аппаратов приходятся единицы видеоаппаратов. Причем, по его данным, даже когда эти устройства закупаются не одновременно с серверами ВКС, в большинстве случаев они все равно предназначаются для доукомплектования и/или масштабирования существующих систем ВКС.
Не считая необходимым разделять рынки видеотелефонии и ВКС, специалисты компании «ВидеоПорт» приводят собственные данные, согласно которым по сравнению с 2007 годом объем продаж на рынке ВКС увеличился примерно в пять раз. Все большую популярность приобретают программные ВКС, не требующие покупки специального оборудования, а объемы продаж таких систем вполне могут конкурировать с выручкой, которую компании получают от поставок оборудования ВКС. За те же годы на рынке появилось множество сервисов видеотелефонии, на него пришли крупные разработчики ПО. Как правило, в таких сервисах функции видеотелефона выполняет обычный компьютер, и у этого рынка, как считают сотрудники «ВидеоПорт», большое будущее.
Несколько компаний все же попытались оценить долю, которую составляют видеотелефоны в общих продажах систем обычной (аудио-) телефонии. Так, согласно статистике Landata, этот показатель не превышает 1–5%. Что касается сегмента ВКС, то здесь поставки персональных систем приносят около 20–30% оборота. По данным, которые приводит Георгий Санадзе, технический директор Avaya в России и странах СНГ, 1–2% от общего числа портов, поставляемых этой компанией УАТС, приобретаются с лицензией на видеотелефонию — в качестве терминала в этом случае применяется компьютер с USB-камерой.
Наиболее оптимистично для обсуждаемой категории продуктов выглядят данные компании ИМАГ. Признавая, что видеотелефонов пока продается на порядок меньше, Алексей Омельченко говорит, что их поставки по темпам роста заметно опережают даже продажи ВКС. Например, в 2008 году рост продаж видеотелефонов AddPac и групповых терминалов ВКС Aethra составил, соответственно, 131 и 82%. В 2009 году продажи снизились, тем не менее объем поставок видеотелефонов смог обогнать показатели 2008 года в IV квартале 2009-го (рост 18% по отношению к IV кварталу 2008 года).
По статистике ИМАГ, основная масса поставок видеотелефонов AddPac приходится на государственные силовые структуры (региональные ГУВД и т. п.). Кроме того, эти решения активно приобретают региональные органы субъектов РФ и местного самоуправления (краевые и областные администрации, мэрии и др.), а также компании с широкой региональной сетью. А по словам Дмитрия Петрусова («Корпорация ЮНИ»), наибольший эффект от применения видео-телефонии заметен в медицине (диагностирование и оперативное лечение), на производстве (технологический аудит и консалтинг) и транспорте (диспетчеризация и управление персоналом в нештатных ситуациях).
ПСИХОЛОГИЯ И ПОЛОСА ПРОПУСКАНИЯ
В целом главная проблема более широкого использования видеотелефонии в корпоративной среде лежит в области психологии и менталитета. «Видеозвонки в основной своей массе сегодня ограничиваются кругом семьи или друзей, то есть осуществляются между людьми, которые находятся в достаточно близких отношениях, чтобы простить собеседнику небритость, непричесанность и другие огрехи во внешнем виде, — рассуждает Андрей Петренко. — Во всех остальных случаях люди не хотят показывать свои лица, что объяснимо с психологической точки зрения». Далеко не каждый стремится разговаривать «глаза в глаза», к тому же обилие визуального общения утомляет, продолжает эту мысль Кирилл Кириллов из компании «Поликом Про». По его мнению, вместо того чтобы сделать видеозвонок, зачастую эффективнее просто позвонить или написать в чате.
По мнению Михаила Никифорова, руководителя направления ВКС компании «Крок», основным препятствием для развития как видеотелефонии, так и ВКС является недостаточное проникновение западной корпоративной культуры в российскую действительность. «В нашей стране видеосвязь пока не стала общепринятым элементом бизнеса, хотя с каждым годом ситуация улучшается», — полагает он.
Основная техническая сложность, препятствующая развитию видеосвязи в России, хорошо известна: это низкая пропускная способность каналов связи. Ее преодолению способствует не только постепенное развитие телекоммуникационной инфраструктуры, но и совершенствование алгоритмов кодирования, которые позволяют передавать видео высокого качества по относительно низкоскоростным каналам. Алексей Власов из компании «Открытые технологии» обращает внимание на то, что Polycom анонсировала в своих продуктах поддержку кодека H.264 High Profile, у которого требования к пропускной способности почти вдвое ниже по сравнению с существующими решениями. Так, для передачи видео высокого разрешения (HD 720p) потребуется всего 512 Кбит/с, а стандартного видео с качеством DVD — 128 Кбит/с.
Многие производители начинают использовать в своих продуктах кодек Scalable Video Coding (SVC), который позволяет обойтись без транскодирования видео при подключении к конференции терминалов с разными возможностями, что удешевляет серверы MCU. Кроме того, использование этого кодека обеспечивает более стабильное качество картинки при потерях пакетов, что особенно актуально в случае связи через Интернет. Поставщики систем ВКС работают и над другими алгоритмами для обеспечения видеосвязи при высоком уровне потерь пакетов. Так, в феврале 2010 года компания Tandberg продемонстрировала новую версию ПО, способную поддерживать приемлемое качество видеосвязи, когда уровень потерь пакетов составляет 20%.
Распространению видеотехнологий долгое время препятствовали проблемы прохождения видеотрафика через межсетевые экраны (firewall) и сложность настройки видеотелефона пользователем. Три года назад МСЭ принял стандарт H.460 для пропуска трафика приложений H.323 через межсетевые экраны и системы трансляции адресов (NAT) — в стандарте описаны решения для сигнализации (H.460.17 и 18) и основного трафика (H.460.19). Но несмотря на это, по данным Бориса Попова из компании Tandberg, только в 2009 году были сделаны серьезные шаги по устранению указанных проблем: компания BroadSoft вышла на рынок с решением для организации видеотелефонии в альянсе с Tandberg, а также сама Tandberg в полной мере внедрила поддержку протоколов прохождения трафика H.323 и SIP через брандмауэр и начала активно использовать возможности SIP Device Provisioning для автоматической настройки конечного оборудования пользователя.
ПО ПУТИ УНИФИКАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ
По мнению Игоря Чижа, начальника отдела ВКС компании «Комптек», видеотелефония могла бы развиваться быстрее, если бы существовала возможность бесшовной интеграции видеотелефонов с уже установленной в компании УАТС. Он утверждает, что качество реализации видеосвязи традиционными производителями УАТС, как правило, уступает качеству, обеспечиваемому оборудованием ВКС, поэтому, чтобы получить реальный эффект от видеозвонков, необходимо подключить к УАТС профессиональные видеотерминалы/телефоны. В свою очередь последние больше ориентированы на видеокоммуникации, и использовать их в качестве основного телефона, то есть для аудиозвонков, не очень удобно (с точки зрения эргономики и доступа к телефонным функциям).
Опыт «Комптек» показывает, что до сих пор существует ряд технических сложностей, приводящих на практике к тому, что при использовании видеотелефона стороннего производителя становятся недоступны некоторые «продвинутые» функции УАТС, такие как переадресация, удержание вызовов, сбор конференции и т. п. С другой стороны, чтобы сохранить этот функционал, видеопоток надо пустить через УАТС, а это, как правило, приводит к потере качества видео. «Таким образом, производителям как УАТС, так и оборудования ВКС еще есть над чем работать в части согласования стандартов и протоколов взаимодействия, чтобы обеспечить бесшовную совместимость и тем самым придать новый импульс развитию рынка видеокоммуникаций», — заключает Игорь Чиж.
С какой стороны ни подходи к видеотелефонии (со стороны УАТС или ВКС), впереди — унифицированные коммуникации (Unified Communications, UC). Большинство экспертов считают, что грань между видеотелефонией, ВКС и другими телекоммуникационными технологиями весьма условна. И если сегодня в некоторых случаях имеет смысл выделять видеотелефонию в отдельный сегмент рынка, то в будущем этого не потребуется. С развитием UC мы получим универсальную среду для передачи данных, голосовой и видеосвязи, проведения различных чатов и совместной работы с приложениями и документами. Система будет сама выбирать наиболее подходящий вид связи на основе предпочтений пользователя: будь то обычный телефонный или видеозвонок, направленный на корпоративный или мобильный телефон и т. д.
Илья Федорушкин из компании Cisco полагает, что наибольшее влияние на развитие видеотелефонии способны оказать технологии Web-конференций, где видео используется для совместной работы, удаленного обучения, создания центров поддержки и обслуживания и пр. Он уверен, что рано или поздно люди привыкнут видеть собеседника на экране телефона или компьютера, а через пять – семь лет голосовая телефония без видеоизображения будет казаться столь же ущербной, как проводной дисковый телефон в восприятии современного активного пользователя мобильной связи.
Растет интерес к дополнительным функциям, расширяющим возможности видеотелефонии. Так, по словам Станислава Солдатова, технического директора компании «ВидеоПорт», огромную популярность заслужила одна из последних ее разработок — функция «Показ удаленного рабочего стола», с помощью которой текущее изображение может быть передано собеседнику (или собеседникам) без применения сторонних программ и технических средств.
По мнению Дмитрия Петрусова, при адекватном уровне стандартизации и соблюдения регламентов процессов проектирования, внедрения и сопровождения нет необходимости уделять повышенное внимание одному из компонентов UC. При этом он считает, что в процессе масштабирования систем UC и планомерного их проникновения в различные технологические циклы и бизнес-процессы видеотелефония будет находиться на вторых и третьих ролях. Дело в том, что сколь выигрышным может оказаться результат, если диалог сопровождается изображением собеседника приятной внешности при должном уровне дизайна и эргономики его окружения, столь же сильным будет непроизвольное неприятие информации только из-за плохо подобранной по цвету одежды, непривлекательной обстановки или неудачного освещения. Специалист «Корпорации ЮНИ» полагает, что сеансы видеосвязи будут оставаться постановочным действом до тех пор, пока средства автоматизации не позволят без вмешательства человека успешно корректировать видеоряд для создания наилучшего зрительного образа (подобно функции видеозаставок Apple iChat: «Пусть все выглядит так, будто вы находитесь у себя в гостиной, на пляже или на Луне»).
Нельзя забывать и о том, что, поскольку главный акцент в UC делается на интеграцию разных сервисов (универсальность решения), видеосвязь в составе такого универсального решения имеет свои недостатки. К их числу Владислав Перегудов, главный инженер проектов компании «Полимедиа», относит ограничение размера передаваемого изображения (максимум CIF 352´288 пикселей) и отсутствие поддержки режима Continuous Presence (раскладка окон, когда видно сразу нескольких абонентов, а не только докладчика). Кроме того, ввиду ограниченности функций собственного сервера многоточечных конференций IP-УАТС или полного его отсутствия технология не может обеспечить сеансы многоточечной видеосвязи для терминалов, не зарегистрированных на IP-УАТС.
Если компании с распределенной структурой необходимо оснастить индивидуальное постоянное или мобильное рабочее место сотрудника универсальным средством со всеми доступными видами связи, то, по мнению специалиста «Полимедиа», вполне логично использовать решение видеотелефонии в составе системы UC таких производителей как Cisco Systems, Microsoft или IBM (с учетом указанных выше ограничений). В случае если компания планирует обеспечить качественной видеосвязью как стационарные/мобильные рабочие места сотрудников, так и переговорные комнаты, без специализированных решений ВКС для многоточечных видеоконференций уже не обойтись. Поэтому, по словам Владислава Перегудова, в настоящее время особый интерес представляют задачи по интеграции систем видеотелефонии и ВКС, поскольку в результате удается сочетать достоинства обеих систем, такие, например, как единая абонентская книга для всех типов пользователей и высокое качество передаваемого изображения (вплоть до HD).
В качестве одного из возможных решений такой задачи специалисты «Полимедиа» рекомендуют систему на базе сервера MCU Scopia 100 24 компании RADVision или его полного аналога Multipoint 24 компании LifeSize. Встроенный модуль Multimedia Video Processor (MVP) позволяет устранить несимметричность потоков и подключать к многоточечной конференции терминалы ВКС, работающие на различных скоростях и поддерживающие различное качество изображения (HD и SD). В комплекте с LifeSize Multipoint 24 предлагается сервер LifeSize Multipoint Extension, который дает возможность включать в сеансы как терминалы ВКС, так и ПК, оборудованные Web-камерой, микрофоном и акустической системой. В составе такого решения могут использоваться программные коммуникаторы IBM, Microsoft, Alcatel-Lucent, Cisco и, конечно, самой RADVision.
Видеосвязь относится к числу бурно прогрессирующих направлений коммуникаций. Думается, нежелание тратить в частых поездках время и нервы
(ох уж эти пробки!) вкупе со стремлением экономить за счет сокращения числа командировок — весомые аргументы, чтобы преодолеть психологические проблемы и чаще использовать видеосвязь. А эффективная интеграция с другими средствами коммуникаций и инструментами совместной работы способна существенно повысить продуктивность труда, что чрезвычайно важно в условиях усиливающейся конкуренции.
Александр Барсков — ведущий редактор «Журнала сетевых решений/LAN». С ним можно связаться по адресу: ab@lanmag.ru.