Рынок коммерческих дата-центров (КДЦ) — один из немногих сегментов инфокоммуникационного рынка РФ, который даже в условиях мирового экономического кризиса продолжает развиваться. По данным исследовательской компании «Современные Телекоммуникации», в IV квартале
2009 года только в московском регионе было введено в эксплуатацию более 2000 м2 технологических площадей. Не менее интенсивно развивается и петербургский рынок КДЦ, где в 2009 году было введено в строй или модернизировано более 10 технологических площадок. Далее мы рассмотрим некоторые итоги сравнительного анализа тарифной политики в отношении услуги «Аренда стойки» различных операторов КДЦ в Санкт-Петербурге и Москве. За основу взяты результаты исследования, проведенного в марте 2010 года.

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для объективного анализа и сравнения тарифной политики операторов КДЦ Петербурга и Москвы были подготовлены унифицированные запросы по составу выбранных услуг [1, 2, 3], сформированные на базе так называемых моделей потребления услуг в расчете на усредненные требования.

В модели потребления для услуги «Аренда стойки» [1] предполагается, что арендуется одна стойка высотой 42U, где предусматривается установка до 30 серверов формата 1U. На стойку заказчик просит выделить:

  • энергопотребление — до 5 кВт/ч;
  • 60 IP-адресов (платно/ бесплатно);
  • порт 1000 Мбит/с (full duplex).

Предполагаемый трафик в течение месяца:

  • безлимитный — при скорости передачи данных не выше 20 Мбит/с;
  • или 500 Гбайт (входящий)/2500 Гбайт (исходящий);
  • соотношение российского трафика к зарубежному — 10:1.

При выборе конкретного тарифа на услугу оператора КДЦ мы ориентировались на вышеуказанную модель потребления. Для нее просчитывались затраты клиента с учетом различных тарифов оператора. Тариф, минимизирующий затраты на услугу, выбирался в качестве основного и регистрировался для последующей обработки.

В соответствии с предложенной классификацией КДЦ по признаку собственности [1, 2] были выделены КДЦ первого и второго типа. К первому типу отнесены те КДЦ, владельцы которых являются собственниками инфраструктуры технической площадки, включающей так называемые гермозоны (системы безопасности, термоконтроля, пожаротушения и т. п.). Однако здание или его часть не всегда принадлежат этим организациям, а могут быть взяты в аренду на длительный срок.

Ко второму типу отнесены КДЦ, сформированные путем аренды части техплощадки (в виде изолированной зоны или отдельных стоек на единой площадке). В данном случае владельцы КДЦ могут иметь собственные IP-адреса или использовать адреса, которые им предоставил собственник технологической площадки (КДЦ).

Основное внимание было сосредоточено на деятельности операторов КДЦ первого типа. Мы не ставили перед собой цели исследовать все подобные организации в Москве и Санкт-Петербурге. Напомним, что в столице работают свыше 60 операторов КДЦ первого типа, у которых имеется более 80 КДЦ, а в Санкт-Петербурге — свыше 20 операторов, в собственности которых находится более 30 КДЦ (по состоянию на 01.03.2010 согласно данным компании «Современные Телекоммуникации»).

Для участия в исследовании операторы КДЦ выбирались случайным образом, вне зависимости от показателей КДЦ (качества, размеров технологических площадей, процента заполнения и т. п.). В Москве было отобрано 15 операторов, в Санкт-Петербурге — 8. Основное внимание уделялось тарифам при аренде одной стойки (42U). Очевидно, что по мере увеличения количества арендуемых стоек удельные цены несколько снижаются, но, по сути, принципы формирования тарифного плана не меняются.

ОСОБЕННОСТИ ТАРИФИКАЦИИ УСЛУГИ «АРЕНДА СТОЙКИ»

Услуга «Аренда стойки», как правило, включает две составляющие:

  • собственно аренду стойки клиентом;
  • телекоммуникационные услуги (подключение размещенных в стойке серверов и коммутатора к сети Интернет или к сети передачи данных, с учетом размера трафика).

Аренда оплачивается клиентом двумя платежами. Первый взимается единовременно за регистрацию (так называемую установку-монтаж) — размещение оборудования клиента в стандартной телекоммуникационной стойке на технологической площадке КДЦ. Второй представляет собой ежемесячную абонентскую плату за аренду. Ряд операторов КДЦ предлагают заменить ежемесячную оплату на ежегодную. В таком случае клиенту предоставляется скидка до 20%.

При оплате телекоммуникационных услуг клиент единовременно оплачивает инсталляцию порта — подключение аппаратуры в стойке к Интернету через порт Ethernet (full duplex). Стоимость аренды порта (портов) зависит от скорости подключения, типовое значение составляет 1000 Мбит/с, реже — 100 Мбит/с. Операторы ряда КДЦ предлагают также вариант подключения, когда пропускная способность регулируется (от 1 до 100 Мбит/с). В этом случае оператор берет на себя обязательства по гарантированному предоставлению скорости, то есть фактически по качеству обслуживания (например, когда предлагается порт со скоростью 1 Гбит/с при гарантированной полосе 10 Мбит/с). За дополнительную плату можно подключить еще один порт Ethernet.

Обычно клиент бесплатно получает определенное количество IP-адресов — например 256 на стойку. Дополнительные IP-адреса оплачиваются ежемесячно (примерно 20–100 руб. за дополнительный IP-адрес).

В дальнейшем возникают другие расходы — за аренду стойки, аренду порта и потребляемый ежемесячный трафик. Операторы КДЦ предлагают различные варианты тарификации, среди которых выделим основные:

1) предоплаченный объем входящего, исходящий — бесплатно;
2) условно-безлимитный тариф (при соблюдении определенных соотношений, например: входящий /исходящий — 1:4, российский /зарубежный — 1:5);
3) полностью безлимитный с ограничением пропускной способности канала;
4) превалирующий (входящий или исходящий).

В первом варианте в ежемесячную плату за порт включается стоимость определенного объема входящего трафика (в гигабайтах), при этом оператор нормирует превышение лимита входящего. Отметим, что некоторые операторы устанавливают нормы трафика по направлениям. При существенной цене за порт объем трафика может и не ограничиваться. Иногда предлагается вариант тарификации с оплатой преобладающего трафика (как входящего, так и исходящего). В этом случае тарифицируется каждый гигабайт. Сравнительно недавно КДЦ начали оговаривать возможное соотношение российского/зарубежного трафика.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТАРИФОВ НА УСЛУГУ «АРЕНДА СТОЙКИ» В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ И МОСКВЕ

В Таблице 1 представлены результаты проведенного анализа размеров ежемесячного платежа за услугу «Аренда стойки», взимаемого операторами КДЦ Санкт-Петербурга [1].

Коммерческие дата-центры Санкт-Петербурга и Москвы: что почем?

При формировании тарифов на эту услугу операторы КДЦ Санкт-Петербурга используют различные бизнес-модели, но доминирующего варианта выявить не удалось. Одни предлагают бесплатную аренду, а оплату берут за трафик, другие предпочитают предложить сравнительно недорогой трафик при существенной цене размещения. В ряде случаев операторы стараются сбалансировать обе составляющие.

Таким образом, у клиента появляется возможность оптимального выбора с учетом специфики собственной модели потребления услуги. В Таблице 2 представлены результаты анализа размеров ежемесячного платежа за услугу «Аренда стойки», который назначают операторы КДЦ Москвы [1].

Коммерческие дата-центры Санкт-Петербурга и Москвы: что почем?

Сравнение значений оплаты за услугу (при выбранной модели потребления) показало, что предложение на рынке Санкт-Петербурга структурировано компактней. Например, в Москве ценовой диапазон весьма широк — от 63 000 до 168 300 руб./мес., в Санкт-Петербурге — от 46 000 до 110 000 руб./мес., то есть разброс цен в Москве на 65% больше (см. Таблицу 3).

В целом можно утверждать, что при выбранной модели потребления в столице услуга «Аренда стойки» обходится дороже: среднее значение для ежемесячных платежей в Москве выше на 50%, тогда как минимальное значение для ежемесячных платежей в Санкт-Петербурге ниже на 37%. Отметим, что в Санкт-Петербурге ежемесячный платеж за такую услугу менее 80 тыс. отмечен у 6 операторов из 8 (75%). Для Москвы этот показатель заметно отличается — 5 из 15 (33%).

Вероятно, различия в тарифной политике обусловлены тем, что операторы московских КДЦ предлагают более широкий набор дополнительных услуг, часть которых клиент получает бесплатно, но зато итоговая стоимость оказывается выше. Кроме того, в Москве стоимость услуги иногда ставится в зависимость от качества КДЦ (уровень надежности, число присутствующих магистральных операторов, емкость канала до точки обмена трафика и т. п.). Естественно, большинство столичных операторов не отличаются скромностью в отношении собственных возможностей, что априори позволяет им устанавливать более высокие расценки.

Как мы уже отмечали, выбор тарифов обусловлен принятой моделью потребления услуг, в связи с чем проведенное исследование имеет ограниченный характер. Из рассмотрения был исключен такой важный показатель, как качество самого КДЦ, но именно уровень сервиса во многом определяет стоимость услуги. Кроме того, в исследовании не учитывались количество и «ценность» дополнительных услуг, бесплатно включаемых в тот или иной тарифный план. Немаловажен и сам факт наличия той или иной дополнительной услуги. Например, возможность выполнять резервное копирование может стать решающим фактором при выборе оператора КДЦ.

Вместе с тем полученные результаты свидетельствуют о тенденции к снижению стоимости аренды стойки в обоих городах [1, 2]. Другой путь развития этого рынка — «расслоение» КДЦ: все больше операторов предлагают услугу «Аренда стойки» с минимальным набором дополнительных услуг, но одновременно заинтересованным клиентам предоставляется максимально широкий выбор дополнительных ИТ-сервисов. Таким образом, новые бизнес-модели предоставления основных и дополнительных услуг начинают влиять на устоявшуюся тарифную политику операторов КДЦ.

Нельзя не отметить тенденции к изменению методов тарификации трафика клиентов КДЦ. Многие операторы формируют «пакет», в который включается определенный объем трафика как составляющая услуги. Это обусловлено началом перехода от продажи определенного количества гигабайт (входящих/ исходящих) к предложению пропускной способности (1, 2, …, 100 Мбит/с) с неограниченным трафиком.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Очевидно, что по своим масштабам московский и петербургский рынки КДЦ несопоставимы. Однако последние успехи операторов КДЦ из Санкт-Петербурга позволяют говорить о наметившейся конкуренции в этом сегменте. В настоящее время основным полем такой усиливающейся конкуренции является тарифная политика на основные услуги.

По нашему мнению, петербургский рынок КДЦ имеет значительный потенциал. Операторы ряда местных КДЦ уже сегодня могут предложить клиентам относительно недорогой международный трафик и небольшую арендную плату за размещение. Нет сомнений, что в ближайшей и среднесрочной перспективе стоимость площадей и электроэнергии в Северной столице будет ниже, чем в Москве. Таким образом, в 2010–2012 годы определенной группой российских клиентов будут востребованы основные услуги (Co-location и «Аренда стойки») операторов КДЦ, работающих именно в Санкт-Петербурге.

Где стоит усилить маркетинговую активность операторам КДЦ Северной столицы? Московский клиент вряд ли повезет серверы и коммутаторы на берег Финского залива, хотя в сложившейся тарифной ситуации такого варианта исключать не стоит. А вот клиенты из регионов «почувствуют разницу» при сравнении тарифов — местных и петербургских, тем более что по параметрам качества КДЦ Санкт-Петербурга, как правило, опережают большинство региональных КДЦ РФ.

Александр Корсунский — ведущий эксперт компании «Современные Телекоммуникации», Алексей Свирин — исследователь-аналитик компании «Современные Телекоммуникации».


Таблица 3. Результаты проведенного анализа полученных выборок значений ежемесячного платежа по услуге «Аренда стойки» для выбранных операторов КДЦ по городам, руб. /мес. с НДС.


Источники

В статье использовались данные из следующих аналитических отчетов компании «Современные Телекоммуникации» (http://www.modetel.ru):

  1. «Коммерческие дата-центры Москвы и Санкт-Петербурга: сравнительный анализ тарифной политики на основные услуги (Co-location и “Аренда стойки”)», 2010
  2. «Рынок коммерческих дата-центров Московского региона — 2008–2010: анализ предложения, перспективы развития», 2009
  3. «Анализ состояния рынка услуг коммерческих дата-центров РФ», 2009