Многие предприятия внедряют у себя технологию передачи голоса по IP (Voice over IP, VoIP), не отказываясь от имеющейся инфраструктуры ISDN. Они продолжают использовать свои УАТС стандарта ISDN, соответствующие конечные устройства и привычные функции ISDN. Технология VoIP применяется только для внешней связи и особенно охотно используется для организации соединений между различными филиалами компании, так что в результате общение внутри предприятия становится бесплатным.
Если компании имеют международные филиалы, ежегодные расходы на связь порой превышают шестизначные суммы. К ним прибавляются значительные затраты на услуги роуминга для мобильных телефонов. Шлюзы доступа с интерфейсами VoIP и GSM, размещенные в наиболее важных для предприятия международных филиалах, позволят заметно сократить эти расходы.
Так, если сотруднику, находящемуся за границей, необходимо позвонить со своего мобильного телефона, то стоимость исходящего звонка в роуминге (Outgoing Roaming) весьма высока, тогда как входящий звонок (Incoming Roaming) обойдется заметно дешевле. В случае использования шлюза доступа нужно сначала позвонить с мобильного телефона на шлюз, находящийся в той же стране (см. Рисунок 1). Этот шлюз оснащен функцией обратного вызова (Call Back) и настраивается таким образом, чтобы при звонке на него не осуществлялось платное соединение: шлюз сбрасывает звонок и сразу же перезванивает на мобильный телефон сотрудника. После этого с помощью дополнительного набора номера можно создать любое требуемое соединение. В результате вместо дорогостоящего исходящего звонка в роуминге организуется менее затратное входящее соединение.
СОЕДИНЕНИЕ ФИЛИАЛОВ: БЕЗОПАСНОСТЬ И КАЧЕСТВО СЕРВИСА
При создании соединений между отдельными филиалами особая роль отводится безопасности и качеству сервиса (Quality of Service, QoS). Одним из важнейших параметров обеспечения безопасности является шифрование данных. Для этого шлюзы доступа предлагают решения на базе протоколов Transport Layer Security (TLS) и Secure Real-Time Transport Protocol (SRTP). После обмена ключами SRTP способен обеспечить высокую степень защиты соединений «из конца в конец» (End-to-End), поэтому именно этот протокол является оптимальным выбором, когда речь заходит о соединениях между филиалами.
Основу для обеспечения высокого качества сервиса составляет стабильный широкополосный сетевой доступ через провайдера с высокими требованиями к качеству. Помимо этого, шлюз доступа должен поддерживать функцию формирования трафика (Traffic Shaping), чтобы пакеты данных с разными приоритетами получали соответствующее обслуживание. Профессиональные шлюзы доступа обладают системой управления пропускной способностью для задания приоритета пакетов данных в зависимости от типа сервиса (Type of Service, ToS). Голосовым пакетам отдается предпочтение.
Доступность сервиса дополнительно повышается, если шлюз доступа при отказе или значительном ухудшении соединения VoIP автоматически переводит звонки в сеть ISDN. При полном отказе VoIP и технологии мультиплексирования с разделением по времени (Time Division Multiplexing, TDM) — например, в результате повреждений при проведении строительных работ — соответствующие шлюзы (к примеру, модели Ecotel или VoIPBOX GSM производства компании Teles) позволят перенаправить звонки в сеть GSM.
ГИБКАЯ МАРШРУТИЗАЦИЯ
Еще одна область применения шлюзов доступа — маршрутизация с наименьшей стоимостью (Least Cost Routing, LCR). Многие предприятия хотели бы совершать каждый звонок с минимальными затратами, поэтому в зависимости от конкретного случая используется ISDN, VoIP или GSM. Шлюз доступа устанавливается перед УАТС и автоматически выбирает наиболее выгодный способ связи.
Для реализации сценария LCR требуется шлюз доступа с интерфейсами для всех типов сетей (см. Рисунок 2): для фиксированной связи, VoIP и GSM со всеми необходимыми функциями для настройки маршрутизации. Шлюз должен программироваться таким образом, чтобы определенным группам номеров можно было присвоить различные типы маршрутов в зависимости, к примеру, от дня недели или времени суток.
Так, звонок на мобильный номер, осуществляемый через подключение VoIP или ISDN шлюза доступа, может стоить около десяти центов. А если шлюз перенаправит звонок через свой порт GSM и соответствующую SIM-карту прямо в сеть GSM, то стоимость минуты разговора может сократиться до пяти центов или вообще до нуля. Все прочие звонки шлюз доступа будет перенаправлять через VoIP или ISDN. Но может быть и так, что используемый для SIM-карты тариф предусматривает возможность осуществления безлимитных звонков во все сети в выходные дни. И в этом случае необходимо, чтобы шлюз был способен регулировать разговоры в зависимости от дня недели.
Процесс маршрутизации становится еще более нетривиальным, когда речь заходит о тарифах с определенным объемом включенных минут. Например, на одном из подключений первые тысяча минут в месяц могут быть бесплатными. В этом случае шлюз доступа должен контролировать их использование и после расходования выгодных минут автоматически принимать решение о переключении на другой путь или на новую карту с еще одной тысячей минут.
СИНТАКСИС МАРШРУТИЗАЦИИ
Профессиональные шлюзы доступа предлагают для таких сценариев расширенные возможности по настройке сложных схем маршрутизации. Шлюзы Ecotel, к примеру, используют для маршрутизации собственный синтаксис, с помощью которого можно в зависимости от дней недели, времени суток или наличия льготных минут и целого ряда других факторов задавать произвольные комбинации соединений между интерфейсами устройства для стационарной сети, VoIP и мобильной связи.
Синтаксис всегда определяет исходную и конечную точки для маршрутизации, а также все сопутствующие условия. Типичная относительно простая запись может выглядеть следующим образом: (oI2d017*#) n G:d. В рассматриваемом примере все звонки с линии 2 (Origin) — в данном случае это порт BRI, соединенный с УАТС, — адресованные абонентам, номера которых начинаются с 017 (Destination), направляются через интерфейс GSM. Дополнительная запись (oI2d*#) n V1:d означала бы, что все остальные звонки с линии 2 передавались бы на линию VoIP 1.
Иногда такие команды для маршрутизации можно составлять с помощью удобных ассистентов, доступных в меню настроек шлюза (см. Рисунок 3). В таком случае глубоких знаний соответствующего синтаксиса не потребуется.
ОСОБЕННОСТИ GSM: СЛАБЫЕ МЕСТА И СПОСОБЫ ИХ ОБХОДА
Когда речь заходит о маршрутизации в сети GSM, необходимо принять во внимание некоторые технические особенности. При звонках через шлюз доступа сеть GSM не поддерживает функцию АОН (CLIP) для ISDN. То есть номер вызывающего телефонного аппарата стандарта ISDN из среды УАТС не передается в мобильную сеть через интерфейс GSM шлюза доступа. Вызываемый абонент видит на экране своего сотового телефона лишь номер SIM-карты шлюза доступа. Если, пропустив вызов, он захочет перезвонить, то дозвонится только шлюзу.
Для того чтобы справиться с этой проблемой, профессиональные шлюзы доступа предлагают несколько технических обходных путей (Workaround). Самый простой — отправка абоненту, не ответившему на вызов, SMS-сообщения с внутренним номером того аппарата, с которого был совершен звонок. Однако рассылка таких сообщений приводит к возникновению дополнительных расходов, сокращающих эффект экономии от LCR. Более удачный вариант — так называемая адаптивная ремаршрутизация (Adaptive Rerouting).
Это означает, что шлюз доступа запоминает все безуспешные попытки соединений с сетями GSM. Как только поступает входящий вызов с одного из не ответивших ранее номеров GSM, шлюз автоматически устанавливает соединение с тем аппаратом, с которого осуществлялся последний безуспешный вызов этого номера, что практически всегда приводит к нужному результату.
СОХРАНЕНИЕ СВОЙСТВ ISDN ПРИ ТЕЛЕФОНИИ VOIP
При маршрутизации с УАТС стандарта ISDN в сеть VoIP имеются свои особенности. Сотрудники предприятия ожидают и после перехода на подключение VoIP того же удобства пользования, которое им знакомо по системам ISDN. Однако при таком переходе существует угроза потери некоторых функций.
Неудобства начинаются уже при наборе номера: в случае ISDN пользователь набирает нужный номер и сразу же после ввода последней цифры слышит сигнал «свободно». При соединении с VoIP на это может потребоваться несколько секунд. По этой причине профессиональные шлюзы доступа предлагают функцию «набор номера с перекрытием» (Overlap Dialing). При этом шлюз доступа сразу же передает набранные цифры на программный коммутатор поставщика услуг VoIP, коммутатор отправляет их дальше и как только обнаруживает, что вызываемый номер свободен, сразу же уведомляет об этом шлюз доступа, а шлюз, в свою очередь, выдает сигнал «свободно» без потери времени.
НАГЛЯДНОСТЬ ЗАТРАТ
Аналогично обстоят дела с возможностью просмотра стоимости исходящих звонков (Advice of Charge, AOC) в ISDN. Предприятия ценят функцию AOC, поскольку им требуется быстрый и простой контроль стоимости отдельных звонков или возможность подведения итогов по расходным статьям. Если шлюз доступа поддерживает AOC, то он способен переводить информацию о тарифах из сети VoIP в формат, воспринимаемый УАТС стандарта ISDN.
Третья важная функция сетей ISDN — частичная переадресация вызова (Partial Rerouting). С ее помощью вызовы, поступающие на занятый номер пользователя, могут перенаправляться на любой другой номер еще на программном коммутаторе провайдера услуг VoIP. Ключевой момент: шлюз доступа должен взаимодействовать с инфраструктурой VoIP-провайдера без сбоев и конфликтов.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Возможны различные сценарии применения шлюзов доступа, и каждый из них подразумевает наличие определенных технических требований. Качество сервиса и безопасность всегда являются параметрами критической важности. При создании соединений между зарубежными филиалами увеличивается роль функции обратного вызова и интерфейсов GSM. Если предприятие использует шлюз доступа для маршрутизации с наименьшей стоимостью, то решающее значение приобретают гибкие и обширные настройки маршрутизации. В случае маршрутизации с наименьшей стоимостью в сеть GSM, необходимы технические средства для компенсации отсутствующих функций АОН. При осуществлении маршрутизации в сеть VoIP, удобство использования средства связи должно сохраняться на том же уровне, поэтому поддержка таких возможностей ISDN, как «набор номера с перекрытием», просмотр стоимости исходящих звонков и частичная переадресация вызова, являются стандартным функционалом для профессиональных шлюзов доступа.
Томас Хайдн — руководитель отдела маркетинга в компании Teles.