Слово «видео-конференц-связь» упоминается все реже. Для примера возьмем двух очевидных лидеров в области групповых систем ВКС, вместе контролирующих три четверти этого сегмента мирового рынка, — компании Cisco и Polycom. Сформированное на базе норвежской Tandberg бизнес-подразделение Cisco имеет в самом своем названии слово Telepresence, а Polycom с недавних пор стала позиционировать себя как «лидера» в области унифицированных коммуникаций…

 

ОТДЕЛЯЯ ЗЕРНА ОТ ПЛЕВЕЛ

Границу между системами класса Telepresence и «просто» системами ВКС высокого уровня с поддержкой разрешения HD провести непросто. Собственно говоря, четких критериев, позволяющих отделить первые от вторых, никогда и не существовало. Скорее, дело в нюансах. Так, системы Telepresence обеспечивают изображение головы и верхней части туловища человека в натуральную величину и визуальный контакт «глаза в глаза». При использовании таких систем удаленные собеседники все время находятся напротив друг друга, тогда как в обычных сеансах ВКС участники видеоконференции зачастую видят перед собой лишь своих коллег, сидящих с ними за одним столом, а чтобы увидеть тех, кто подключается к дискуссии при помощи средств связи, надо поворачиваться в сторону экрана.

Обязательными для систем телеприсутствия являются максимально комфортное окружение и простота использования — все делается для того, чтобы при общении удаленные собеседники забывали о наличии между ними «технологических элементов». Когда-то поставщики систем Telepresence уверяли, что без специально оборудованных студий не обойтись, и именно их наличие представлялось как одна из главных отличительных характеристик таких систем. Но с появлением персональных систем Telepresence это требование перестало быть обязательным.

Обособлению систем телеприсутствия способствует использование ими специальных протоколов. Однако в последнее время предпринимаются шаги с целью достижения интероперабельности систем разных производителей. Так, недавно компания Polycom объявила о поддержке Telepresence Interoperability Protocol (TIP) — протокола, предложенного Cisco. Этот протокол позволяет взаимодействовать между собой системам с несколькими кодеками и экранами. Кроме того, TIP дает возможность решениям на базе стандартных протоколов (H.323 и SIP) «общаться» с использующими фирменные протоколы системами CTS компании Cisco.

Если говорить об исследованиях рынка ВКС, проводимых наиболее авторитетной в этой области организацией — Wainhouse Research, то в них вообще системы телеприсутствия специально не выделяются, зато особую группу составляют системы с несколькими кодеками. Примерами таких систем являются продукты T3 и CTS 3000 компании Cisco (первый из названных — разработка Tandberg), OTX компании Polycom, Halo Collaboration Suite компании HP. Надо сказать, аналитики не слишком оптимистичны в отношении их перспектив: согласно прогнозу Wainhouse Research, рост продаж групповых систем ВКС с несколькими кодеками будет продолжаться еще пару лет, затем кривая продаж стабилизируется на достигнутом уровне, и в 2015 году будет наблюдаться даже некоторый спад (см. Рисунок 1).

 

Рисунок 1. Прогноз продаж систем ВКС с несколькими кодеками.

 

Названные выше системы однозначно относятся к классу Telepresence, но принципы телеприсутствия могут быть реализованы и другими техническими средствами, в том числе классическими решениями с одним кодеком. Есть компания, которая вообще заложила принцип формирования изображений в «натуральную величину» в основу своей стратегии, закрепив его в своем названии — LifeSize. Кстати, она же с момента своего создания ориентируется на HD. По словам основателя LifeSize Крейга Мэллоу, только технологии высокого разрешения способны сделать общение удаленных собеседников по-настоящему комфортным.

 

ВСЕ ДЕЛО В ИНФРАСТРУКТУРЕ

Хотя по объему продаж системам с несколькими кодеками удалось «отхватить» примерно 14% рынка ВКС, по числу проданных единиц оборудования их доля составляет менее 1%. Так что системы на базе одного кодека продолжают доминировать на рынке. Прогноз Wainhouse Research относительно этих систем более оптимистичен: стабильный рост числа продаваемых устройств на весь период до 2015 года. Однако по объему продаж ситуация может оказаться похожей на ту, что описана для систем с несколькими кодеками: в 2015 году будет наблюдаться снижение оборота.

Наконец, третью составляющую рынка групповой ВКС — терминалы класса Executive, по мнению экспертов Wainhouse Research, вообще ждет падение спроса с 2013 года. Эту категорию продуктов, несмотря на их персональное назначение, обычно относят к системам групповой ВКС по историческим и ряду других причин. В эту группу, в частности, попадают персональные системы телеприсутствия Cisco EX90 и Polycom HDX 4000, которые сопоставимы по стоимости (350–400 тыс. руб.) с терминалами групповой ВКС. В нижнем ценовом сегменте этой категории продуктов находятся решения на базе обычных компьютерных мониторов — в частности, системы LifeSize LG Executive и Radvision VC240, на базе мониторов LG и Samsung соответственно. Стоимость этого оборудования составляет примерно 120 тыс. руб.

Несмотря на то что в 2015 году, возможно, начнется падение продаж терминалов на рынке групповых систем ВКС, в целом этот рынок будет только расти. Загадка? Вовсе нет: рост будет обеспечен за счет инфраструктурных продуктов. К ним в мире ВКС традиционно причисляют серверы многоточечной связи (MCU), а также широкий спектр других изделий, включая различные шлюзы и привратники (gatekeeper), системы записи сеансов, потокового вещания, средства прохода через межсетевые экраны (firewall) и трансляторы сетевых адресов (NAT).

Рост спроса на инфраструктурные решения объясняется рядом причин, в первую очередь повышением интереса к персональным системам, развертываемым, в числе прочего, в рамках систем унифицированных коммуникаций. Кстати, именно популярность нового поколения персональных систем (программных решений для ПК, планшетов и других гаджетов), скорее всего, станет причиной прогнозируемого снижения продаж классических терминалов класса Executive. Организация сеансов ВКС через Интернет, в том числе между предприятиями и организациями (B2B), потребует внедрения дополнительных продуктов для прохождения трафика через системы Firewall/NAT, а расширение сфер применения ВКС и превращение ее в средство массовых корпоративных коммуникаций — установки средств, упрощающих и автоматизирующих пользование сеансами видеосвязи.

 

ПОД «ЗОНТИКОМ» UC

По мере того как видео «выходит» за пределы конференц-залов и переговорных комнат и начинает «охватывать» рабочие места рядовых сотрудников, сегмент персональных видеосистем на рынке ВКС постоянно расширяется. При этом, скорее всего, наибольшее распространение получат не специализированные аппаратные решения наподобие видеотелефонов или терминалов ВКС, а программные продукты, которые значительно дешевле и не требуют специальной аппаратуры, успешно функционируя на имеющихся настольных ПК или портативных компьютерах.

Персонализация ВКС неизбежно ведет к ее интеграции с другими средствами персональных коммуникаций, такими как телефонная связь, средства контроля присутствия (presence), системы поддержки совместных работ, — короче говоря, к унифицированным коммуникациям. На этом поле «играют» гиганты ИТ-отрасли — IBM и Microsoft. Из ведущих разработчиков систем ВКС наибольшей экспертизой в области телефонии и унифицированных коммуникаций располагает Cisco.

Большую активность по интеграции видео в свои решения в области унифицированных коммуникаций проявляет в последнее время компания Avaya. В частности, она представила планшет Avaya Desktop Video Collaboration Device, поддерживающий видеосвязь (двустороннюю без участия сервера ВКС или многостороннюю при наличии такого сервера). Изюминка продукта — интерфейс Flare, обеспечивающий удобный доступ ко всем коммуникационным средствам, включая видео, электронную почту, мгновенные сообщения и, конечно, телефонию. Кроме того, Avaya предложила полную линейку терминалов для групповых ВКС, в том числе со встроенным 4-портовым и 8-портовым сервером MCU. Хотя официального объявления нам найти не удалось, очевидно, что по соответствующему OEM-соглашению под брендом Avaya поставляются продукты LifeSize. Все эти терминалы интегрируются с SIP-сервером управления вызовами Avaya Aura, что обеспечивает их «бесшовное» взаимодействие с IP-УАТС, системой речевой почты, аппаратными и программными телефонами. С таким набором решений Avaya тоже представляет грозную силу на рынке унифицированных коммуникаций.

Упомянутое в начале статьи позиционирование компании Polycom в качестве поставщика систем унифицированных коммуникаций тоже является признаком постепенного перехода ВКС под «зонтик» таких систем. Не имея столь глубокой экспертизы в области телефонии, как Cisco и Avaya, эта компания активно сотрудничает с Microsoft в вопросах интеграции своих систем с сервером унифицированных коммуникаций Lync. В частности, она реализовала используемый Microsoft кодек RTV в своих продуктах HDX и RMX, что позволяет им напрямую регистрироваться на сервере Lync. Важными пунктами стратегии Polycom являются работа с Samsung по реализации «продвинутых» функций высококачественной видеосвязи на мобильной платформе Galaxy (на базе Android), а также сотрудничество с BroadSoft по предоставлению услуг ВКС вместе с функциями унифицированных коммуникаций в виде облачных сервисов.

 

ДВА «М»

С технологической точки зрения важным условием для широкого распространения ВКС в корпоративной среде является наличие хорошо масштабируемых решений, а эта характеристика определяется, в частности, спецификой функционирования кодека и обработки видеопотоков в сервере MCU. Весьма перспективным считается кодек H.264 Scalable Video Codec (SVC). Реализуемое им многоуровневое представление изображения позволяет выбирать число уровней (качество картинки) в зависимости от пропускной способности канала и характеристик терминала. Если при использовании обычного кодека H.264 снижение пропускной способности канала приводило к искажению (или пропаданию) картинки, то решения H.264 SVC способны гибко адаптироваться к особенностям канала и терминала путем выбора оптимального числа уровней.

Одной из первых решения на базе H.264 SVC предложила компания Vidyo (на сегодняшний день о реализации данного кодека заявили несколько других зарубежных производителей, включая Radvision и Polycom). Как утверждают представители Vidyo, благодаря использованию кодека SVC им удалось реализовать принципиально иную схему работы сервера ВКС: если классический MCU декодирует поступающие изображения, затем компонует их, осуществляет кодирование и отправляет получателям, то сервер VidyoRouter просто перенаправляет (маршрутизирует) медиапотоки по назначению (их декодирование и компоновка картинки в этом случае осуществляются конечными терминалами). Понятно, что такое решение лучше масштабируется и оптимизируется под особенности конкретных каналов связи и терминалов, в том числе мобильных.

На технологии Vidyo уже обратили внимание такие компании, как Google и HP, что вылилось в заключение партнерских соглашений. В частности, используя технологии Video, HP намерена представить широкий набор решений ВКС, включая программные системы для ПК и ноутбуков, терминалы для руководителей и конференц-залов. При этом в ближайшее время планируется обеспечить совместимость всех этих решений с имеющимися у HP системами телеприсутствия Halo. Пока HP — это «спящий гигант» на рынке ВКС, но проснувшись, он может серьезно изменить расстановку сил и на этом рынке, и на рынке унифицированных коммуникаций.

Российские разработчики ВКС тоже с успехом задействуют масштабируемые технологии. Так компания SPIRIT начала применять «скалабельный» подход еще шесть лет назад на основе разработанного ею многоскоростного речевого кодека IP-MR и продолжает использовать его для видеокодеков; в частности, в своем программном продукте «Видеомост» она использует кодек H.264 SVC.

«Масштабируемые речевые и видеокодеки позволяют передавать каждому участнику только тот объем голосовых и видеоданных, который может быть принят с учетом используемого виртуального канала в среде IP и терминального оборудования, — говорит Владимир Cвириденко, вице-президент по технологиям компании SPIRIT. — Это гарантирует доступ к ВКС практически с любого устройства, включая мобильные, причем сервис-провайдер освобождается от дополнительных расходов: видеопоток кодируется один раз, его не нужно перекодировать отдельно для каждого терминала». Применение масштабируемого кодирования речи и видео позволяет не только обеспечить высокое качество коммуникационных сервисов, но и существенно снизить затраты на инфраструктуру ВКС, что, безусловно, важно для массового распространения любого сервиса.

По словам Станислава Солдатова, технического директора компании «Видеопорт», выбранная ими стратегия позволяет свести нагрузку на сервер к минимуму и переложить ее равномерно на клиентские терминалы. «При использовании на сервере технологии мультиплексирования, или коммутации видеопотоков, отсутствует задержка на их транскодирование и уменьшается время доставки пакетов пользователям, — говорит он. — Подобный подход позволяет практически без ограничений масштабировать системы ВКС предприятия и подключать к ней новых абонентов без затрат на покупку новых, более производительных серверов. Наше решение успешно работает в роли SaaS-сервисов ВКС, поддерживая свыше 5000 активных абонентов на один сервер, включая мобильных клиентов».

Интересно отметить, что «Видеопорт» сделал ставку не на H.264 SVC, а на открытый кодек VP8, развиваемый в рамках проекта WebM компании Google. «Идеи, реализованные в кодеках VP8/WebM и H.264 SVC очень похожи, но, как показало наше тестирование, кодек VP8 более эффективен для задач, связанных с видео-конференц-связью», — говорит Станислав Солдатов.

Новые технологии упрощают развертывание масштабируемых решений и сервисов (желающие могут добавить слово «облачных») ВКС, которые уже предоставляют целый ряд компаний, включая российские. Все это повышает доступность видео-конференц-связи, превращая ее из элитного средства бизнес-коммуникаций в массовое.

Александр Барсков — ведущий редактор «Журнала сетевых решений/LAN». С ним можно связаться по адресу: ab@lanmag.ru.