Телекоммуникационный рынок сравнительно безболезненно, можно сказать, вполне благополучно, пережил кризис. Даже в наиболее тяжелый 2009 год его рост составил 4–5%. Однако все относительно: уже само снижение ежегодных темпов роста с 20–30% до нескольких единиц свидетельствует о кризисе. А если объем рынка оценивать в валюте (инвесторов интересует именно этот показатель), то, по оценкам агентства PMR, он уменьшился на 11,4%, притом что ВВП страны снизился на 7,9% (расчеты производились в евро). Таким образом, ситуация в телекоме не столь однозначна.
Каково бы ни было текущее положение дел, развитие бизнеса не останавливается. Однако, как и на ИТ-рынке, о прежних темпах роста можно забыть. Согласно расчетам PMR, в 2011 году телекоммуникационному рынку удастся подрасти на 6,7%, а по прогнозу IKS Consuting, в последующие 3–4 года его рост не превысит 7–8% в рублевых ценах. Любопытно, что если оценки темпов роста примерно совпадают, то в отношении объема эксперты расходятся во мнениях: если PMR сообщает о 23,9 млрд евро, то российское агентство — о 33,5 млрд евро. Откуда возникла такая почти полуторакратная разница не вполне понятно, даже если учесть, что к телекоммуникационным услугам отнесены почта и платное телевидение, объем которых, впрочем, невелик.
В качестве наиболее перспективного аналитики единодушно называют сегмент широкополосного доступа. Если московский рынок практически насыщен, то в регионах до этого еще далеко: по данным Advance Capital, уровень проникновения ШПД в столице составил на конец 2010 года около 70%, тогда как в целом по стране — около 35%. Согласно прогнозу Advance Capital, к концу текущего года число абонентов ШПД достигнет 22,6 млн (для сравнения: IKS Consulting ожидает подключения 24 млн таких абонентов только к 2015 году).
На мобильную связь уже сейчас приходится более половины рынка. Но дальнейшее увеличение ее доли возможно только за счет предложения дополнительных услуг. Так, по данным Advance Capital, доходы российских сотовых операторов от услуг мобильного Интернета выросли на 55% и достигли 64,5 млрд руб. При этом в 2010 году объем трафика данных в сетях сотовой связи увеличился в 2,5 раза. В России в выручке операторов «большой тройки» доля услуг по передаче данных составляет около 10%, в то время как у мировых лидеров этот показатель приближается к 50%. Как видим, рынку есть куда расти, но для этого требуется развивать инфраструктуру и на уровне доступа, и на уровне магистрали.
Если на уровне доступа постоянно появляются и внедряются новые технологии, то при выборе магистральных решений операторы вынуждены придерживаться разумно консервативного подхода ввиду большой цены ошибки. Однако и здесь происходят изменения. О новых и перспективных типах волокон можно прочитать в статье Александра Барскова «Возвращение к истокам», а о технологиях прокладки оптических кабелей — в небольшой заметке Георгия Башилова «Зона отчуждения».
Если на магистрали оптика занимает господствующее положение, то в области доступа ей приходится конкурировать как с медными решениями, так и с беспроводными. Преимущества и недостатки VDSL2 и PON в качестве решений доступа рассматриваются в статьях Георгия Башилова «PON: активы и пассивы» и «Лебединая песня, или CuPON». И конечно, говоря о широкополосном доступе, нельзя было обойти вниманием LTE. Инфраструктура LTE и тестирование соответствующей сети рассматриваются в статьях Дмитрия Шемякина «Как создать самообслуживаемые высокоскоростные сети» и Алексея Засецкого и Владимира Шельгова «Тестирование инфраструктурных решений для сетей LTE».