Однако настоящим ящиком Пандоры становятся облачные технологии — они проникли практически во все категории представленных на наш суд продуктов. Удалось ли нам в такой ситуации выбрать действительно достойных лауреатов, читатель может судить сам, обратившись к стр. 14 и 62. Мы же воспользуемся конкурсом как поводом, чтобы взглянуть на ситуацию на российском ИКТ-рынке.
Как показывают результаты общеевропейского исследования Coleman&Parkes EMEA Cloud and Transformation Survey, предприятия все больше убеждаются в необходимости перехода к облачной модели получения ресурсов и сервисов ИТ: 73% организаций в России собираются использовать облачные технологии для более эффективного взаимодействия с заказчиками и гражданами. Любопытно, что в этом аспекте наши компании мыслят более прогрессивно, чем европейские, — в регионе EMEA таких оказалось лишь 60%. Причем они не намерены откладывать дело в долгий ящик — более половины опрошенных полагают, что к концу 2012 года до 30% ИТ-услуг будут доставляться через общее или частное облако.
Приведенные в исследовании цифры представляются чрезмерно оптимистичными. Что ж, если верить данным последних научных исследований, оптимизм — это отклонение, и оно лечится. И лекарь, надо полагать, универсальный — время. Речь не о том, что облачные технологии в России не имеют перспектив — просто им предстоит долгий и трудный путь, как в свое время IP-телефонии, которая до сих пор так окончательно и не утвердилась в своих правах. Текущий объем рынка облачных услуг в России настолько мал, что его 30-процентный рост был бы подобен взрыву сверхновой. Возможно, я чрезмерно пессимистичен, но вот почему-то эту болезнь время не лечит.
Завладев умами, облачные технологии пока представляют собой нечто вроде «белого шума», который равномерно проникает во все сферы ИТ. Как отмечает Сергей Мацоцкий, генеральный директор IBS, в своем интервью журналу «Сети», «сейчас облачные вычисления находятся на самом пике обсуждения и в меньшей степени — на стадии внедрения». Однако они дают ИТ-рынку тот самый пресловутый флаг, под которым компании могут продвигать свои решения. Тем более, если прикрыть один глаз и поверить аналитикам, экономическая ситуация благоприятствует росту ИТ-рынка. Так, согласно прогнозу агентства PMR, в этом году он увеличится на 20%.
Впрочем, как указывается в отчете, драйвером его роста служит потребительский спрос, а вот корпоративный рынок восстанавливается медленнее — увеличение бюджетов после кризиса началось только во второй половине 2010 года. Пока, по оценкам PMR, на корпоративный сегмент приходится 50% всех затрат на ИТ, но ввиду опережающего роста потребительских продаж, с чем согласны и аналитики IDC, его доля будет сокращаться. iPhone — вот сила, а мы тут разные железки рассматриваем...