Сегодня пятница, 3 часа дня. Только что поступил сигнал тревоги о потере связи с сервером приложения SharePoint, пришло напоминание о запланированной на утро субботы установке нового ПО, а также получено предупреждение о том, что истек срок предоставления ИТ-директору плана по расширению сети хранения. Как видно из перечня срочных дел, организация ИТ-услуг в компании и особенно работа ее ЦОД требуют к себе все более пристального внимания. В таких условиях вполне естественным представляется стремление уменьшить стоимость эксплуатации этих объектов с помощью средств автоматизации и минимизировать возможность совершения ошибки вследствие человеческого фактора.

На этом пути неизбежно возникают проблемы с обеспечением жесткого контроля за рабочими процедурами и сопутствующим им документооборотом, мониторингом сети и соблюдением сроков реагирования на выявленные с его помощью критически важные события. Даже при самом тщательном планировании все равно потребуются внесение различных дополнений и реализация временных схем, которые могут превратиться в постоянные, плюс к тому придется принимать решения, основываясь на недостаточной или даже ошибочной информации. Наверняка вам в голову приходили мысли о том, что многое можно было бы сделать иначе, с меньшими усилиями и с большей эффективностью?

Каждый элемент первого, физического уровня сетевой инфраструктуры проходит длительный цикл развития: от формирования концепции и проектирования до инсталляции, текущей эксплуатации и последующей утилизации. Управление жизненным циклом не является чем-то новым для ИТ-отрасли, однако применение принципов расширенного непрерывного управления физическим уровнем (Advanced Physical Layer Lifecycle Management, APLLM) к структурированной кабельной системе представляется новым шагом в этом направлении. Информационная кабельная система зачастую рассматривалась как неизбежное зло — обременительная нагрузка для кабельных трасс и технических помещений, плохо поддающаяся изменениям. По мнению некоторых отраслевых экспертов, она вполне может стать источником отказов сети в ЦОД. По количеству привносимых ею проблем СКС стоит в одном ряду с системами электропитания и охлаждения — во всяком случае, так считает Рон Хьюз из компании California Data Center Design Group.

Далее рассматриваются шесть факторов, на которые воздействует система APLLM, и объясняется, какие преимущества дает распространение принципов APPLM на планирование, реализацию и управление физическим уровнем. Каждый компонент этого уровня проходит длительный цикл существования — от установки и подключения к существующей системе до финальной утилизации вследствие выработки ресурса. Главная цель — представить лучшие практики управления инфраструктурой, с акцентом на ее упрощение с помощью решения управления жизненным циклом ИТ.

ПЛАНИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ГАРМОНИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ РАЗНЫХ ГРУПП

Стандарт ANSI/TIA-942, где описывается телекоммуникационная инфраструктура центров обработки данных, является тем основополагающим документом, к которому обращаются специалисты на самых первых этапах разработки проекта технического объекта. Тогда же должны быть согласованы цели всех участников процесса: компании, собственников и технических специалистов. Приступая к реализации проекта, следует удостовериться в том, что требования к площадке и ее инженерной инфраструктуре могут быть удовлетворены в рамках имеющегося бюджета. Любой ЦОД всегда создается в условиях подобных ограничений, а их наличие носит объективный характер. Ключом к успеху является прогнозирование потребностей и определение степени влияния этих ограничений на эффективность ЦОД в будущем. Таким образом, ЦОД можно рассматривать как типичный образец динамической системы.

Некоторое время назад одна из компаний, которая занимается производством электронных компонентов, закончила строительство корпоративного информационного центра. Как часто бывает в таких ситуациях, на протяжении многих лет ей не хватало электрической мощности, свободных площадей и производительности систем кондиционирования. На момент завершения строительства в 2006 году уровень загруженности ЦОД составлял 40%. Меньше чем через год степень утилизации ресурсов оборудования достигла 90%. Расширение центра уже невозможно: помещение имеет только одну внешнюю стену, выходящую на дорогу. Таким образом, модернизация ЦОД предполагает перестройку здания, перенос всей инфраструктуры в новое помещение или обращение к внешним ресурсам.

Такое положение дел сложилось из-за того, что при проектировании не были учтены растущие потребности компании. Ее бизнесцели и уровень ИТ-ресурсов, которые могли быть выделены для их поддержки, были согласованы только в расчете на ближайшую перспективу. В результате компания оказалась вынуждена изыскивать крупные дополнительные средства на внесение значительных изменений в модель предоставления ИТ-сервиса. Ничто не может заменить хороший план, но еще лучше, когда в него заложены возможности адаптации к переменам.

БОЛЬШЕ РЕСУРСОВ ПРИ МЕНЬШИХ ЗАТРАТАХ

При создании ЦОД, кроме тщательного расчета необходимых ресурсов, нужен инструментарий для эффективного контроля за подготовкой плана и его выполнением. Хорошо проработанная система метрик создает основу для оперативного управления проектом и отслеживания сроков реализации отдельных его этапов. Достижение заданных показателей служит сигналом, что пора приступать к решению очередных задач — к принятию завершенного этапа и переходу к следующему, к выставлению и оплате счетов. Даже такие простые меры, как координирование действий субподрядчиков, позволяют сократить сроки поставки, ускорить поступление денежных средств и снизить число заявок на финансирование изменений вследствие ошибок, допущенных при закупке различных компонентов.

В одном дорогостоящем проекте конкуренция возобладала над координацией. Электрики, монтажники кабельных каналов и инсталляторы слаботочного оборудования должны были иметь доступ к пространству за подвесным потолком. По действующим планам-графикам монтаж подвесного потолка, включая установку плиток, должен был завершиться до установки всего остального оборудования, что и было сделано. В результате сроки выполнения работ всеми остальными подрядчиками были сорваны и они понесли значительные финансовые потери. Кроме того, несколько секций потолка получили механические повреждения, их замена потребовала дополнительного времени и привела к перерасходу средств. В выигрыше оказался только тот подрядчик, который устанавливал фальшпотолок. Во избежание подобных коллизий в системе управления должны быть предусмотрены средства для координации деятельности всех подрядных организаций, поставщиков и руководства компании-заказчика.

Инструментарий для управления и контроля за процессами создается на основе тех же правил, которые применяются на обычном производственном предприятии. Например, в процессе изготовления коммутатора его корпус нельзя закрывать до установки источника питания. В условиях производства такого не может произойти в принципе, так как существует определенная последовательность технологических операций, обычно тщательно отлаженная, иначе производитель окажется неконкурентоспособным Строительство здания или проект расширения сети следует рассматривать с тех же самых позиций, то есть процессы следует выстраивать оптимальным образом и применять такие средства управления, чтобы основные задачи решались наиболее эффективно. Подобные продукты существуют, а их использование дает возможность автоматизировать поддержку выполнения проекта и координировать действия отдельных участников процесса, облегчает формирование глобальных отчетов о ходе работ, способствует принятию взвешенных решений и эффективному сопровождению проекта.

УЛУЧШЕННОЕ СТРУКТУРИРОВАНИЕ ВСЕЙ СОВОКУПНОСТИ ПРОЕКТОВ

Мы живем в мире, пронизанном Интернетом. Пользователи получили в свое распоряжение базовые инструменты, с помощью которых они могут реализовать различные уровни интерактивного взаимодействия и управление документами. Для упрощения управления проектом доступны дополнительные инструменты, а механизмы подготовки отчетов позволяют отслеживать критически важную информацию. Интеграция этих функций и инструментов всегда была достаточно сложной проблемой применительно к задачам ИТ или, по крайней мере, проектам по интеграции ИТ.

Руководители проектов могут тратить половину или даже больше своего рабочего времени на сбор информации и координацию действий с поставщиками, актуализацию графиков и подготовку отчетов, поэтому им нужны инструменты, с помощью которых они могли бы управлять проектом и быстро формировать отчеты. Отделу закупок необходимо контролировать поступление материалов и статус документов, переданных на оплату. Генеральным подрядчикам требуются средства контроля за реализацией отдельных этапов проекта и управления каждым этапом, что позволит им согласовывать свои действия и выдерживать контрактные сроки. ИТ-отделы и инженерные службы заинтересованы в получении технической возможности контролировать ход выполнения проекта, чтобы своевременно планировать свои действия и согласовывать их со строителями и специалистами по развертыванию сети. Заказчик стремится следить за соблюдением договорных обязательств со стороны поставщиков, за исполнением графика работ и оплатой счетов.

В результате выбор инструментария будет в немалой степени зависеть от того, насколько конкретный продукт сможет удовлетворить пожелания широкого круга специалистов. Минимальное требование к продукту заключается в его способности к автоматической поддержке основных рабочих процессов, формированию данных, которые были бы полезны не только на начальном этапе строительства, а также к архивному хранению информации с учетом законодательных требований и возможности использования в будущем.

СОКРАЩЕНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ РАСХОДОВ ПРИ УПРАВЛЕНИИ АКТИВАМИ

Согласно весьма информативному исследованию компании Symantec, в области ЦОД растет несоответствие между ресурсами, доступными в настоящее время, и ожиданиями в отношении их производительности. В результате опроса более чем 1600 компаний по всему миру аналитики Symantec установили, что в 75% из них запросы пользователей на ИТ-услуги растут быстро или очень быстро. При этом в 50% организаций ИТ-бюджеты либо вовсе не увеличиваются, либо их рост незначителен, а 37% респондентов указало на наличие у них проблем с заполнением вакансий штатного расписания. Отсюда несложно сделать вывод о том, что потребность в информационной поддержке будет постоянно нарастать, тогда как, вне всякого сомнения, в условиях продолжающегося экономического спада предприятия будут стремиться к постоянному снижению текущих расходов. Те ИТ-отделы, инициативы которых позволят сократить реальные затраты и обеспечат наименьший риск при реализации проектов, принесут наибольшую пользу своим организациям, особенно тем, штат которых укомплектован не полностью. Речь, кроме прочего, идет и об обеспечении прозрачности кабельной инфраструктуры для систем управления сетью с помощью расширенного управления физическим уровнем на протяжении всего его жизненного цикла.

Организации, применяющие данную стратегию, рассчитывают использовать такие известные инструменты сетевого управления, как Tivoli (IBM), Open View (Hewlett Packard) или открытые продукты сетевого управления (наподобие Nagios компании Nagios Enterprises), чтобы капитализировать возможности управления расходами. Реальная экономия эксплуатационных расходов на физическом уровне достигается в том случае, если пользователь может провести в автоматическом режиме инвентаризацию доступных кабельных каналов, получить перечень соединений активного сетевого оборудования, в том числе выключенного, а также формировать наряды на работы и контролировать их исполнение. Согласно сложившейся практике, в настоящее время каждая из перечисленных задач решается путем визуального осмотра с привлечением процедур контроля исполнения нарядов на работы. Требуя от инсталляторов и интеграторов, чтобы документация соответствовала возможностям системы PLM (то есть отчеты, чертежи и схемы сети не должны передаваться на бумаге или в файлах PDF), пользователь может извлечь выгоду из использования системы APPLM без каких-либо дополнительных затрат и рисков потерь.

ВНЕДРЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ

На протяжении более чем двадцатилетней практики мне редко приходилось видеть заказчика, который не понимал бы важности нормального документирования сетевой инфраструктуры и объекта недвижимости, на котором она развернута. Казалось бы, в таком случае аккуратное динамическое документирование должно быть правилом, а не исключением, однако опыт свидетельствует об обратном. При подготовке проекта к сдаче стремление уложиться в сроки и снизить затраты неизбежно отодвигает на второй план соблюдение точности документального описания инфраструктуры.

Проблемы начинаются на этапе подачи запроса на предложение (Request for Proposal, RFP). Чаще всего такие запросы содержат неформализованные описания, как в нижеследующем примере, где методология, формат и структура оставлены на усмотрение компании-инсталлятора:

  1. Субподрядчик предоставляет результаты тестирования своей работы в электронной форме.
  2. В дополнение к результатам тестирования субподрядчик предоставляет заказчику исполнительную документацию.
  3. Исполнительная информация должна быть в копиях чертежей.
  4. Субподрядчик указывает фактическое местонахождение всех информационных розеток, различных кабельных каналов, распределительных коробок, а также остальных компонентов, имеющих отношение к телекоммуникациям.

С учетом важности данной проблемы CENELEC разработала требования к ведению записей при инсталляции и обслуживании для систем администрирования. Эти требования оформлены в виде стандарта EN 50174-1:2008. Данный документ является той основой, на которую следует опираться при формировании требований к инсталляторам и интеграторам по подготовке отчетности в процессе реализации проекта. Даже на этапе проведения конкурса информация должна предоставляться в хорошо структурированной форме, чтобы пользователь мог быть уверен, что все его требования поняты и учтены в конкурсной заявке, поданной подрядчиками и интеграторами, которым был поручен проект. Требуя установки APPLM, пользователь тем самым стремится получить гарантии, что документация будет всегда актуальна. При всей важности правильной настройки и инициализации такой системы ключом к ее долгосрочному использованию является по возможности максимальная автоматизация.

УСТРАНЕНИЕ ИЗБЫТОЧНОСТИ РЕШЕНИЯ И УМЕНЬШЕНИЕ РАСХОДОВ НА АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ИТ-ИНФРАСТРУКТУРЫ

Некоторое время назад своевременная реализация проекта строительства одного из олимпийских стадионов, который находился в центре внимания мировой прессы, оказалась под угрозой. Проект предусматривал строительство ИТ-инфраструктуры, но выяснилось, что информационная система не введена в эксплуатацию, линейные кабели структурированной кабельной системы повреждены в процессе выполнения уборки, а подсобные помещения почему-то совмещены с техническими. Руководитель проекта имел выдающуюся память: например, зная номер телефона, он мог сказать, в какой комнате тот установлен, и, наоборот, — в каких комнатах находятся телефоны с определенными номерами. По сути, для этого объекта он был системой управления жизненным циклом физического уровня. А вот на других объектах системам повезло меньше. Никто не занимался обеспечением общего взаимодействия, так что весь процесс проходил под аккомпанемент шуршащих бумаг, потрескивание дуплексных радиопередатчиков и ругань в строительных вагончиках. Хотя это и крайний случай, но он не является исключением.

Там, где придерживаются лучших практик, процесс строительства предусматривает использование глобальной системы управления и мониторинга, применение которой упрощает повседневную работу с полномасштабной системой управления физическим уровнем, охватывая весь ее жизненный цикл. В настоящее время ясно обозначилась тенденция консолидации информационных ресурсов в ЦОД, но наличие распределенных центров обработки данных по-прежнему не является чемто необычным для крупных компаний. Эффективное управление небольшими и автоматизированными объектами требует соответствующего инструментария. Он должен включать в себя локальные средства управления, но также и общие инструменты, которыми можно было бы управлять централизованно. Применение подобной системы оправдывает себя даже одной только экономией на оплате командировок технического персонала и квалифицированных сетевых администраторов, отправляемых на небольшие объекты с целью проведения ревизий и устранения мелких неисправностей в виде неправильно подключенного коммутационного шнура.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Планирование рабочих процессов и автоматический контроль за их выполнением, обеспечение полной прозрачности сети вплоть до уровня кабельной системы, управление реальными и виртуальными издержками и повышение эффективности существующих инструментов являются составными частями одной из основных задач, с которыми приходится сталкиваться современным ЦОД. Улучшение технических характеристик СКС рассматривается как основная задача их производителями, однако более широкий взгляд на ту роль и те ограничения, которые характерны для кабельной инфраструктуры в ЦОД, да и в любой сетевой инфраструктуре, принесет несомненные преимущества. Применение принципов полного и непрерывного управления жизненным циклом физического уровня современной информационной инфраструктуры представляется безусловно необходимым способом увеличения продолжительности использования и улучшения финансовых показателей функционирования ЦОД.

Хуберт Гостиняк — менеджер по маркетингу компании Molex.