С распространением смартфонов видео становится следующим логическим шагом в эволюции мобильных сервисов. Однако для действительно широкого распространения видео на мобильных устройствах предстоит решить множество проблем самого разного характера. На выставке MWC 2013 в Барселоне было представлено немало интересных решений практически для всех возможных применений видео.

 

Уже сейчас на видео приходится половина мобильного трафика, а к 2017 году, по прогнозу Cisco, его доля составит как минимум две трети. При этом, согласно Cisco Visual Networking Index, объем передаваемых видеоданных будет расти быстрее, чем все другие виды мобильного трафика — на 75% ежегодно.

Как и любой прогноз, приведенные цифры следует воспринимать критически. Так, в 2010 году Cisco уже предсказывала достижение вышеупомянутого рубежа — две трети от всего мобильного трафика видео должно было составить в 2015 году, но, как видим, эту дату пришлось скорректировать и перенести на более поздний срок. Да и в целом объем передаваемых данных растет не так быстро, как ожидалось. Например, вместо ожидаемых 118% его рост в США в 2012 году составил 64%. И все таки темпы роста достаточно высоки, а пользователи, как свидетельствуют самые разные опросы, проявляют заинтересованность в применении видеоприложений.

По данным исследования Rovi’s Consumer Study Survey, обнародованного в ходе проведения Mobile World Congress 2013 в Барселоне, европейские пользователи планшетов и смартфонов смотрят потоковое видео два-три раза в неделю, при этом средняя продолжительность сеанса составляет 30 мин. Как заявил Рей Де Ренцо, старший вице-президент по маркетингу компании Rovi, «результаты исследования указывают на то, что мы вступили в новую эру мобильных видеосервисов на базе IP».

Однако для действительно широкого распространения видео на мобильных устройствах предстоит решить множество проблем самого разного порядка: от выделения спектра частот до монетизации сервисов, от оптимизации доставки контента до обеспечения совместимости. Даже не пытаясь охватить их все, мы рассмотрим лишь некоторые предложения и уже готовые технические решения для поддержки мобильного видео.

БОГАТСТВО И НИЩЕТА RCS

Сотовые операторы продолжают искать наилучшую линию поведения в условиях потери доходов от SMS и голосовой связи, что стало следствием доступности бесплатных альтернатив, таких как Skype, Viber, Facebook Messenger, WhatsApp и др. Собственно, если не брать в расчет сдачу на милость победителя, основных возможностей две: предложение собственных привлекательных сервисов и сотрудничество с контент-провайдерами.

Расширенный набор коммуникационных сервисов Reach Communications Services (RCS) позволяет предложить абонентам (наряду с голосовой связью и SMS) индикацию присутствия, мгновенный обмен сообщениями, передачу файлов и видеозвонки — и все это независимо от вида используемого устройства и от того, к сети какого оператора оно подключено. Между тем с внедрением RCS операторы явно запаздывают, не говоря уже о том, что такая ключевая функциональность, как поддержка видео, появилась лишь в спецификации RCS 5.1, принятой в прошлом году.

2012 год должен был стать определяющим в судьбе RCS, однако решающей ясности так и не наступило. С одной стороны, операторы продолжают рассматривать RCS в качестве способа расширения коммуникационных возможностей и платформы для предоставления сторонних сервисов. С другой стороны, до широкой доступности соответствующих сервисов еще далеко. Так, накануне MWC 2013 оператор Deutche Telecom, один из пятерки ключевых европейских пропонентов RCS, заявил, что он «откладывает запуск собственных сервисов joyn (бренд, под которым GSMA продвигает RCS) на неопределенное время вследствие технических проблем».

Кроме того, базовый набор коммуникационных сервисов RCS не предлагает ничего нового по сравнению с уже реализованными провайдерами OTT. Как считает Талмон Марко, исполнительный директор Viber, у joyn нет будущего, поскольку в этом предложении нет ничего интересного и примечательного. Впрочем, не все с ним согласны: как считают в российской компании Spirit, у операторов есть шанс дифференцировать свои сервисы за счет предложения премиумных услуг.

Российская компания Spirit представила на MWC 2013 VVoIP-движок TeamSpirit Voice&Video Engine Mobile 4.0, который обеспечивает мобильную голосовую и видеосвязь с качеством HD в стандарте RCS 5.1. Новая версия движка предоставляет операторам инструментарий для создания голосовых и видеоприложений HD-качества для сетей LTE. В нее включены оптимизированные видео- и голосовые кодеки HD, в том числе запатентованный голосовой широкополосный кодек IP-MR собственной разработки.

Однако фактор времени зачастую имеет решающее значение. Как считает Памела Кларк-Диксон, ведущий аналитик Informa Telecom&Media, RCS могут повторить судьбу MMS. Когда появилась служба коротких сообщений SMS, у абонентов не было такого же разнообразия выбора коммуникационных сервисов, как при запуске MMS, что негативно сказалось на популярности последней. RCS тоже придется конкурировать за место под солнцем в условиях перенасыщенного рынка, где нет недостатка в предложениях.

С учетом того, что операторам необходимо добиваться согласованности всех действий, у RCS, видимо, мало шансов. К тому же все поддерживаемые RCS коммуникационные возможности вскоре, наверное, станут доступны в любом браузере без установки каких-либо подключаемых модулей (plug-in). На это нацелен проект разработки открытого исходного кода Real Time Communication (или Web RTC). Открыв окно видеочата, абоненты смогут легко продемонстрировать фото и видео или же обменяться ссылками, документами и другой информацией, просто перетащив соответствующий объект в окно.

Все необходимые компоненты — WebRTC, getUserMedia, PeerConnection, DataChannels — уже реализованы в браузере Firefox. getUserMedia позволяет перехватывать данные с видеокамеры или микрофона (при наличии разрешения, естественно), PeerConnection — осуществлять защищенные аудио- и видеозвонки, а DataChannels — обмениваться данными. К слову, коммуникации шифруются, чем нивелируется еще одно заявляемое преимущество RCS — защищенность сервисов.

Mozilla, при содействии Ericsson и AT&T, продемонстрировала в доказательство данной концепции на MWC возможность осуществления видеовызовов без каких-либо плагинов по номеру в телефонной книге смартфона. Таким образом, как было показано, браузер может выполнять многие функции мобильного устройства, такие как голосовые и видеозвонки, обмен SMS и MMS. Помимо Mozilla, в рабочую группу W3C WebRTC входит, в частности, Google. Одним из инициаторов разработки WebRTC является также Opera. И кому понадобится RCS при такой широкой поддержке со стороны браузеров (Microsoft, как обычно, предлагает свой вариант — CU-WebRTC)?

МОБИЛЬНОЕ ВЕЩАНИЕ

Из всех возможных видеосервисов в каталоге продуктов MWC 2013 явно было выделено одно направление — мобильное ТВ. Судя по всему, именно его сотовые операторы рассматривают как наиболее привлекательное с точки зрения возможности извлечения дохода. Согласно опросу Mobile Content Venture, более 50% жителей США проявляют интерес к просмотру телевизионных программ на своих смартфонах и планшетах. 68% респондентов указали, что они смотрели бы ТВ чаще, если бы нужные им каналы были доступны на их мобильных устройствах. А 61% даже утверждает, что они готовы сменить оператора для получения доступа к сервисам мобильного ТВ.

Опросы опросами, но в реальности мобильное ТВ пока не делает погоды ни для пользователей, ни для операторов. Как показывает другое исследование, английского агентства Thinkbox, в Великобритании среднестатистический зритель проводит у телевизора 4 ч 4 мин в день, и только 3 мин из суммарного времени просмотра приходится на смартфоны, планшеты и ноутбуки. К тому же при мобильном доступе приоритет отдается видео по запросу, а не телевещанию. С этой точки зрения перспективы у мобильного ТВ безрадостны. Но не все так мрачно. Желающих смотреть ТВ на мобильных устройствах немало. Так, по данным российского разработчика SPB TV, его приложение для просмотра мобильного телевидения используют 22 млн абонентов.

Уже сейчас на видео приходится половина всего трафика в сотовых сетях. Увеличение загрузки сети требует более эффективных способов доставки контента. И тут как нельзя кстати может оказаться принятие нового стандарта H.265, который был одобрен в январе этого года. Этот стандарт предлагает высокоэффективное кодирование видео (High Efficiency Video Coding, HEVC) — по сравнению со своим предшественником кодеком H.264 AVC ему необходима в два раза меньшая пропускная способность при том же качестве.

Снижение требований к каналу достигается за счет ряда мер. В частности, в H.265 используется более гибкий подход к формированию блоков. В H.264 изображение разбивается на блоки размером 16×16 пикселей, тогда как в HEVC максимальный размер блока может достигать 64×64 пикселей. Блоки большего размера позволяют добиться гораздо большей эффективности кодирования, особенно в случае видео высокого разрешения (HD). Благодаря гибкости в выборе размера блоков и увеличению их максимального размера, для кодирования движения требуется меньше данных.

Естественно, кодек HEVC разрабатывался не только в расчете на трансляцию ТВ-каналов, но именно эта область применения рассматривается как наиболее перспективная на первом этапе его распространения.

Как указывает Андрей Свириденко, председатель правления компании Spirit, с точки зрения поддержки интерактивных коммуникаций и сервисов код в реализацих H.265 пока недостаточно оптимизирован — эффективность кодирования достигается за счет существенного увеличения вычислительных затрат. Соответственно, для двунаправленных коммуникаций требуется оптимизация декодера.

Появившись очень своевременно, HEVC немедленно был включен рядом производителей в решения для доставки видеоконтента в сетях LTE (H.265 наиболее эффективен в случае видеопотока с HD-качеством, для чего в любом случае нужны мегабитные скорости). На MWC 2013 полные решения для реализации вещания в сетях LTE представили компании Ericsson и Huawei. Наряду с HEVC, необходимыми элементами являются eMBMS и MPEG-DASH.

Evolved Multimedia Broadcast Multicast Service (eMBMS), стандарт 3GPP, призван обглечить реализацию в сотовых сетях широковещательных сервисов. Помимо собственно вещания, он позволяет оптимизировать также доставку контента по запросу (в принципе, eMBMS может использоваться для рассылки любых файлов). При этом для кодирования вещательного и потокового используется один кодировщик, что сокращает затраты на инфраструктуру. MPEG Dynamic Adaptive Streaming over HTTP (DASH) упрощает и стандартизует адаптивную доставку видео на потребительские устройства: поток разбивается на последовательность медиасегментов, которые затем передаются как независимые файлы.

Такое решение позволяет обеспечить доставку пользователям видеоконтента с высоким качеством даже в местах массового скопления людей, например на стадионах.

ВИДЕОЗВОНКИ

Весьма вероятно, что видеотелефонии удастся добиться больших успехов в мобильных сетях, чем в случае стационарной телефонной связи. Действительно, современные модели смартфонов по умолчанию оснащаются фронтальными камерами, а по вычислительной мощи и функциональности они сопоставимы с компьютерами, так что специальных аппаратов для осуществления видеовызовов приобретать не надо. Улучшение пользовательских интерфейсов и специализированных технологий способствует повышению привлекательности видеозвонков. По оценке Juniper Networks, к 2017 году соответствующие возможности будут востребованы 160 млн человек (причем большинство из них в рабочих целях). Как прогнозирует InStat, в 2015 году доход от мобильных видеозвонков превысит 1 млрд долларов.

Тем не менее провайдерам и операторам еще предстоит изыскать способ монетизации видеозвонков. Для корпоративного использования важно качество связи, и этой категории заказчиков операторы могут предложить платные видеозвонки с гарантированными параметрами. При большом количестве вызовов использование индикатора приоритета потока (Flow Priority Indicator, FPI) позволяет предоставить видеозвонкам преимущество — сетевые ресурсы выделяются в первую очередь тем, кто приобрел подписку на премиальные сервисы.

В преддверии MWC 2013 соответствующее решение на базе FPI представила Huawei.

Естественным расширением видеозвонков являются видеоконференции. Как считают в Wainhouse Research, по охвату аудитории мобильные видеоприложения вскоре обгонят все другие предложения видеоконференций. Как считает Эндрю Дэвис, старший партнер Wainhouse Research, тенденция рынка состоит в отказе от дорогостоящих систем телеприсутствия в пользу мобильных приложений (что подтверждается снижением продаж систем Telepresence). Действительно, мобильные сотрудники проводят в офисе меньше четверти своего рабочего времени, а мобильные видеоконференции позволяют организовывать встречи в любое удобное для всех время.

На рынке появляется все больше решений для реализации мобильных видеоконференций, которые наряду со своей основной функциональностью поддерживают инструменты для совместной работы, как Cisco WebEx. Так, выходцы из Cisco основали компанию Zoom.us. Особым предметом гордости разработчиков является поддержка конференции до 25 участников на мобильное устройство. Для использования Web-Ex подобного инструмента Meet.FM от YouDazzle достаточно браузера. Возможность совместного использования контента на планшете непосредственно в ходе видеоконференции была добавлена и в новую версию приложения Polycom RealPresence Mobile 2.2, которую компания представила на MWC 2013. Этот контент можно отправлять всем другим участникам видеосовещания, вне зависимости от того, к какому устройству они подключены.

Кроме того, в версию 2.2 добавлена поддержка масштабируемого кодека (Scalable Video Coding, SVC), что, как утверждается, позволяет втрое увеличить емкость HD-видеосвязи. Согласно оценке Wainhouse Research, благодаря использованию SVC можно на порядок уменьшить затраты на соединение при проведении конференций с большим числом участников. Более эффективный в части необходимой пропускной способности H.265 пока не имеет масштабируемого варианта, но, как заявили Vidyo и Samsung, они намерены подготовить и представить соответствующее расширение для стандартизации, что будет способствовать еще большему повышению гибкости и эффективности видеокоммуникаций по мобильным сетям.

ДРУГОЕ ВИДЕО

Несмотря на то что из всех мобильных видеосервисов основное внимание на MWC 2013 уделялось ТВ, в Барселоне было представлено немало интересных решений практически для всех возможных применений видео. Вот всего лишь два примера из области видеонаблюдения и цифровых вывесок.

В некоторых ситуациях передача видео по сотовой сети оказывается единственным возможным решением, например при организации видеонаблюдения на транспорте (в самом деле, не спутниковую же тарелку устанавливать на трейлер или полицейскую машину). Решение израильской компании SerVision позволяет организовать видеонаблюдение на поездах, патрульных автомобилях, такси, каретах скорой помощи и т. д.

Благодаря использованию собственного алгоритма сжатия, решение оптимизировано для сетей с низкой пропускной способностью — наблюдение возможно по сети 2G при скорости канала всего 9 Кбит/с. Конечно, чудес не бывает, и на качественную картинку надеяться не стоит. Однако изображение не замирает (частота кадров сокращается до трех в секунду), а в общих чертах происходящее разглядеть вполне удается.

Цифровые вывески (Digital Signage) из способа информирования превращаются в средство взаимодействия с потенциальным покупателем. Для этого французская компания Think&Go предложила использовать возможности технологии ближней связи (Near Field Communication), которая активно поддерживается GSMA и встраивается во все большее число смартфонов. Представленный на выставке «динамичный NFCэкран» Dynamic NFC-Screen позволяет потребителям взаимодействовать «сквозь» него при помощи смартфона с NFC. Покупатели могут считывать информацию о продукте, получать купон на скидку и перемещаться по различным информационным меню. При этом контент NFC меняется динамически синхронно с изменением видеоконтента.

МАЛЕНЬКАЯ КАРТИНКА

В 2001 году в нашем журнале была опубликована небольшая заметка с тем же названием, что и у данного раздела. Как гласил подзаголовок, «видеотелефоны привлекают операторов связи, но бизнес должен сопротивляться их очарованию». Однако прошло больше десяти лет, прежде чем технические возможности позволили обеспечить «качественное изображение и интерактивность в реальном масштабе времени» на сотовых телефонах, как призывал автор заметки. И «скромное очарование» мобильного видео становится, похоже, совершенно неотразимым как для операторов, так и для бизнеса.

Дмитрий Ганьжа — главный редактор «Журнала сетевых решений/LAN».