В области облачных сервисов операторы сталкиваются с конкуренцией со стороны множества молодых амбициозных игроков, которые изначально сделали ставку на облачные сервисы. Есть ли здесь козыри у традиционных операторов и как будет развиваться это противостояние? Ответ на этот вопрос искали участники дискуссии Carrier Cloud vs Cloud Service Providers, которая прошла 20 марта в рамках конференции TransNet & Cloud 2014, организованной компанией Comnews.
Последние несколько лет операторы связи испытывают серьезное давление со стороны поставщиков так называемых OTT-сервисов. Под аббревиатурой OTT (Over the Top) понимается широкий набор услуг, который сервис-провайдер предоставляет через Интернет без какого-либо сотрудничества с оператором связи. Пожалуй, самым известным коммуникационным OTT-сервисом является Skype.
Новые OTT-сервисы Антон Салов, директор по облачным сервисам и ИТ компании «МегаЛабс», сравнил со штормом для бизнеса телекоммуникационных операторов. Он приводит прогноз аналитиков mobilesquared, согласно которому за период с 2012 по 2016 год общие доходы от мобильного голосового трафика упадут с 714 до 573,1 млрд долларов. Потери операторов на рынке сервисов SMS/MMS (из-за роста популярности ОТТ-сервисов обмена сообщениями) в 2012 году уже составили около 4,2 млрд долларов, а к 2016 году, считают в mobilesquared, они вырастут до 12 млрд долларов.
По данным Минкомсвязи, в среднем на традиционные сервисы мобильной связи пользователи тратят 22 мин. в день, тогда как на интернет-приложения — значительно больше времени: около 53 мин. В будущем, с расширением зон охвата, повышением скорости и качества беспроводной связи в результате внедрения технологии LTE и решений на базе нового стандарта Wi-Fi 802.11ac, популярность сервисов ОТТ будет только повышаться и на их долю станет приходиться все больше трафика сетей мобильной связи.
По мнению Антона Салова, ответ на посягательство на бизнес операторов со стороны провайдеров OTT-сервисов может быть как симметричным, так и асимметричным. Первый вариант предполагает предоставление операторами таких же сервисов. Второй вариант — уход в другие ниши, связанные с ТВ-услугами, финансовыми услугами, рекламой, решениями M2M, системной интеграцией и, конечно, с предложением ИТ и облачных сервисов. По большому счету именно облака могут стать эффективным ответом OTT-провайдерам со стороны телекоммуникационной отрасли.
Одна из модных ныне моделей — создание супермаркета облачных сервисов по принципу App Store. Для этого достаточно выбрать подходящую облачную платформу, разработать собственный интернет-магазин (market place), наполнить его сервисами… и ждать покупателей. Но, как считает Антон Салов, такой подход работает плохо. На централизованные виртуальные магазины приходится меньше 10% всех приобретаемых облачных приложений. Чтобы облачные сервисы оказались востребованными в сегменте компаний среднего и малого бизнеса, специалист «МегаЛабс» рекомендует, в частности, собрать их в привлекательные целевые пакеты. Например, это может быть пакет, включающий все необходимые СМБ-сервисы унифицированных коммуникаций и поддержки совместной работы, включая телефонию, ВКС, обмен мгновенными сообщениями (IM), электронную почту и т. д.
Материнская (для «МегаЛабс») компания «МегаФон» недавно начала предоставлять SaaS-услугу онлайн-конференций, которая позволяет проводить видеоконференции с числом одновременных участников до 50 человек и вебинары с числом участников до нескольких тысяч. Требования к клиентской части при этом минимальны: ПК с Web-камерой, микрофоном, наушниками (или колонками) и подключение к Интернету на скорости от 512 Кбит/с. Как отметил представитель «МегаЛабс», хотя, внедряя этот сервис, оператор ориентировался на потребности сегмента СМБ, его охотно покупают крупные предприятия и государственные заказчики. Кроме того, «МегаФон» предлагает такие IaaS-услуги, как виртуальный сервер и облачное хранилище. В планах компании — предоставление всего набора услуг для реализации «виртуального офиса».
Пример «МегаФона» свидетельствует об активности операторов в части облачных сервисов, однако работать на этом рынке они начали значительно позже специализированных поставщиков облачных сервисов. По мнению большинства экспертов, ведущие операторы связи РФ, включая «большую тройку» сотовых компаний и «Ростелеком», практически не заметны на рынке IaaS-услуг. По данным J’son & Partners Consulting, лидером по выручке (без учета данных компании Dataline) от предоставления услуг IaaS в 2012 году стала компания «Ай-Теко», следом за ней идет «Крок», третье и четвертое места занимают ActiveCloud и Parking.ru (группа Inoventica) соответственно.
Эксперты J’son & Partners оценили российский рынок услуг IaaS в 2012 году в денежном выражении в 1,24 млрд руб., что более чем в три раза превышает аналогичный показатель 2011 года. По прогнозам этой компании, к 2017 году объем данного рынка составит немногим менее 8 млрд рублей, при этом среднегодовой темп роста за 2012–2017 годы будет равен 45% (см. Рисунок 1).
Рисунок 1. Данные и прогноз развития российского рынка IaaS по выручке, 2010–2017 годы, млрд руб. |
Схожий прогноз по росту рынка услуг IaaS дают и аналитики компании Orange Business Services (см. Рисунок 2), но при этом общий его объем они оценивают в два раза больше — 2,5 млрд рублей в 2012 году. Подобные расхождения говорят о том, что данный рынок пока окончательно не сформировался, а таксономия и методика оценки облачных услуг не являются общепринятыми.
Рисунок 2. Данные по текущему состоянию и прогнозы развития рынка облачных услуг в России (объем указан в млрд руб.). |
Примечательно, что объем выручки на рынке SaaS, согласно данным Orange Business Services, существенно меньше доходов от услуг IaaS. При этом предложение услуг SaaS зачастую сводится к перепродаже российскими партнерами сервисов западных компаний, таких как Microsoft Office 365. Например, «Билайн» активно продвигает облачные сервисы Microsoft совместно со своими услугами мобильной и фиксированной связи. В какой степени перепродажа Office 365 способствует развитию облачного рынка РФ? Однозначно ответить на этот вопрос сложно, но в любом случае эта деятельность прививает пользователям культуру потребления сервисов из облака, а также приучает компании доверять облачной модели.
Приведенные выше данные о соотношении продаж различных типов облачных услуг опровергают досужие рассуждения о том, что «SaaS занимает гораздо большую долю рынка, чем IaaS». Впрочем, подобное мнение вполне объяснимо: модель SaaS действительно гораздо более популярна, вот только соответствующие услуги, особенно на потребительском (B2C) рынке, предоставляются бесплатно или совсем за небольшую плату. В качестве примера можно привести сервис IP-телефонии YouMagic компании МТТ. По данным представителей компании, число его пользователей стремительно растет. Это и неудивительно: получив международный номер, пользователи имеют возможность совершать бесплатные звонки на все номера YouMagic, включая городские, и использовать выгодные тарифы на междугородную и международную связь. Это не что иное, как «симметричный ответ» «Скайпу», только в «международной глобальной телефонной нумерации». Посмотрим, как МТТ удастся капитализировать полученную благодаря YouMagic большую базу пользователей.
Если говорить о серьезных корпоративных заказчиках, с которыми работают уже упомянутые выше «Ай-Теко» и «Крок», то для них чрезвычайно важным является получение сквозного SLA, охватывающего как сам облачный сервис, так и каналы доступа к нему. Очевидно, что крупные операторы, располагающие развитой телекоммуникационной инфраструктурой, теоретически имеют преимущества в этом отношении. Но у этой медали есть и обратная сторона: далеко не все заказчики хотят быть привязанными к конкретному оператору. Одно из главных достоинств облачной модели — это высокая степень гибкости, что подразумевает и возможность смены владельца канальной инфраструктуры. С этой точки зрения независимые сервис-провайдеры выглядят предпочтительнее.
К тому же уровень облачной экспертизы и решений, имеющихся у крупных российских операторов, многие эксперты оценивают не слишком высоко. Как считает Виталий Слизень, член совета директоров Inoventica, уже в самое ближайшее время большие операторы начнут «бег за инновациями» и будут скупать маленьких игроков — поставщиков облачных сервисов, у которых уже имеются решения, опробованные на небольших абонентских базах. Значит, для этих игроков наступают золотые времена. Интерес крупных операторов к облачному бизнесу будет подогреваться ростом спроса на облачные сервисы. Эта новая модель потребления ИКТ-сервисов особенно привлекательна в условиях экономической нестабильности и неопределенности, в которой нам приходится жить и работать.
Александр Барсков — ведущий редактор «Журнала сетевых решений/LAN». С ним можно связаться по адресу: ab@lanmag.ru.