Дмитрий Ганьжа Несомненно, PR-агентства только обрадовались бы такому развитию событий, ведь для съемки видеосюжетов можно запросить куда больший бюджет. Вот только качество сообщений от этого вряд ли выиграло бы, если даже написание простого текста оказывается для некоторых непосильной задачей. Но, к счастью, перехода на видеоформат не случилось. Во всяком случае от избытка подобных пресс-релизов мой почтовый ящик не страдает.

Другой неоправдавшийся прогноз состоял в том, что в 2013 году 90% интернет-трафика будет составлять видео. По данным самой Cisco, в 2013 году на IP-видео приходилось лишь 66% глобального трафика, а согласно скорректированным расчетам, даже в 2018 году его доля не превысит 80%. Как и предыдущее, это несбывшееся предсказание свидетельствует о том, что темпы распространения видеотехнологий все же не настолько стремительны, как ожидалось. Причины разные — например, трудности с переходом на соответствующие облачные сервисы. Впрочем, для каждой области применения видео имеются свои стимулы и противодействующие факторы.

Как отмечает IDC в своем отчете Worldwide Enterprise Videoconferencing and Telepresence Equipment QView, объем рынка решений для видеоконференций в денежном выражении сокращается третий год подряд. Это объясняется переходом от преимущественно аппаратных решений к программным (включая сервисы подписки на видео) и, соответственно, снижением стоимости инфраструктурных продуктов. Такая тенденция не может не радовать корпоративных пользователей, поскольку потенциально видео-конференц-связь становится для них более доступной. А в IV квартале 2014 года и мировой рынок ВКС начал расти.

В других сегментах, в частности в области видеонаблюдения, IP-технологиям приходится отвоевывать себе место под солнцем: только в прошлом году объемы продаж IP-оборудования и аналоговых решений наконец-то сравнялись. На достижение паритета ушло больше времени, чем ожидалось, — почти двадцать лет после появления IP-камер, несмотря на все их преимущества. При этом, как и в случае с ВКС, основными потребителями являются крупные предприятия, тогда как мелкие компании — а это весьма значительный рынок — предпочитают аналоговые устройства, цена которых значительно снизилась. Сколько времени уйдет на захват оставшейся половины рынка, сказать трудно.

Впрочем, в отличие от рынка ВКС, мировой рынок систем видеонаблюдения продолжает расти на протяжении как минимум последних десяти лет, при этом большую часть из них темпы наращивания измерялись двузначными цифрами. Неплохо чувствуют себя и смежные сегменты — в частности, направление интеллектуального видеонаблюдения и видеоаналитики, которое, по прогнозу Homeland Security Research Corp., будет увеличиваться на 14% ежегодно (с 2014 по 2020 год). Третья крупная группа решений, наряду с ВКС и видеонаблюдением, — информационно-цифровые вывески, или Digital Signage. Их продажи в этот период тоже пойдут вверх, хотя не так быстро — на 8,94% в год (по оценкам MarketsandMarkets). Так что рынок по-прежнему весьма завидный.

Об использовании различных видеотехнологий на российском рынке можно прочитать в статье Александра Барскова «ВКС в эпоху оптимизации», где излагаются результаты совместного исследования OSP Data и нашего журнала (полный отчет будет размещен на www.osp.ru/ospdata).