На форуме «Бизнес-Видео — 2015» был представлен целый ряд показательных проектов реализации систем ВКС и цифровой рекламы. Традиционно доклады, где рассказывается о реальных проектах, привлекают повышенное внимание и вызывают оживленные дискуссии. В статье рассматриваются проекты ВКС, внедренные в «Альфа-Банке», у операторов МТС и «ВымпелКом», в компании «Тайле», а также решение Digital Signage, развернутое в розничной торговой сети «Л’Этуаль».

Из люксового средства для руководителей видеоконференции превращаются в повседневный коммуникационный инструмент. Для повышения продуктивности и эффективности работы сотрудников они интегрируются с другими системами коллективного взаимодействия и видеорешениями, в частности цифровыми информационными панелями. Последние как самостоятельное решение широко используются розничными сетями для привлечения и информирования покупателей.

В крупных компаниях масштаба «Альфа-Банка», «ВымпелКома» и МТС внедрение видео-конференц-связи началось еще в первой половине 2000-х, однако на первых порах масштабы ее применения были незначительны и ограничивались главным образом кабинетами руководителей. Широкое использование ВКС обычно начинается спустя несколько лет после первых внедрений. Так, в «Альфа-Банке» толчком для этого послужил кризис 2008 года.

У перечисленных компаний число конечных точек измеряется сотнями, поэтому большое внимание уделяется управлению сетью ВКС и, удобству использования: работа с системой должна быть максимально проста и понятна рядовым сотрудникам. Наконец, прилагаются значительные усилия по интеграции ВКС с другими коммуникационными решениями и инструментами коллективной работы.

Те компании, где еще только задумываются о внедрении ВКС, могут сделать это более эффективно и дешево: с одной стороны, над ними не довлеет необходимость поддержки унаследованной инфраструктуры, с другой — они могут воспользоваться самыми современными (и недорогими) решениями. Так, территориально распределенная компания «Тайле», разработчик и дистрибьютор сетевых решений, с целью оптимизации внутренних бизнес-процессов, а также для проведения дистанционного обучения развернула в своих филиалах ВКС, построенную на базе продукции тайваньской компании AVer.

В переговорных, наряду с терминалами ВКС, все чаще устанавливаются информационные экраны для отображения графика резервирования помещений. Однако гораздо более широкое применение информационно-рекламные вывески находят в таких отраслях, как розничная торговля, где они позволяют привлечь внимание покупателей к определенным товарам и таким образом увеличить продажи. Как и в случае ВКС, одной из основных трудностей остается управление масштабной сетью, причем в данной ситуации приходится управлять не только оборудованием, но и контентом. Как это сделать — в рассказе о проекте внедрения Digital Signage в «Л’Этуаль».

В «городе мечты» в магазине L’Etoile City of Dreams для привлечения внимания покупателей используются многочисленные цифровые рекламные вывески
В «городе мечты» в магазине L’Etoile City of Dreams для привлечения внимания покупателей используются многочисленные цифровые рекламные вывески

 

ВКС В «БИЛАЙНе» ДОСТУПНЫ ПО LTE

В «ВымпелКоме» видео-конференц-связь используется с 2002 года. Поначалу был установлен всего один терминал для руководителей компании, посредством которого обеспечивалось проведение переговоров с зарубежными партнерами. Удобство видеосвязи было очевидно, и вскоре система получила дальнейшее развитие. В настоящее время к единой сети подключено около 300 терминалов. Дальнейшее расширение охвата происходит не за счет аппаратных терминалов, а путем добавления программных клиентов и мобильных устройств (планшетов и ноутбуков), которые с распространением сетей LTE пользуются все большей популярностью. Об истории, текущем состоянии и перспективах развития внутренней сети ВКС компании рассказал Никита Андрияшкин, руководитель направления Unified Communications, «Билайн».

Миграция на новую платформу. Следуя современным веяниям, «ВымпелКом» планирует отказаться от аппаратных серверов, заменив их программными, и осуществить переход на SVC
Миграция на новую платформу. Следуя современным веяниям, «ВымпелКом» планирует отказаться от аппаратных серверов, заменив их программными, и осуществить переход на SVC

 

На начальном этапе развития, как и большинство реализаций ВКС в то время, видеосвязь использовалась главным образом для организации совещаний и встреч руководителей компании. Еженедельно по понедельникам главы региональных отделений прилетали на совещание в Москву. Чтобы уменьшить расходы на перелет и командировочные, было принято решение о внедрении ВКС. Параллельно с видео на том же сервере MGC-50 (в то время это оборудование поставлялось еще под брендом Accord) был запущен сервис аудиоконференций, который стал доступен не только топ-руководству, но и рядовым сотрудникам.

Спустя пару лет серверная группа была расширена за счет региональных серверов (на тот момент MGC-25) и оснащена соответствующими терминалами. Свои серверы появились в каждом из шести региональных управлений — как и центральный, наряду с видео они поддерживали аудиоконференции, но уже локального уровня, дабы «не гонять трафик» до московских серверов. Все установленное серверное оборудование, отмечает Никита Андрияшкин, отличается высокой надежностью. Так, в течение пяти-шести лет эксплуатации из четырех серверов MGC-50 вышел из строя на короткое время всего один, да и то по причине поломки жесткого диска, который был успешно заменен.

Однако зачастую системы устаревают скорее морально, чем физически. Поэтому в 2009 году была спланирована и осуществлена масштабная миграция на новую платформу компании Polycom: MGC-50 переведены на RMX-4000, а все региональные MGC-25 постепенно заменены на RMX-2000. Вместо систем управления и адресных книг установлены новые продукты (DMA 7000 и CMA 5000), а кроме того, добавлены системы Border Proxy для поддержки подключения извне (из Интернета) и система записи вещания RSS. Взамен терминалов предыдущего поколения VSX, тоже постепенно выведенных из эксплуатации, появились HDX-7000.

Следующий этап эволюционного развития ВКС связан с началом внедрения сетей сотовой связи четвертого поколения — иначе говоря, с появлением LTE. Теперь любой сотрудник, где бы он ни находился, может использовать мобильные приложения для участия во встрече по ВКС, если у него есть мобильное устройство: iPad, iPhone, планшет любого производителя либо ноутбук. Ему не нужно мчаться в офис, занимать место в переговорной — достаточно подключиться к видеоконференции.

С некоторым опозданием (по сравнению с аналогичными проектами) была осуществлена интеграция с Microsoft Lync. Это объясняется тем, что на протяжении долгого времени для организации документооборота и обмена сообщениями в компании использовалась система IBM Lotus Notes. Соответственно, решение Polycom интегрировалось с ней. В определенный момент было принято стратегическое решение о прекращении использования Lotus Notes и переходе на продукцию Microsoft — почтовую систему и сопутствующие приложения.

Что дальше? Следуя современным веяниям, «ВымпелКом» планирует отказаться от аппаратных серверов в пользу программных и осуществить переход на SVC. Кроме того, вместо отслужившей свое системы управления CMA намечено внедрить новый ресурс-менеджер. Это также предполагает внесение определенных изменений в инфраструктуру.

С распространением сетей LTE подключение к видеоконференции с мобильных устройств пользуется все большей популярностью
С распространением сетей LTE подключение к видеоконференции с мобильных устройств пользуется все большей популярностью

 

КОГДА СЕТЬ ВКС ПОСТРОЕНА. ОПЫТ МТС

В компании «МТС» внутренняя сеть видеосвязи развивается с 2003 года. Все начиналось с одного сервера и восьми терминалов. На данный момент сеть связывает все крупные города России, охватывая и дочерние компании: практически каждый офис (административное здание) имеет подключение к ВКС. Всего введено в эксплуатацию 176 групповых систем и еще 30 терминалов установлено в зарубежных дочерних компаниях. Таким образом, активно эксплуатируемая сеть состоит из примерно 200 терминалов. Ее дальнейшее развитие не предполагает значительного расширения, а нацелено на интеграцию ВКС с другими системами, автоматизацию процессов и повышение удобства работы.

Сеть построена на оборудовании Polycom. Как отмечает Сергей Скрипунов, ведущий специалист отдела VIP Help Desk компании «МТС», смешивать решения разных вендоров — не лучшая практика при реализации ВКС. Дело не в различии функциональных возможностей или проблемах совместимости, а скорее в отсутствии экспертизы. «Работая уже шесть лет с оборудованием Polycom, я могу быстро решить возникающие проблемы в части администрирования и эксплуатации, — объясняет он. — Если же в сети появляются устройства других вендоров, это существенно затягивает решение проблем». Так, в ряде присоединенных компаний были внедрены решения других вендоров, что по сей день доставляет очень много хлопот при организации сеансов.

Вместе с тем в МТС большое внимание уделяют интеграции ВКС с другими активно используемыми системами для унифицированных коммуникаций и совместной работы, такими как Cisco Jabber и Microsoft Lync. В ходе конференции к ней может быть подключен любой программный клиент Polycom, любой терминал H.323 и SIP, а также мобильные клиенты. Кроме того, с помощью Polycom RSS 4000 и Microsoft Windows Media Server интегрирована поддержка многоадресной трансляции. Это позволяет донести информацию до множества сотрудников, например, при трансляции выступления руководства компании — каждый может посмотреть ее через браузер, не покидая своего рабочего места, и при необходимости задать вопрос выступающему по электронной почте.

Другой важный момент — интеграция с системами мониторинга и управления. Применение системы мониторинга (Inventory Monitoring System, IMS) позволило справиться, например, с такой проблемой, как пользовательский вандализм. Если сотрудник по неведению или небрежению выдергивает шнур из терминала ВКС, чтобы подключить ноутбук к порту Ethernet, администратор немедленно получает сообщение об отсутствии сетевого доступа к терминалу. Кроме того, система мониторинга позволяет собрать статистику работы терминала и своевременно выявить высокий уровень потерь данных в сети.

Многие переговорные оснащены системами управления Crestron, применение которых обеспечивает удаленное управление и позволяет автоматизировать работу с аудиовизуальным оборудованием. Например, при входящем/исходящем вызове автоматически включается монитор — пользователю не нужно выбирать вход, не нужно переключать видеокоммутатор, если он используется для подключения нескольких источников, не нужно выставлять уровень громкости и т. п. При необходимости сотруднику удаленного офиса может быть оказана оперативная помощь.

В МТС стараются развивать собственную экспертизу в области эксплуатации и поддержки ВКС. Например, своими силами разработан пользовательский интерфейс для iPAD (на базе системы управления Crestron) для управления АВ-системами в переговорных. Главной задачей является обеспечение удобства и комфорта для пользователя, чтобы он не думал о том, что делать с оборудованием — все заработает без задержки. Поэтому дальнейшие усилия будут направлены на автоматизацию процесса сбора конференции и повышение надежности сервиса.

Ресурсы сети ВКС в МТС. Суммарная емкость портов MCU составляет 155 HD720, или 490 CIF
Ресурсы сети ВКС в МТС. Суммарная емкость портов MCU составляет 155 HD720, или 490 CIF  

 

ДРУЖЕСТВЕННАЯ ВКС В «АЛЬФА-БАНКЕ»

В «Альфа-Банке» видео-конференц-связь внедряется с 2006 года. Особенно бурный период роста пришелся на кризисный 2008-й, когда количество проведенных сеансов ВКС увеличилось в четыре раза. Об истории внедрения видеоконференций в «Альфа-Банке» на форуме «Бизнес-Видео — 2014» рассказала Алина Коблова, ведущий сетевой инженер этого финансового института (см. подробнее статью Александра Барскова ««Бизнес-Видео — 2014»: проекты ВКС» в июньском номере «Журнала сетевых решений/LAN» за 2014 год), а о дальнейшем развитии проекта на форуме этого года — Виктор Киндер, руководитель департамента системной интеграции AUVIX, и Александр Аникин, руководитель по изменениям из «Альфа-Лаборатории».

В конце 2013 года в «Альфа-Банке» насчитывалось 100 переговорных, оснащенных системами ВКС. Для оснащения новых офисных помещений в бизнес-парке «Айленд», центрального офиса «Альфа-Банка» и офисного пространства «Альфа-Лаборатории» был проведен конкурс, который выиграла компания AUVIX. Интегратору предстояло разработать типовые решения для различных категорий переговорных, общая площадь которых составила 4,5 тыс. м2. В рамках проекта предусматривалось внедрение нескольких типовых решений: стандартные переговорные, VIP-переговорные, переговорные-трансформеры, конференц-залы. Все помещения оснащались оборудованием в соответствии с их предназначением. Так, в обычных переговорных устанавливалось проекционное оборудование, а в VIP-переговорных — персонализированные системы телеприсутствия.

С самого начала внедрения систем видео-конференц-связи большое внимание уделялось удобству эксплуатации. Значительные накладные расходы были связаны с тем, что пользователи зачастую даже не знали, как включить и выключить систему. В результате приходилось оплачивать выезд технических специалистов и счета за электричество, потребляемое оставленными без присмотра работающими системами. В 2008–2009 годах на рынке отсутствовали готовые продукты, с помощью которых можно было бы эффективно осуществлять мониторинг удаленных систем и управлять ими. Поэтому специалисты банка разработали и внедрили собственную систему для решения подобных задач.

При оснащении новых переговорных большое внимание уделялось управлению установленными в них системами. Каждая переговорная оснащается настенной кнопочной панелью, с помощью которой можно переключать источники видео и менять режимы работы с интерактивной панелью, а также выключать все оборудование одной кнопкой. Конференц-залы оснащены полноценной системой управления на базе Crestron. Все системы управления интегрированы в единое целое, благодаря чему можно централизованно контролировать все объекты. Самое главное, интегрированное решение позволяет управлять территориально распределенным комплексом объектов, что существенно сокращает затраты на техническое обслуживание — с полной поддержкой, как и ранее, справляются три специалиста.

Особые аудиовизуальные решения были разработаны для «Альфа-Лаборатории» — центра инновационных разработок «Альфа-Банка». Здесь занимаются созданием удобных, понятных и актуальных продуктов для клиентов. Дизайн офиса «Альфа-Лаборатории» призван создать особую атмосферу, которая стимулировала бы творчество (см. рисунок). AV-системы должны быть максимально просты в использовании и «дружелюбны» к рядовым пользователям, которые не обязаны разбираться в технических вопросах. Все управление должно осуществляться с помощью «полутора-двух кнопок», как выразился Александр Аникин. В итоге, в том числе благодаря аудиовизуальным решениям, скорость разработки и качество внедрения банковских продуктов возросли в два раза.

Всего в «Альфа-Лаборатории» оборудовано шесть закрытых и четыре открытых переговорных, а также два конференц-зала. Помимо этого, имеются зона презентаций и гейм-зона с системами прямой проекции и звукоусиления. Для удобства сотрудников реализована система резервирования закрытых переговорных (открытые переговорные не бронируются), возле которых установлены экраны Digital Signage, где отображается статус переговорных комнат: заняты или свободны, можно зайти или нельзя. Оснащение переговорных и других помещений обошлось дешевле, чем можно подумать, судя по их внешнему виду и анонсированному функционалу. «Ценник получился средним по рынку, ни больше ни меньше», — уверяет Александр Аникин.

На работе как дома. Комфорт в помещениях «Альфа-Лаборатории» достигается в числе прочего благодаря простоте управления аудиовизуальным оборудованием
На работе как дома. Комфорт в помещениях «Альфа-Лаборатории» достигается в числе прочего благодаря простоте управления аудиовизуальным оборудованием

 

ВКС ОТ AVER: ДЕШЕВО И СЕРДИТО

За последние годы стоимость оборудования и программного обеспечения для реализации инфраструктуры видео-конференц-связи значительно снизилась, однако ее развертывание остается дорогостоящим мероприятием. В компании «Тайле» при выборе решения для организации cобственной сети ВКС обратили внимание на продукцию недавно созданной тайваньской компании AVer, системы которой в несколько раз дешевле, чем решения признанных брендов. Опробовав такую систему в своей сети, теперь дистрибьютор с чистой совестью может рекомендовать ее своим партнерам.

«Тайле» имеет 19 точек присутствия в различных городах России и представляет собой достаточно типичную территориально распределенную компанию. Соответственно, и решаемые ею задачи весьма типичны: проведение совещаний с представителями различных региональных подразделений, обучение собственных сотрудников и партнеров, собеседование с кандидатами и сотрудниками и их аттестация, удаленная поддержка технически сложных процессов и т. д. В своей презентации на форуме «Бизнес-видео — 2015» Игорь Белоусов, исполнительный директор «Тайле», сделал акцент на преимуществах и выгодах использования ВКС от AVer при организации удаленного обучения как наиболее сложной задачи.

Командировки с проведением обучения на месте — это регулярно повторяющиеся расходы. Так, трехдневная поездка одного специалиста в Новосибирск обходится компании минимум в 26 тыс. руб. И таких поездок он совершает более десятка в год. Кроме того, речь идет о потере не только денег, но и времени: зачастую, когда необходимый курс требуется прочитать для всего одного-двух партнеров, отправлять для этого преподавателя накладно и партнерам приходится ждать, когда он сможет приехать. Кроме того, частые командировки, как минимум раз в месяц, изматывают специалистов, из-за чего качество обучения снижается.

Внедрение ВКС позволило бы отказаться от большей части командировок и избавиться от связанных с ними негативных моментов, но барьером оказывалась стоимость внедрения. По оценке Игоря Белоусова, установка в подразделении одной абонентской точки от ведущих вендоров обойдется в 500 тыс. руб., то есть, если использовать ее 10 раз в год, это эквивалентно расходам в 18 тыс. руб. в месяц при перерасчете на три года (с учетом ежегодной лицензии — 15% от цены устройства). По сравнению с расходами в 26 тыс. руб. на командировку выгода несомненна, однако начальные вложения весьма значительны даже при организации только одной точки присутствия. И тут как нельзя кстати попалась продукция AVer, у которой абонентская точка стоит всего от 90 тыс. руб., а дополнительные расходы на лицензию отсутствуют вовсе. В результате в перерасчете на три года затраты составят менее 3 тыс. руб. в месяц.

Несмотря на столь низкую стоимость системы серии EVC обладают достаточно широкими возможностями, обеспечивая качество картинки Full HD, обмен файлами и вывод любого файла на экран, удобную функцию записи одним нажатием, возможность подключения к конференции «на лету» мобильных пользователей и др. К тому же системы отличаются легкостью в обслуживании. В зависимости от модели — EVC130, EVC300 или EVC900 — одна система способна поддерживать как двусторонние, так и многосторонние конференции: точка — точка, с четырьмя и десятью участниками.

ВКС на базе AVer используется в «Тайле» уже больше года, к ней подключены все 18 филиалов и головной офис. Общие затраты на систему без учета мониторов, в качестве которых могут использоваться любые подходящие устройства, составили 90 тыс. долларов. В центральном офисе установлена система EVC900 со встроенным MCU на 10 участников (проведение конференций большего размера не требуется), в крупных филиалах — с MCU на 4 участников (EVC300), а в остальных — EVC130, EVC130p и EVC100. Помимо проведения учебных сеансов, система ВКС активно используется для удаленных собеседований при приеме на работу, совещаний с партнерами и других задач.

Таким образом, с помощью решения AVer «Тайле» удалось с легкостью взять начальный барьер на пути внедрения ВКС.

Все филиалы на связи. ВКС на базе Aver используется в «Тайле» уже больше года, к ней подключены 18 филиалов и головной офис компании
Все филиалы на связи. ВКС на базе Aver используется в «Тайле» уже больше года, к ней подключены 18 филиалов и головной офис компании

 

ПЛАТФОРМА ЦИФРОВОЙ РЕКЛАМЫ В КОМПАНИИ «Л’Этуаль» 

Электронные рекламные сообщения обладают очевидными преимуществами, обеспечивая оперативность, адресность и динамику, что соответствует современному стилю жизни. И цели внедрения цифровой рекламы в розничных магазинах торговых сетей достаточно прозрачны. «Нам хочется донести до покупателя как можно больше информации о товарах, чтобы он имел все необходимые данные для правильного выбора товара», — объяснил в своем докладе Николай Зайцев, советник по ИТ торговой сети «Л’Этуаль». — Тем самым мы добиваемся увеличения наших продаж». Кроме того, такая реклама приносит неплохой дополнительный доход от продажи рекламных мест поставщикам. Однако Digital Signage — непростая система, реализация проектов сопряжена со значительными техническими трудностями.

Розничная сеть «Л’Этуаль» охватывает около 900 магазинов, расположенных в более чем 250 городах России. Для такой крупной компании важны не отдельные инсталляции, а наличие типового стандартизованного решения, которое можно было бы распространить на все торговые залы. Суть подхода проста: сначала решение отрабатывается на каком-либо локальном проекте, а затем тиражируется на всю сеть. При этом стратегической задачей было создание платформы для централизованного управления контентом. Как отметил Николай Зайцев, выбор экранов достаточно широк, а вот найти нужное программное обеспечение — куда более сложная задача.

Для управления контентом было выбрано программное обеспечение Sedna. Среди его достоинств Николай Зайцев отметил адекватную возможностям цену, аппаратную независимость от используемых экранов, наличие средств дистанционного мониторинга и управления, портфолио проектов, реализованных по всему миру, и другие преимущества. Немаловажное значение сыграло и то, что вендор оперативно, без бюрократических проволочек откликнулся на запрос и предоставил временные лицензии для ознакомления с функционалом. Главное, что ПО решает все поставленные задачи: выбранная платформа позволяет управлять всем цифровым контентом по всей сети. Концептуально архитектура решения достаточно проста: видеоконтент создается с помощью системы Creator и распространяется через Web-порталы.

С одной стороны, система управления контентом должна защитить информацию от внешних угроз и постороннего доступа, с другой — обеспечить доставку контента во множество точек. Для решения этой задачи предлагаются три схемы: с VPN, с Web-сервером и комбинированная. В первом случае контент «заливается» на плееры в точке продаж напрямую из Creator, а во втором — каждый плеер самостоятельно закачивает контент с заданного Web-сервера. При смешанном подходе контент «заливается» на один из плееров в одном из магазинов, который выполняет роль Web-сервера для остальных. Первая схема обеспечивает прямой контроль за плеерами, но возлагает высокую нагрузку на каналы связи; вторая легко масштабируется, но не позволяет напрямую контролировать плееры; наконец, третья минимизирует нагрузку на каналы конкретного магазина (нагрузка на центральный сервер с Creator зависит от числа подключенных к нему торговых точек) и позволяет осуществлять мониторинг плееров.

Помимо управления контентом, реализован также отдельный контур для управления мониторами. Поскольку были выбраны экраны Samsung, для управления ими используется «родное» программное обеспечение Multi Display Control. Оно позволяет удаленно следить за состоянием каждого экрана, производить его настройку и предупреждать о возникновении аварийных ситуаций. В совокупности контуры обеспечивают минимальное время простоя (отсутствие «черных экранов») и, как следствие, позволяют добиться более широкого охвата аудитории, на которую и нацелены технологии Digital Signage.

Показательный проект реализован в магазине L’Etoile City of Dreams в ТЦ «Мега Белая Дача», цель которого, как явствует из названия, представить город мечты. На площади около 2000 м2 установлены 31 панель Samsung двух типов (MD46C и UE46C) и два больших светодиодных экрана (см. рисунок). Одним из элементов дизайна являются так называемые фонари, под которыми осуществляется раскладка маркетинговых товаров. На экраны выводится информация о действующих акциях. Продавец-консультант может в любой момент прервать трансляцию и запустить с планшета локальную демонстрацию. Интересные интерактивные возможности открывает установка считывателя RFID: поднеся к экрану акционный товар, покупатель получит на экране подробную информацию.

В итоге, заключает Николай Зайцев, было создано решение, которое может использоваться во всех магазинах сети «Л’Этуаль».

Дмитрий Ганьжа — главный редактор «Журнала сетевых решений/LAN». С ним можно связаться по адресу: diga@lanmag.ru.