В мире, которым «правит информация», ключевое значение приобретают комплексы, где она используется для принятия важнейших решений, — различные ситуационные центры, диспетчерские пункты, центры управления, командные пункты и т. п. Подобные объекты применяются компаниями и организациями различных отраслей и направлений деятельности. Своими рекомендациями по построению диспетчерских центров в топливно-энергетическом комплексе на прошедшей 24 июня конференции поделились специалисты компании «Делайт 2000». С момента реализации своего первого проекта по построению диспетчерской еще в середине 90-х годов прошлого века, компания накопила огромный опыт построения различных пунктов и центров управления — более 300 объектов.

Как отмечает Михаил Петров, генеральный директор «Делайт 2000», поскольку из диспетчерского пункта (ДП) осуществляется управление критически важными процессами, нарушение которых чревато огромными рисками, применяемые технические решения должны быть чрезвычайно надежными, функциональными и эргономичными. Такие объекты характеризуются высокой насыщенностью различным оборудованием и необходимостью обеспечения круглосуточной работы, что принципиально отличает их от обычных офисов, функционирующих в режиме 8/5. К построению ДП нельзя подходить как к оснащению «еще одного открытого офиса в новом здании» — специальные требования предъявляются не только к инженерным системам (электроснабжение, вентиляция, кондиционирование и пр.), но даже к мебели.

Пример специализированной мебели для диспетчерских пунктов
Пример специализированной мебели для диспетчерских пунктов

 

Алексей Уляшкин, начальник проектного бюро «Делайт 2000», выделяет три подхода к созданию ДП. Первый — «объектно-ориентированный», когда в центре внимание находится объект, то есть помещение, параметры которого служат основой для выбора технических решений. Второй, на сегодня наиболее распространенный, — функционально-ориентированный подход. В этом случае при составлении технического задания заказчик отталкивается от тех функций, которые должно выполнять устанавливаемое оборудование. Наконец, третий подход, который специалисты «Делайт 2000», считают предпочтительным, ориентирован на пользователей, которые собственно анализируют информацию и принимают решения. В фокусе этого подхода — вопросы эргономики.

Для реализации такого подхода в «Делайт 2000» применяют средства 3D-моделирования и анимации, которые позволяют правильно выбрать и установить системы отображения информации и другое оборудование с учетом антропологических параметров пользователей. С помощью средств анимации моделируются даже некоторые типовые процедуры, например передача смены, что позволяет оптимизировать состав и размещение оборудования диспетчерских консолей и мебели. В качестве диспетчерских консолей эксперты «Делайт 2000» рекомендуют исключительно специализированные продукты, которые разработаны для эксплуатации в круглосуточном режиме и имеют широкие возможности регулировки и продуманную эргономику. В частности, диспетчерские консоли для ДП должны не только обеспечивать комфортную работу диспетчеров, но и конструктивно предусматривать места для размещения оборудования и кабель-каналы для прокладки проводки.

Пример современного диспетчерского пункта
Пример современного диспетчерского пункта

 

Системы отображения информации — ключевой элемент любого ДП. Помимо большого числа индивидуальных и вспомогательных мониторов, такие пункты обычно оборудуются видеостеной. Специалисты «Делайт 2000» выделяют три основных типа видеостен: на базе видеокубов, ЖК-дисплеев с ультратонкими рамками, а также LED-видеостены. Все три типа присутствуют в продуктовом портфеле одного из основных партнеров «Делайт 2000» — американской компании Planar. Одна из изюминок ее продуктов — использование внешних блоков питания и интерфейсных модулей, благодаря чему сами видеостены оказываются очень легкими и бесшумными. Кроме того, это позволяет повысить отказоустойчивость решения, например, путем установки дополнительных блоков питания и резервирования каналов подачи видеосигналов. В качестве альтернативного варианта «Делайт 2000» предлагает видеостены на базе собственных контроллеров «СПЕКТР» и профессиональных ЖК-панелей Samsung с тонкой рамкой. Такая рамка позволяет сделать практически незаметным зазор между панелями — расстояние между крайними пикселями соседних экранов составляет всего 3,5 мм и не мешает целостному восприятию изображения. Поскольку панели Samsung изготавливаются в России, этот вариант можно отнести полностью к импортозамещающему.

По словам Алексея Уляшкина, ДП — довольно консервативный объект: если он свои функции выполняет, его стараются не трогать и ничего в нем не менять, поскольку любые изменения связаны с дополнительными рисками. Вместе с тем технологии меняются стремительно, и отказ от внедрения инноваций тоже риск — риск проиграть в конкурентной борьбе на рынке. Поэтому «Делайт 2000» выступает за внедрение новых решений, но перед этим очень тщательно их тестирует. Среди инноваций, которые стали активно применяться в ДП в последние несколько лет, Алексей Уляшкин выделяет виртуализацию рабочих станций диспетчеров, внедрение систем отображения HD-LED, видео-конференц-связи и унифицированных коммуникаций.

Конференция показала большой интерес заказчиков к организации резервных, в том числе мобильных, диспетчерских центров, а также к применению модульного подхода — построению ДП из блоков, предварительно собранных на заводе. В части построения ДП на удаленных и/или труднодоступных объектах интересен опыт норвежских специалистов по созданию диспетчерских центров для шельфовых нефтяных платформ. На берегу в ангаре они в точности копируют помещение на платформе, развертывают и тестируют там все оборудование, а потом перевозят на платформу. Возможно, подобный опыт будет востребован и российскими нефтяниками.