6 октября 2015 года в Москве прошел очередной, уже четвертый по счету «Ethernet-форум — 2015», организованный «Журналом сетевых решений/LAN» и Агентством корпоративных коммуникаций OSP-Con. На конференции традиционно обсуждаются актуальные технологические и экономические вопросы, связанные с сетевыми инфраструктурами, анонсируются новые проекты и решения; ее участники обмениваются опытом проектирования, построения и эксплуатации сетей. На площадке форума также проходят дискуссии по ключевым тенденциям отрасли.
В этом году форум завершала панельная дискуссия, посвященная импортозамещению — перспективам развития отечественной индустрии сетевого оборудования. В ней приняли участие Игорь Бакланов, президент компании «Метротек», Владимир Левин, генеральный директор компании «Веллинк», Владимир Кривошапко, начальник отдела компании «Информтехника и связь», Сергей Сухман, генеральный директор компании «Зелакс», Сергей Монин, ведущий программист-разработчик и руководитель центра тестирования ЦПИКС. Они представляют разработчиков и вендоров, уже накопивших солидный практический опыт на российском рынке ИКТ, а потому знающих его проблемы изнутри.
Группа компаний «Метротек» уже 17 лет успешно работает на российском рынке электроники, приборостроения и систем связи. Она поставляет разнообразное оборудование для телекоммуникаций, при этом ее продукция вполне конкурентоспособна и пользуется спросом не только в России, но и в других странах.
«Веллинк» разрабатывает инновационные решения в области автоматизации и управления качеством информационных и телекоммуникационных услуг, ориентируясь на операторов связи и различные государственные и коммерческие компании. Эти решения облегчают операторам и поставщикам облачных сервисов задачу предоставления качественных услуг за счет непрерывного контроля и управления уровнем обслуживания клиентов (SLA).
Компания «Информтехника и связь» занимается производством и поставкой телекоммуникационного оборудования для ведомственных и корпоративных сетей связи: коммутационных систем, систем абонентского радиодоступа, микросотовой и транкинговой связи, цифровой аппаратуры для проведения совещаний, интеллектуальных систем распределения вызовов, систем для мониторинга и администрирования сетей связи.
«Зелакс», разработчик и производитель решений для сетей передачи данных, выпускает мультисервисные устройства: модульные маршрутизаторы, мультисервисные коммутаторы, мультиплексоры, шлюзы TDMoP и другое телекоммуникационное оборудование.
Центр прикладных исследований компьютерных сетей (ЦПИКС) — исследовательский проект по созданию технологий и продуктов для компьютерных сетей нового поколения в России. Приоритетные решения, которые развивает ЦПИКС, — программно конфигурируемые сети (SDN) и виртуализация сетевых функций (NFV).
ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ
В ходе разноплановой и продолжительной дискуссии ее участники постоянно возвращались к обсуждению серьезной проблемы — отсутствию отечественной элементной базы. По общему мнению, быстро данная ситуация не изменится — потребуются годы и немалые инвестиции. Пока же все разработчики в области сетей передачи данных так или иначе сталкиваются с проблемой аппаратной части, решить которую не просто. Мировые производители коммутационного оборудования используют наборы микросхем одного из пяти известных вендоров либо создают собственные. С последними в России ситуация сложная, и выхода из нее пока не просматривается.
Определенные надежды внушает появление на рынке российской техники, например платформы «Эльбрус». «ЦПИКС тестировал возможности использования процессоров «Эльбрус 4С» в телекоммуникационном оборудовании, и в целом результаты положительные, хотя отставание от зарубежных разработок заметно, — рассказывает Сергей Монин. — Тестировались и процессоры «КОМДИВ64» (НИИСИ РАН), они тоже могут применяться в сетевых устройствах. Интересные результаты может дать использование процессоров «Байкал Электроникс». Коммутаторы с этими процессорами способны работать на высоких скоростях. Перспективный сегмент, несмотря на все сложности сертификации, — средства шифрования на российских чипах, например, выпускаемых компанией «Байкал Электроникс»».
«Российский коммутатор — это либо обычный компьютер (программный коммутатор с процессорами x86), либо устройство с зарубежным чипсетом (например, от Marvell или Broadcom) и ОС Linux (или собственным ПО). Так что российские коммутаторы сейчас не вполне российские, — рассказывает Игорь Бакланов. — Отсюда и потенциальные проблемы, связанные с обеспечением безопасности (процессоры должны быть доверенными)».
Какие-то решения можно создавать на элементной базе известных западных вендоров. Например, «Зелакс» производит коммутаторы на базе Marvell и Broadcom со сторонней программной оболочкой, и эта продукция востребована в определенных сегментах рынка. В принципе возможно использование процессоров альтернативных зарубежных вендоров (не американских) — такое оборудование с российским программным обеспечением пригодно для определенных задач.
Кроме продукции Marvell или Broadcom, в коммутаторах могут применяться программируемые микросхемы (ПЛИС), например производства Altera. Гигабитный коммутатор L2+ на их базе создали в компании «Метротек». Правда, заказчики не проявили интереса к данному изделию. Проблема сбыта — еще одна больная тема. К тому же использование ПЛИС для создания доверенных решений оказывается слишком трудоемким делом, а собственные специализированные наборы микросхем в России пока изготавливать не собираются. Создание процессоров уровня Marvell или Broadcom потребовало бы не менее 10 лет. За это время результаты такой работы уже устареют.
КУЛЬТУРА РАЗРАБОТКИ И ПРОИЗВОДСТВА
Проблему элементной базы у нас в стране пытаются решить последовательно, начиная с «выращивания кремния» до создания наборов микросхем и сборки оборудования на их основе. «Между тем даже сборочная работа с использованием продукции зарубежных вендоров требует определенной культуры разработки. Если ее не будет, не появится и спрос на российские электронные компоненты, — уверен Игорь Бакланов. — Именно с культуры разработки аппаратного обеспечения (пока на базе зарубежных компонентов) и нужно начинать, чтобы вырастить своих специалистов».
Еще одна проблема — от идеи до воплощения проходит слишком много времени: девять месяцев против четырех у китайских разработчиков. А с учетом НИОКР опытная партия изделий появится лишь через четыре года. Болезненно сказывается и отсутствие инфраструктуры: складов компонентов, производства печатных плат и пр. Кроме того, качественная продукция предполагает наличие современных роботизированных производств, а не работу с паяльником. Для быстрого вывода готового продукта на рынок нужны также тесные связи с производителями микросхем. В России ничего этого просто нет.
Цикл разработки и производства програм-много и аппаратного обеспечения за рубежом хорошо отлажен и позволяет создавать качественные продукты. Чтобы выпускать в России оборудование и ПО такого уровня, нужно заимствовать эти процессы — привлекать специалистов с опытом работы в западных компаниях, умеющих выстраивать производственную цепочку. Такие примеры есть, но они единичные.
В результате российские производители ИКТ-решений конкурентоспособны сегодня только в нишевых сегментах, таких как системы телеметрии, управление трафиком, контроль качества и некоторые другие. Причем при создании оборудования, сопоставимого по цене с зарубежной продукцией, они зачастую идут путем выпуска более дешевых продуктов с меньшей надежностью. Поэтому причина отставания — не только в отсутствии элементной базы, производственный процесс тоже важен.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Даже в этих условиях российские поставщики вполне могут потеснить зарубежных вендоров на отдельных вертикальных рынках и уже делают это. «Конечно, импортозамещение не должно идти от системного уровня, уровня микроэлектроники — плат, модулей и т. д., — считает Владимир Кривошапко. — В своем оборудовании мы используем зарубежную элементную базу, но оно обязательно проходит соответствующую сертификацию. Внутрироссийский рынок для такой компании, как наша, огромен: один лишь сегмент оборудования связи для атомных станций — это 2 млрд руб. в год, а смежный, для теплостанций, — многие миллиарды».
Ранее эти потребности на 70% удовлетворялись за счет импорта, теперь на него приходится около 30% поставок. Стоимость систем связи составляет 2–3% от стоимости атомной станции (в них применяются российские коммутаторы, сертифицированные ФСБ на устойчивость к НСД), тогда как стоимость АСУТП — 10–15%. Поэтому компания «Информтехника и связь» переориентируется с решений для связи на сегмент АСУТП. Таким образом, есть «закрытые» рынки, на которые могут активно выходить российские производители ИКТ-решений, усиливать там свои позиции и уже потом осваивать открытый рынок.
Нужно не копировать зарубежные технологии, а создавать прорывные решения. Иначе говоря, речь идет не просто об импортозамещении, а об «импорто-опережении». Серьезные надежды возлагаются на отечественное программное обеспечение. Российским разработчикам ПО намного проще конкурировать с зарубежными вендорами, чем производителям аппаратного обеспечения, да и российские программисты ценятся во всем мире. В этом плане концепция программно конфигурируемых сетей (SDN) открывает неплохие перспективы. В отличие от сетевых процессоров и микросхем, создание собственного коммутатора SDN — задача вполне обозримая и реальная. А для разработки SDN-приложений нужны только стол и компьютер. Например, в планах компании «Зелакс» выпуск коммутатора SDN/OpenFlow с российским ПО. Проблема — в отсутствии достаточного числа заказчиков таких решений.
ПОЛИТИКА И СТРАТЕГИЯ
Развитие элементной базы требует особого внимания государства. Сейчас никакой вразумительной политики в этой области нет, считают участники дискуссии. Нет и организаций, готовых на крупные инвестиции в развитие отечественной элементной базы. Игроки рынка ратуют за внятную стратегию импортозамещения, начиная с анализа импортоуязвимости. Необходимо исследование рынка для выявления зон зависимости от импорта и кропотливая работа по созданию собственных решений.
В отдельных отраслях, например в атомной, такая работа уже идет. Это позволило выявить требования к системам провод-ной и беспроводной связи, транспортным системам, системам технологического управления и т. д. Кроме того, определены критичные области информационной безопасности. Наличие такой информации позволит правильно сформулировать требования при выработке технической политики в проектных институтах атомной отрасли. Тогда и российские коммутаторы, даже на зарубежной элементной базе, станут вполне конкурентоспособными, безо-пасными и экономически эффективными.
Пока же, например, силовые структуры предъявляют крайне жесткие требования к оборудованию, и российские вендоры не могут им соответствовать: по существующим процедурам военную приемку не пройти. Это создает впечатление отсутствия целенаправленной политики импортозамещения. В результате несколько российских разработчиков свертывают направление коммутации.
Отдельная тема — выход на зарубежные рынки. В то время как Китай субсидирует продвижение продукции своих вендоров за рубежом, российские представительства по внешней торговле отечественным вендорам никакой помощи в этом не оказывают. Сейчас на зарубежных рынках российская электроника воспринимается как «финский кофе» — продать ее можно лишь под брендами других стран.
Что касается рынка России, то заказчики заинтересованы в получении оборудования для тестирования, в сервисе и обучении. Они хотят, чтобы у вендора были понятная стратегия развития и современная культура производства. Российские производители утверждают, что все это у них есть. Кроме того, заказчики часто упускают из виду совокупную стоимость владения, а ведь с учетом изменения валютного курса наша продукция может оказаться намного привлекательнее зарубежной. Постоянное удорожание импортного оборудования из-за изменения валютных курсов — благо для отечественных поставщиков, но успешная работа невозможна без грамотной технической политики для открытых и закрытых рынков, а также без координации действий всех участников рынка.
Сергей Орлов — ведущий редактор «Журнала сетевых решений/LAN». С ним можно связаться по адресу: sorlov@lanmag.ru.