Ситуация на рынке ВКС соответствует в целом общей ситуации на ИТ-рынке и в российской экономике. Ни о каком росте говорить не приходится. Около 37% опрошенных компаний не имеют на 2016 год никаких планов по развитию системы ВКС, а те же, кто собирается предпринимать какие-то усилия по ее развитию, ориентируются на более экономичные варианты: программные решения, отечественные продукты, облачные сервисы (см. рис. 1).
Рис. 1. Планы развития систем ВКС на 2016 год |
Традиционно главным препятствием для более масштабного внедрения ВКС наши респонденты называют высокую стоимость соответствующих продуктов. Причем в этом году, видимо, из-за серьезного ухудшения экономической ситуации доля таких респондентов увеличилась по сравнению с прошлым годом: с 64 до 67,5% (см. рис. 2). Впрочем, эти результаты, на наш взгляд, связаны именно с сокращением ИТ-бюджетов, поскольку под влиянием общих тенденций развития рынка решения ВКС становятся все более доступными.
Рис. 2. Препятствия более масштабному внедрению ВКС |
В этой связи следует упомянуть в первую очередь распространение программных инфраструктурных решений, включая серверы MCU, которые существенно дешевле, чем традиционные аппаратные платформы. Кроме того, постепенно завоевывают своих поклонников альтернативные модели получения ВКС-сервисов, прежде всего облачная модель. Наконец, увеличивается число игроков на рынке ВКС, в том числе за счет азиатских производителей, а ужесточающаяся конкуренция способствует снижению цен.
Согласно данным, полученным в этом году, 32% заказчиков используют программные серверы MCU, которые установлены в самих компаниях (см. рис. 3). Конечно, доля заказчиков, использующих традиционные аппаратные MCU, значительно выше — более 50%. Но уровень проникновения программных MCU просто поразителен, особенно ввиду того, что еще несколько лет назад такого класса технических решений не было вовсе. Примерно 14% респондентов используют серверы MCU, которые установлены у провайдера. По сути, речь идет об обращении к облачной модели IaaS — «инфраструктура как сервис».
Рис. 3. Использование различных вариантов реализации MCU |
Отношение российских заказчиков к получению сервиса ВКС из облака остается неоднозначным. Оптимальным такой вариант считают лишь около 6%, это более чем в два раза меньше, чем было зафиксировано в прошлом году. Видимо, опасения, связанные с безопасностью облачных сервисов, а также дефицит предложений на рынке в данном случае перевешивают все экономические преимущества облачной модели (перенос затрат с CAPEX на OPEX, оплата только реально использованных ресурсов, простота масштабирования как «вверх», так и «вниз»).
Вместе с тем большое число заказчиков (почти 27%) высказываются в пользу гибридного варианта. В этом случае часть ресурсов (как правило, наиболее критически важных) остается в самой компании, а облачные сервисы задействуются, например, для менее важных задач или для демпфирования периодически возникающих всплесков нагрузки. Всего примерно 12% компаний планируют развивать свои системы ВКС за счет облачных сервисов (см. рис. 1).
Подавляющее большинство заказчиков по-прежнему считают оптимальным развертывание всех элементов системы ВКС внутри самой компании, а также привлечение только собственных специалистов для сохранения полного контроля над ней. За четыре года, в течение которых OSP Data проводит такие исследования, доля заказчиков, выступающих за модель «все свое», существенно не изменилась, хотя и наблюдается небольшое уменьшение — с 69% в 2013 году до примерно 66% в 2016-м. Вместе с тем заметно выросла доля заказчиков, которые считают наилучшим для организации разовых сеансов ВКС вариант с арендой оборудования, включая терминалы ВКС. Если в 2013 году такой подход считали оптимальным лишь 1% опрошенных, в этом году их число выросло до 7,5%. Растет и количество заказчиков, заинтересованных в использовании услуг студий ВКС (см. рис. 4).
Рис. 4. Выбор оптимальной модели получения сервисов ВКС |
Возвращаясь к анализу препятствий для более масштабного внедрения ВКС, следует отметить снижение доли респондентов, которые полагают, что ВКС не приносит реальной пользы бизнесу компании. За год доля таких ответов сократилась c 17,5 до 14%. При этом неизменным и довольно высоким остается число заказчиков, считающих, что технические проблемы серьезно тормозят внедрение ВКС. Очевидно, что проще становятся интерфейсы для работы с системами, но не сами системы.
Растущая популярность разнообразных гибридных схем, когда одна часть ресурсов находится в самой компании, а другая — выносится во внешние облака, порождает новые затруднения. Управление такими решениями действительно является довольно сложным по сравнению с ситуацией, когда все компоненты установлены в одном месте, в офисе компании. Кроме того, если раньше ВКС чаще всего использовалась как автономная система, то теперь она интегрируется со все более широким набором других систем, что, с одной стороны, повышает эффективность использования ВКС, а с другой — добавляет технических сложностей по стыковке различных подсистем и согласованному управлению многокомпонентными комплексами.
Неудивительно, что многие заказчики (40,8%) испытывают проблемы в ходе интеграции системы ВКС с другими корпоративными системами (телефонии, бизнес-приложениями и т. д.). Впрочем, ситуация в этой области улучшилась за прошедший год: в 2015 году более 50% заказчиков жаловались на трудности интеграции (см. рис. 5). Это улучшение во многом связано с тем обстоятельством, что системные интеграторы да и сами заказчики накопили опыт в этой области, благодаря чему появилась возможность тиражировать примеры успешной интеграции с различными системами, в первую очередь с офисными АТС и системами Microsoft Lync. Дополнительные препятствия при сопряжении и обеспечении взаимодействия различных продуктов связаны с использованием фирменных (нестандартных) протоколов, приводящих к несовместимости оборудования ВКС разных вендоров. На это сетует примерно каждый третий респондент.
Рис. 5. Технические проблемы |
В числе технических проблем для ВКС на первом месте, наряду со сложностями интеграции, остаются низкая скорость и/или плохое качество каналов связи. С этим сталкиваются также около 40% заказчиков, при этом в 2013 году таковых было 44%. Таким образом, острота проблемы, связанной с каналами связи, постепенно снижается. Это обусловлено не только развитием телекоммуникационной инфраструктуры в стране, но и тем обстоятельством, что продукты ВКС все лучше адаптируются к работе по плохим каналам, в частности при относительно высоком проценте потери пакетов в сети Интернет.
Сокращается и число заказчиков, которые недовольны недостаточной функциональностью продуктов ВКС. В этом году таковых набралось лишь около 14%, тогда как год назад этот показатель был почти вдвое выше. Впрочем, и в предыдущие годы мы отмечали, что продукты ведущих производителей обладают широким спектром функций, способных удовлетворить даже самого взыскательного потребителя. Жалуются на недостаточную функциональность, скорее всего, те, кто использует бесплатные сервисы наподобие Skype, или же те, кто просто не хочет или не может освоить необходимые функции. Впрочем, в оправдание последних следует сказать, что работа с «продвинутыми» функциями ранее не всегда была «интуитивно понятной», в последние же годы с выпуском новых поколений продуктов, пользовательские интерфейсы которых позаимствовали лучшее из «мира смартфонов и планшетов», ситуация улучшилась.
За год сократилась доля заказчиков, сталкивающихся со сложностями при масштабировании (увеличении числа портов) серверной части системы ВКС — серверов MCU. Это объясняется уже упомянутым ростом популярности программных решений. Программный сервер MCU нарастить просто: в большинстве случаев достаточно оплатить необходимые лицензии и активировать дополнительные ресурсы. Это значительно удобнее и быстрее, чем в случае с традиционными аппаратными продуктами, когда необходимо заказать соответствующие платы расширения или даже устройство целиком, дождаться их поступления, инсталлировать — на все это ранее уходили недели и даже месяцы. В программно определяемых решениях необходимое расширение реализуется за считанные минуты.
Ситуация с используемыми заказчиками терминалами для ВКС за прошедший год существенно не изменилась, что и понятно. В большинстве компаний (63%) для участия в сеансах ВКС применяются программные клиенты на ПК, и это наиболее демократичный вариант для охвата видеосвязью всех сотрудников. На втором месте (59% заказчиков) групповые аппаратные терминалы, которые обычно устанавливаются в конференц-залах или комнатах для совещаний. Примерно треть заказчиков используют персональные аппаратные терминалы, которыми обычно оснащаются кабинеты руководителей и рабочие места ключевых сотрудников.
Отметим рост числа заказчиков, сотрудники которых для участия в сеансах ВКС применяют мобильные устройства. Наиболее популярны в качестве мобильных терминалов ВКС устройства iOS и Android (см. рис. 6). Примерно половина заказчиков считают приоритетной возможность подключения к сеансам ВКС пользователей с мобильных терминалов.
Рис. 6. Терминалы ВКС |
Каждый десятый респондент указал на то, что для участия в ВКС сотрудники его компании используют обычный браузер и технологию WebRTC. Доля заказчиков, которые применяют для ВКС технологию Flash, в два раза меньше — около 5%. Популярность WebRTC постепенно растет, а число поклонников Flash как инструмента для видеосвязи не меняется и остается на довольно низком уровне.
В ходе наших исследований мы традиционно стараемся выяснить предпочтения заказчиков относительно решений ВКС того или иного производителя. Ясно, что результаты ответа на вопрос «ВКС-продукты каких компаний вы используете?» характеризуют не долю рынка, занимаемого соответствующим вендором, а лишь число заказчиков в нашем опросе, использующих его продукты. Тем не менее полученные данные довольно точно отражают «распределение позиций» и основные тенденции.
Уже много лет остается неизменной пара лидеров — Polycom и Cisco. Их результаты в нашем рейтинге находятся на уровне 40% — другими словами, указанная доля заказчиков использует продукты Cisco, примерно столько же компаний — продукты Polycom. Третье место заняла компания, которую мы в этом году первый раз явным образом включили в перечень 15 поставщиков продуктов ВКС, причем она сразу набрала 33% голосов. Заинтригованы? Конечно, это Microsoft, которая со своим решением Lync (название его новой версии Skype for Business) стремительно ворвалась в мир видеосвязи.
Сразу скажем о других новичках рейтинга. Это компании Yearlink, Pexip и AVer. Несмотря на то что Yearlink только год назад вышла на рынок ВКС, ее продукты уже используют 3,3% наших респондентов. Для начала неплохие показатели и у Pexip — 1,7%. AVer пока довольствуется скромным 1%.
Старожилы рынка — Sony, Lifesize, Panasonic, Avaya (Radvision), — а также активно работающая в последние годы Huawei, набирают по 6–11%. Разница между показателями названных компаний незначительна, что позволяет говорить о сопоставимой доле рынка, занимаемой ими.
Из числа российских разработчиков в наш опросный лист были включены три компании: TrueConf, Mind и SPIRIT (с продуктом «Видеомост»). Об использовании продуктов этих компаний упомянули примерно 6, 4 и 2% респондентов соответственно. Но перспективы у них неплохие. Отвечая на вопрос «Продукты каких компаний вы планируете задействовать при построении или дальнейшем развитии ВКС?», уже 10% выбрали компанию TrueConf и 3,3% — SPIRIT. Таким образом, у отечественных разработчиков есть все шансы повысить свою долю на рынке. Равно как и у компании Huawei, продукты ВКС которой планируют внедрять более 14% заказчиков, что вдвое больше доли компаний, использующих ее продукты сегодня.
С учетом того, что в ближайшее время рынок вряд ли вырастет, возникает резонный вопрос: за счет кого увеличат свои доли указанные компании? Если исходить из результатов нашего опроса, то в первую очередь за счет таких компаний, как Lifesize и Sony. Число заказчиков, которые планируют покупать их решения ВКС, вдвое меньше числа тех, кто использует их сегодня. Это тревожный звонок для руководства названных производителей. Наш анализ показывает, что доли остальных игроков, включая Polycom и Cisco, существенно не изменятся. На небольшой рост могут рассчитывать Avaya, LG и Pexip.
Подводя итог, скажем, что в ближайший год существенного роста рынка ВКС ожидать не приходится. Развитие будет осуществляться прежде всего за счет более экономичных и гибких в развертывании и масштабировании программных решений. Кроме того, заказчики будут активно искать альтернативных поставщиков в первую очередь из числа азиатских и отечественных производителей. Однако лидеры рынка установили столь высокие стандарты качества, функциональности и эргономики, что их рыночная доля вряд ли заметно снизится.
Видеотехнологии в целом и видеосвязь в частности используются во все большем числе различных систем, включая производственные комплексы, решения для розничной торговли, городского хозяйства, банковской сферы и пр. Зачастую подобные решения не воспринимаются компаниями как классические системы ВКС, не учитывают их и различные аналитические организации, подсчитывающие характеристики рынка ВКС. Поэтому даже при стагнации рынка классических ВКС роль и значение видеотехнологий в современной экономике будут стремительно возрастать.
Александр Барсков — ведущий редактор «Журнала сетевых решений/LAN». С ним можно связаться по адресу: ab@lanmag.ru.