Согласно исследованию, ежегодно проводимому аналитическим агентством OSP Data, доля компаний, использующих системы Digital Signage, постоянно увеличивается. Если в 2013 году таких компаний было всего 6%, то в текущем, 2016-м — уже 11%. И это несмотря на кризис, охвативший российский рынок.

Как изменились потребности и запросы заказчиков относительно систем Digital Signage в текущих экономических условиях? Какова роль Digital Signage в цифровой трансформации бизнеса компаний? Эти вопросы мы задали ведущим экспертам отрасли.

ЭКОНОМИЯ И ГИБКОСТЬ

Девальвация рубля привела к существенному подорожанию технических решений Digital Signage. Соответственно, вопрос цены стал ключевым, и заказчики начали искать способы снижения финансовых затрат.

Как отмечает Алексей Уляшкин, начальник проектного бюро компании «Делайт 2000», заказчики стали еще тщательнее просчитывать все риски и прибыльность проектов, они очень осторожно принимают решения. Многие серьезно урезают бюджет, сокращая масштабы проектов, отказываясь от «излишеств» и стараясь отложить все затраты, если только они не связаны с жизненно важными процессами. Между тем системы Digital Signage успели прочно войти в повседневную жизнь и бизнес, и сегодня, в непростой экономической ситуации, востребованы во многих отраслях, включая торговлю, транспорт, корпоративный сектор, образование и т. д.

«Развертывание масштабной системы Digital Signage, например, в торговой сети предполагает весьма большие инвестиции, поэтому компании, особенно в ретейле, перешли в режим ожидания, — говорит Николай Валюженич, генеральный директор компании Interactive Multimedia Solutions (IMS). — В свою очередь, повысился спрос со стороны организаций, где Digital Signage не опция, а необходимость. Это кинотеатры и музеи, где мультимедийные технологии используются все шире».

В качестве одного из способов минимизации расходов Петр Есилевский, директор департамента мультимедийных систем группы «Астерос», называет отказ от мультивендорного подхода и уход от использования набора «дисплей — платформа — ПО». По его данным, все большей популярностью пользуются законченные коробочные решения, предлагаемые разработчиками самих дисплеев. Современные встраиваемые платформы стали очень производительными: они уже способны не только решать базовые задачи клиента, но и реализовывать более сложные функции. Среди них — управление расписанием вывода контента или даже управление контентом при построении видеостен.

На более активный спрос в кризис на интегрированные решения класса System on Chip (SOC) указывает и Николай Валюженич. По его мнению, они хотя и не предоставляют всех возможностей полноценных, выделенных плееров, но могут выполнять основные задачи системы Digital Signage.

Другой путь для экономии бюджета — переход на решения от азиатских производителей дисплеев. «Сегодня мы наблюдаем повышение спроса на оборудование китайских и южно-корейских вендоров, — констатирует Петр Есилевский. — При этом они активно инвестируют как в разработку, так и в развитие партнерской сети на территории России. И конечно, цена на их решения пока остается одной из самых низких».

Для распределения контента в системах Digital Signage все чаще используется технология передачи видео по IP. Как отмечает Игорь Калинин, директор по маркетингу компании Colan, из множества технологий передачи видеоконтента в системах Digital Signage наиболее интересны те, что предоставляют возможность простой перенастройки системы. Такая потребность вызвана частыми изменениями схемы трансляции контента к различным устройствам отображения в связи с постоянными перепланировками помещений в сфере ретейла, сменой арендаторов, изменением площадей, переносом устройств отображения на новые места для более широкого охвата целевой аудитории и т. п.

IP-решения предоставляют подобную гибкость. К их преимуществам относится также возможность использовать имеющуюся сеть, создав для систем Digital Signage отдельную независимую виртуальную локальную сеть (VLAN). Это позволяет сэкономить существенные средства. Решения на базе IP легко масштабируются — можно наращивать как число точек трансляции, так и количество устройств отображения. А удаленность устройства отображения (монитора) от источника определяется топологией сети, причем в случае оптических линий связи расстояние между ними практически ничем не ограничивается.

 

Дисплеи с разрешением 4K все шире применяются в различных проектах

Дисплеи с разрешением 4K все шире применяются в различных проектах

Дисплеи с разрешением 4K все шире применяются в различных проектах

Дисплеи с разрешением 4K все шире применяются в различных проектах 

 

СРЕДСТВА ОТОБРАЖЕНИЯ

Несмотря на стремление заказчиков сэкономить, мировые тенденции развития средств отображения, безусловно, проявляются и в России. Так, большинство экспертов отмечают рост популярности технологии 4K. «Дисплеев с высоким разрешением используется все больше, — утверждает Алексей Уляшкин. — При этом они становятся ярче и поддерживают расширенное цветовое пространство, что позволяет сделать контент более «глянцевым» и «сочным»».

Еще одна тенденция — увеличение диагонали экранов. По данным Петра Есилевского, если раньше самыми «ходовыми» были дисплеи 42″, 46″, 55″, то сейчас средний сегмент сместился к 65″, 85″, 98″ и даже 105″. Подобные данные приводит и Николай Валюженич из компании IMS. Но при этом он отмечает, что расширился востребованный диапазон небольших экранов, которые очень удобно использовать в ретейле на полках и точках POS — теперь он составляет от 7″ до 21″.

Вместе с тем 3D-решения все еще редко используются в проектах. Как считает Николай Валюженич, связано это даже не столько с высокой стоимостью самих систем, сколько с дороговизной производства соответствующего контента: «Мы уже более двух лет предлагаем экраны, на которых можно демонстрировать 3D без необходимости использования специальных очков, но за все это время не было ни одного крупного проекта именно из-за того, что клиенты не в состоянии подготовить 3D-контент». Тем не менее, по мнению Алексея Уляшкина, появление автостереоскопических дисплеев (не требующих использования специальных очков) с принципиально более высоким качеством воспроизведения 3D способно со временем изменить отношение рынка к трехмерному изображению.

По мнению Петра Есилевского, самым ярким ноу-хау на рынке за последнее время стало появление экранов нестандартной формы. Современные решения на базе OLED-технологий позволяют строить видеостены из экранов, собранных в виде волн, полусфер и арок. Кроме того, среди инновационных решений он выделяет дисплеи, на которых изображение транслируется с двух сторон. Для узкого сегмента рынка появляются решения на основе прозрачных дисплеев. «Но все эти новинки пока только начинают выходить на рынок профессиональных систем Digital Signage, их стоимость довольно высока», — отмечает специалист компании «Астерос».

Экраны нестандартных форм и размеров, двусторонние и прозрачные экраны, как считает Алексей Уляшкин, могут стать важной составляющей интерьера или даже его основой. В целом, по мнению эксперта «Делайт 2000», сегодня у заказчиков имеется достаточно богатый выбор: это, в частности, жидкокристаллические экраны, LED-экраны (в том числе экраны высокой четкости, HDLED, бурно развивающееся направление), OLED-дисплеи (включая двусторонние, изогнутые и прозрачные варианты), а также проекционные технологии. Последние тоже не стоит сбрасывать со счетов благодаря развитию лазерных и гибридных технологий, обеспечивающих длительную непрерывную работу, высокий световой поток и богатые встроенные возможности процессинга.

Прозрачные дисплеи, относящиеся к инновационным средствам отображения, уже находят применение в проектах

Прозрачные дисплеи, относящиеся к инновационным средствам отображения, уже находят применение в проектах

Прозрачные дисплеи, относящиеся к инновационным средствам отображения, уже находят применение в проектах

Прозрачные дисплеи, относящиеся к инновационным средствам отображения, уже находят применение в проектах 

 

ТАМ, ГДЕ НУЖЕН ИНТЕРАКТИВ

Эксперты отмечают рост интереса заказчиков к средствам отображения, обеспечивающим возможность интерактивного взаимодействия. Как указывает Николай Валюженич, люди уже привыкли взаимодействовать с дисплеями, а заказчики, в свою очередь, осознали перспективы использования накопленного клиентами пользовательского опыта. По данным IMS, уже появились запросы на огромные видеостены с сенсорными экранами, хотя технически подобные проекты реализовать непросто. Но пока основными видами интерактивных устройств остаются киоски самообслуживания и навигации.

Современные дисплеи с сенсорными экранами Алексей Уляшкин называет «iPad-подобными» в том смысле, что качество отработки касаний стало сопоставимо с обеспечиваемым планшетами. В сочетании со снижением стоимости интерактивных систем это должно способствовать более широкому их распространению.

По данным компании «Астерос», средства отображения с возможностью интерактивного взаимодействия находят применение в основном в культурно-досуговой (музеи, выставки) и образовательной сферах. «В корпоративном секторе наибольший интерес к таким решениям проявляет ретейл для привлечения клиентов — например, для создания виртуальных примерочных или систем информирования», — отмечает Петр Есилевский.

К перечню заказчиков интерактивных систем Николай Валюженич добавляет гостиницы, которым, в частности, интересны интерактивные столы с набором игр для детей. Так, стандартами сети гостиниц Novotel уже давно предусматривается размещение в детских уголках столов с набором игр для детей от 5 до 12 лет. И во всех новых гостиницах данной сети предполагается установка таких решений производства французской компании Humelab.

Вовлечение пользователей в процесс получения информации или предоставление им дополнительных сервисов, предполагающих обратную связь, — важное направление развития систем Digital Signage. Для такого «вовлечения» предложено много подходов. Алексей Уляшкин обращает внимание на технологию Light ID от компании Panasonic. Идея состоит в том, что с помощью LED-источника света самого дисплея (ЖК-панели или проектора) на мобильное устройство передается идентификационный номер (если камеру смартфона навести на демонстрируемое изображение), по которому соответствующее приложение мобильного устройства находит нужную информацию. Эта технология основана на тех же принципах, что и QR-коды, только код теперь не нужно выделять визуально — он вообще невидим для глаз. Система, построенная на основе Light ID, может оказаться очень эффектной: стоит пользователю навести камеру смартфона на заинтересовавшее его изображение или видеоролик на экране — и он получит дополнительную информацию. Очевидно, что и владелец такой системы в выигрыше: он получает данные об интересах пользователей.

Самым ярким ноу-хау на рынке за последнее время стало появление нестандартных по форме экранов

Самым ярким ноу-хау на рынке за последнее время стало появление нестандартных по форме экранов

Самым ярким ноу-хау на рынке за последнее время стало появление нестандартных по форме экранов

Самым ярким ноу-хау на рынке за последнее время стало появление нестандартных по форме экранов

 

ГЕОЛОКАЦИЯ

Одно из главных преимуществ современных систем Digital Signage — максимально точное таргетирование потребителя с подбором наиболее релевантного для него контента в реальном времени. В свою очередь, один из главных инструментов таргетирования — определение местоположения человека, или геолокация. Классический пример использования геолокации — передача на смартфон пользователя предложений конкретного магазина (акции, скидки и пр.) в тот момент, когда он находится вблизи этого магазина или непосредственно в нем.

Существует несколько методов геолокации, каждый имеет свои преимущества и ограничения (см. врезку «Точность различных методов геолокации»). Внутри зданий для определения местоположения пользователей в основном используются две технологии: Wi-Fi и Bluetooth Low Energy (LE). Но для их эффективной работы необходимо построить внутри здания разветвленную инфраструктуру (сеть Wi-Fi или сеть с датчиками-маяками), что может оказаться довольно затратной затеей.

 

Точность различных методов геолокации

Данными о точности и ограничениях различных технологий геолокации делится Георгий Шатиров, начальник отдела продуктизации аналитических решений компании «Техносерв».

  1. GPS/ГЛОНАСС. Точность около 8 м, но в помещениях сигнал часто недоступен или зашумлен, что снижает точность позиционирования устройства в зданиях. Таким образом, часто можно лишь определить, что пользователь находится в конкретном здании или поблизости от определенных мест. Стоит отметить, что не у каждого человека имеется в наличии телефон с GPS (или эта функция включена), что также ограничивает возможность применения такого типа геоданных.
  2. Позиционирование с помощью вышек сотовой связи. Точность порядка 600 м, поэтому можно лишь определить, в каком городе и районе города находится человек, но не его точное местоположение.
  3. Wi-Fi. Точность может достигать 70 м. С помощью этого вида геоданных возможно определить, в каком помещении находится устройство, но где конкретно в помещении — установить не удастся.
  4. iBeacon/Bluetooth. Точность до 5 см, что точнее, чем у любого другого типа геоданных, но применение соответствующих систем имеет свои нюансы. Для определения положения измеряется сила сигнала в течение определенного времени. Например, для достижения точности 5 см необходимо 10 с. Кроме того, надежность измерений сильно зависит от расстояния до объекта и силы сигнала. Так, на расстоянии 30 см до объекта точность определения его положения может составить указанные 5 см, при удалении на 10 м — 50 см. Для уменьшения ошибки нужно использовать больше маяков. Таким образом, стоимость подобной системы может оказаться высокой для покрытия, например, торгового центра среднего размера.

 

По мнению Георгия Шатирова, начальника отдела продуктизации аналитических решений компании «Техносерв», для достижения максимальной точности система геолокации может задействовать комбинацию различных технологий наряду с инерциальными навигационными системами (реализуются с помощью акселерометров), которые в некоторых ситуациях могут давать поправки и увеличить точность до нескольких сантиметров.

Активное развитие систем для геолокации внутри зданий стимулирует рост интереса заказчиков к данным технологиям. Но, как считает Петр Есиловский, пока на рынке нет четкого представления о преимуществах использования геолокационных сервисов для повышения эффективности бизнес-процессов и последующей монетизации. Между тем пользователь, войдя в торговый центр, сможет с помощью системы Digital Signage и установленного на смартфоне приложения получать в интерактивном или полуинтерактивном режиме на мобильное устройство информацию о магазинах, акциях, а также прокладывать индивидуальный маршрут с учетом своих предпочтений.

Люди уже привыкли взаимодействовать с экранами своих смартфонов и планшетов, что способствует росту интереса заказчиков к большим экранам, обеспечивающим возможность интерактивного взаимодействия

Люди уже привыкли взаимодействовать с экранами своих смартфонов и планшетов, что способствует росту интереса заказчиков к большим экранам, обеспечивающим возможность интерактивного взаимодействия

Люди уже привыкли взаимодействовать с экранами своих смартфонов и планшетов, что способствует росту интереса заказчиков к большим экранам, обеспечивающим возможность интерактивного взаимодействия

Люди уже привыкли взаимодействовать с экранами своих смартфонов и планшетов, что способствует росту интереса заказчиков к большим экранам, обеспечивающим возможность интерактивного взаимодействия 

 

АНАЛИТИКА

Помимо информации о местонахождении человека, для более точного таргетирования желательно знать его пол, возраст и другие сведения. Один из вариантов получения подобных данных — идентификация человека и обращение к его аккаунтам в социальных сетях. Но это далеко не всегда возможно и не всем людям нравится. Вместе с тем за последние несколько лет сильно продвинулись вперед системы видеоаналитики, позволяющие определять пол, возраст и даже эмоции человека, находящегося перед экраном.

Как указывает Георгий Шатиров, существенный скачек в данной области был сделан совсем недавно, в 2010 году, когда применение графических процессоров (GPU) позволило тренировать нейронные сети с большим количеством слоев и связей. Сейчас в Интернете доступно достаточно много открытых данных с размеченными изображениями (пол, возраст, эмоции) и имеется большое количество статей с описанием и тестами различных методов распознавания. Более того, как отмечает специалист «Техносерва», в середине 2015 года Microsoft открыл сайт how-old.net, который позволяет на любой фотографии найти лица людей и определить

их возраст. Американская компания пошла дальше и предложила целый набор сервисов по распознаванию изображений, объединив их в проекте Project Oxford (www.projectoxford.ai). Проект включает сервисы по распознаванию лиц, пола, возраста и эмоций людей по фотографии; их можно использовать на коммерческой основе через открытое API.

По мнению Алексея Уляшкина, имеющиеся решения по определению пола, возраста и эмоций являются достаточно зрелыми. «Конечно, единичные ошибки возможны, но статистически результаты вполне приемлемы для практического использования. В России пока подобные решения распространяются вяло в силу того, что обычно оказываются в списке тех самых «излишеств», от которых заказчики отказываются в кризис, — сетует специалист «Делайт 2000». — Мы со своей стороны прорабатываем и предлагаем варианты применения подобных систем в надежде, что дело дойдет и до их практической реализации».

По мнению Николая Валюженича, технологии определения пола, возраста и эмоций человека — очень мощный инструмент анализа эффективности рекламных кампаний, но с ним надо уметь обращаться. Генеральный директор IMS обещает, что уже в ближайшем будущем можно будет увидеть первые масштабные внедрения подобных систем в России.

В целом системы Digital Signage стремительно развиваются, и главный вектор развития — обеспечить предоставление информации, которая интересна и полезна конкретному человеку в данный момент в данном месте. Причем предоставляться она может через любое подходящее средство отображения — от большой видеостены до маленького экрана смартфона. Для решения этой задачи используются самые современные технологии, включая аналитику Больших Данных, методы машинного обучения и т. д. Уже сегодня посетителей «продвинутых» торговых центров встречают роботы, которые идентифицируют их через свою видеокамеру, отвечают на вопросы и дают персонифицированные советы, например, предлагая продукты, интересные конкретному человеку. Это ли не пример цифровизации бизнеса?!

Александр Барсков — ведущий редактор «Журнала сетевых решений/LAN». С ним можно связаться по адресу: ab@lanmag.ru.