ПРОЩАЙ, FLASH…

Время Flash — технологии, которая до недавнего времени использовалась для реализации большинства вебинаров и видеосервисов в Интернете, а также некоторых систем видео-конференц-связи, — подходит к концу. По словам Ярослава Городецкого, генерального директора компании CDNvideo, после 2 января 2017 года в мире останется лишь с десяток сайтов, для пользователей которых сохранится поддержка Flash в самом распространенном браузере Chrome. При посещении пользователями остальных сайтов Chrome, скорее всего, сообщит об «устаревшем плагине AdobeFlash». В других браузерах поддержка останется, но с учетом того, что эта технология не развивается, ее дни сочтены.

Разработка Flash была начата компанией FutureWave, создавшей пакет анимации FutureSplash Animator. В 1996 году ее приобрела компания Macromedia, которая переименовала FutureSplash Animator во Flash. После того, как в 2005 году Macromedia была поглощена Adobe, Macromedia Flash стала официально называться Adobe Flash. Flash «оживила» Web за счет векторной анимации, а затем и видео (до появления Flash единственное, чем Web-сайты отличались от газет по внешнему виду, были анимированные изображения gif). Изначально Flash была реализована как плагин к браузерам, затем поддержку этой технологии производители начали встраивать в браузеры. В годы расцвета этой технологии (середина 2000-х годов) создавались даже сайты целиком на базе Flash. Как полагает Ярослав Городецкий, потенциально Flash могла бы полностью заменить HTML — возможно, так бы и случилось, если бы технологию приобрела Google, а не Adobe.

Хронология заката Flash примерно такова. В апреле 2010 года евангелист Flash Том Крча заявил, что HTML5 сможет заменить Flash через 7 лет. А через месяц Стив Джобс запретил ее использование на iPhone (до мая 2010 года технология поддерживалась почти всеми платформами). Через полтора года, осенью 2011-го, Adobe заявила о прекращении поддержки мобильных платформ, а вскоре после этого практически заморозила развитие технологии. Как предполагает Ярослав Городецкий, видимо, после нескольких неудач компания смирилась с поражением в борьбе с желавшими смерти Flash титанами, Google и Apple.

Сейчас отрасль постепенно отказывается от Flash. Большинство игроков переориентируются на технологию WebRTC (см. ниже). Apple активно развивает разработанную еще в 2010 году (период запрета Flash на iPhone) технолцогию HTTP Live Streaming (HLS). Этот коммуникационный протокол для потоковой передачи медиа на основе HTTP является частью программного обеспечения QuickTime, Safari, OS X и iOS.

Если многие системы для вебинаров уже переписаны или активно переделываются под WebRTC, то для других приложений возможны проблемы при отказе от поддержки Flash. Как отмечает Ярослав Городецкий, Flash — самая популярная платформа браузерных игр, которую используют многие разработчики, в том числе российская AlternativaPlatform. Большинство движков видеорекламы, в том числе и российский AdFox, до сих пор используют Flash. После блокировки Flash, вероятно, многие из них станут работать некорректно, что приведет к падению рынка интернет-рекламы.

… ДА ЗДРАВСТВУЕТ WEBRTC!

Для пользователей ВКС отказ от Flash должен пройти безболезненно. Согласно данным исследования, проведенного OSP Data в 2016 году, компаний, в которых для ВКС применяется технология Flash, не так много — около 5%. В два раза больше компаний уже применяют молодую технологию WebRTC, с помощью которой участники сеанса ВКС могут подключаться к конференции из браузера без установки дополнительного приложения. Сергей Юцайтис, консультант по технологиям совместной работы Cisco Systems, характеризует WebRTC как «новый стандарт коммуникаций, имеющий все предпосылки для того, чтобы стать доминирующим на рынке».

Напомним, что сами по себе браузеры не могут открыть медиасессию (для обмена голосом и видео), поэтому для реализации этой функциональности изначально требовалась установка специальных приложений или программных модулей (плагинов). Далеко не всегда это было приемлемо для пользователей. Более того, возникали сложности с установкой, необходимостью обновлять ПО и т. д. Сложности добавились, когда несколько лет назад производители браузеров начали реализовывать политики, нацеленные на запрет использования плагинов. Первыми это сделали Chrome и Firefox, на долю которых, по разным оценкам, приходится около 50 и 15% всех установленных браузеров в мире соответственно. Например, как было сказано в заявлении Chrome, опубликованном в сентябре 2013 года, «архитектура Web-приложений 90-х годов, основанная на плагинах, становится слишком громоздкой и уязвимой из-за многочисленных ошибок, поэтому Chrome планирует прекратить поддержку загружаемых модулей (плагинов) в ближайшие годы». В результате сегодня большинство браузеров поддерживают только плагины из разрешенного списка.

Неудивительно, что в последние годы резко ускорилась разработка браузерных технологий, позволяющих отказаться от плагинов. В части реализации функций видеосвязи WebRTC сегодня становится основной альтернативой загружаемым модулям. Будучи частью стандарта HTML5, WebRTC (Real-Time Communications) позволяет реализовать возможности телефонии, видеосвязи и обмена файлами внутри браузера без загрузки плагина (или внешнего программного клиента). При этом обмен информацией может осуществляться в режиме реального времени через простой программный интерфейс JavaScript API.

Как отмечает Сергей Юцайтис, появление технологии WebRTC означает, что привычные приложения для телефонной и видеосвязи (такие, например, как Jabber и Skype) легко могут быть заменены встроенными в Web-страницы клиентами, а точнее — компактным кодом, исполняемым браузером. При этом отпадает необходимость в установке дополнительных приложений — браузер сам проделает всю необходимую работу. «Как только канал передачи данных (data channel) будет полностью поддерживаться браузером, на его базе можно будет реализовать управление удаленным рабочим столом, передачу файлов, онлайн-игры и текстовый чат в режиме реального времени, а также любой другой функционал, требующий обмена данными», — добавляет он.

Технология WebRTC существенно упрощает разработку новых приложений. Более того, по словам Сергея Юцайтиса, совмещение WebRTC с другими Web-технологиями открывает путь к новым возможностям. Например, WebGL и HTML5, применяемые вместе с WebRTC, позволят реализовать ранее недоступную функциональность, например видеоэффекты в приложениях Web-трансляции или видеосвязи. Причем сделать это можно будет с минимальными затратами.

Безусловно, WebRTC имеет и свои недостатки/ограничения. Специалист Cisco указывает на то, что в рамках WebRTC пока не реализована организация сеанса, а также нет функции проверки доступности (presence). Открытие сеанса и проверка присутствия должны быть выполнены собственным кодом приложения, использующего вызовы WebRTC. Кроме того, WebRTC поддерживает только общение по схеме «точка — точка»; поддержка схем «точка — многоточка» и «многоточка — многоточка» отсутствует.

Для интеграции терминалов WebRTC (обычных компьютеров с поддерживающими данную технологию браузерами) с классическими системами ВКС в большинстве случаев требуются шлюзы (см. рис. 1).

Рис. 1. Для интеграции терминалов WebRTC (обычных компьютеров с поддерживающими данную технологию браузерами) с классическими системами ВКС в большинстве случаев требуются шлюзы
Рис. 1. Для интеграции терминалов WebRTC (обычных компьютеров с поддерживающими данную технологию браузерами) с классическими системами ВКС в большинстве случаев требуются шлюзы 

 

По оценке, которую приводит Сергей Юцайтис, во всем мире уже установлено более миллиарда копий браузеров, поддерживающих технологию WebRTC. По сути, каждый компьютер, на котором имеется такой браузер, — это потенциальный терминал ВКС, что существенно расширяет число возможных участников сеансов видео-конференц-связи.

Что же касается производителей систем ВКС, то, как считает специалист Cisco, в новых условиях конкурентное преимущество получат те из них, кто обеспечит в своих продуктах встроенную поддержку видеосвязи «из браузера». Ну а в наибольшем выигрыше окажутся, конечно, пользователи, которые получают возможность практически без дополнительных затрат приобщиться к современным коммуникационным сервисам.

 

Главное — звук

Важную роль в любой видеоконференции играет звук. Более того, на прошедшей во время мероприятия «Видео+Конференция 2016» дискуссии из трех компонентов типичного сеанса ВКС — видео, звук и контент (презентация) — эксперты практически единодушно главным признали именно звук. Это легко объяснимо: голосом можно донести главную информацию и даже пересказать презентацию. Кстати, в решениях ряда производителей в случае ухудшения качества связи именно передача голоса осуществляется с максимальным приоритетом. Иначе говоря, изображение может пропасть, а голосовая связь остаться.

Как утверждает Джозеф Мараш, главный исполнительный директор компании Phoenix Audio Technologies, «звук — главный источник инноваций в переговорной комнате». По его данным, на аудиосистему приходится 10–20% стоимости всей системы ВКС, и экономить на этом компоненте не стоит. Идеальным решением для голосовой связи он называет гарнитуру: микрофон максимально приближен ко рту, динамик — в ухе, минимум помех, наилучшее качество. Однако это исключительно персональное решение. В большинстве случаев сеансы ВКС проводятся в переговорных комнатах, где за столом у экрана собираются несколько сотрудников. В этом случае требуются групповые средства голосовой связи. Часто это спикерфоны — устройства, в которых объединены микрофоны и динамики.

ПК или специализированные видеотерминалы?
Массив из 15 микрофонов формирует 7 фиксированных направленных лучей захвата звука

 

При удалении микрофона от говорящего мощность доходящего до него (микрофона) сигнала стремительно падает. Поэтому важно сделать микрофон максимально чувствительным. Но, помимо полезного сигнала (голос говорящего), микрофон захватывает и все шумы, которые необходимо убрать из передаваемого далее сигнала. Эксперт Phoenix Audio выделяет четыре типа шумов:

  • равномерный (например, от работающего кондиционера или проектора);
  • эхо (когда в микрофон поступает сигнал от расположенного рядом динамика и другая сторона слышит себя же с задержкой);
  • комнатный шум от реверберации (отражения сигнала от стен и других препятствий);
  • шум от различных сторонних источников.

Для того чтобы убрать посторонние шумы, в микрофоне применяются довольно сложные технологии фильтрации и постпроцессинга. Например, для вырезания равномерного шума сигнал разделяется на спектральные составляющие, после чего удаляются те из них, которые переносят этот шум. Эффективным способом борьбы с реверберацией служит технология формирования направленного аудиолуча (слухового конуса). В этом случае микрофон «нацеливается» на говорящего и «воспринимает» только его голос, а не различные отражения.

В классической переговорной комнате звуки извне блокируют стены. Между тем все чаще сеансы ВКС проводят в открытом офисе, когда участники конференции не отделены никакими стенами. В этом случае применяются различные методы для звуковой изоляции. По словам Джозефа Мараша, один из них, реализованный в продуктах Phoenix Audio, — ограничение зоны работы (по сути, формирование виртуальной переговорной) с помощью пересечения аудиолучей.

ЧТО ДАЛЬШЕ

Как полагает Дмитрий Одинцов, директор по развитию TrueConf, обычные ПК могут прийти на смену специализированным кодекам групповой ВКС и в переговорных комнатах. По аналогии с широко известной концепцией BYOD, он предлагает термин BYOC (Bring Your Own Codec) — «отправляясь в переговорную, захвати свой ВКС-кодек». Сценарий простой: придя в комнату для конференций со своим ноутбуком, пользователь подключает к нему необходимые периферийные устройства (камеру, спикерфон, дисплей), после чего сеанс ВКС можно проводить с использованием программного клиента через облачный сервис.

Реализацию такого сценария упрощает тот факт, что сейчас практически всю периферию можно подключить по стандартному интерфейсу USB. Более того, по мнению Дмитрия Одинцова, широкое распространение технологии USB Video device Class (UVC) ставит под угрозу будущее интерфейса HDMI для подключения PTZ-камер. При подсоединении камеры к ПК через такой интерфейс появляется возможность управлять функциями PTZ и контролировать параметры сжатия потока, при этом не нужны ни карта захвата, ни специальные драйверы.

Еще одним фактором, потенциально упрощающим реализацию концепции BYOC, стало появление на рынке решений «все в одном», объединяющих в одном устройстве высококачественную видеокамеру и спикерфон, а также укомплектованных пультом дистанционного управления функциями камеры и устройства громкой связи. Такие продукты, например, предлагает компания Logitech (см. рис. 2).

Рис. 2. На рынке появляется все больше решений «все в одном», объединяющих в одном устройстве высококачественную видеокамеру и спикерфон, а также укомплектованных пультом дистанционного управления функциями камеры и устройства громкой связи. На фото — продукт Logitech
Рис. 2. На рынке появляется все больше решений «все в одном», объединяющих в одном устройстве высококачественную видеокамеру и спикерфон, а также укомплектованных пультом дистанционного управления функциями камеры и устройства громкой связи. На фото — продукт Logitech 

 

Думается, что специализированные кодеки так просто не уступят свое место ПК с программными клиентами. Специализированное оборудование всегда обеспечивает лучшие характеристики для «своего» приложения, чем устройства широкого профиля, отягощенные многими лишними (для данного приложения) функциями. Кроме того, работа на одном универсальном устройстве нескольких приложений чревата снижением надежности, что неприемлемо в ситуациях, когда видеосвязь имеет критически важное значения для оперативного управления или других бизнес-процессов. Наконец, специализированные устройства, оптимизированные для видеокоммуникаций, в принципе, можно сделать даже дешевле высокопроизводительных ПК. В любом случае противостояние «кодеки против ПК» подстегнет конкуренцию, а значит, потребитель в конечном счете должен выиграть.

Александр Барсков, ведущий редактор «Журнала сетевых решений/LAN»