Журнал сетевых решений/LAN: Как бы вы оценили общую ситуацию в российской отрасли коммерческих ЦОДов? Какие факторы роста и факторы риска вы видите?

Павел Колмычек: Рынок коммерческих ЦОДов находится в достаточно зрелой фазе развития. Услуги уже сформированы, а стоимость сервисов достаточно стабильна; многие заказчики четко знают свои потребности и приходят к провайдерам с конкретными запросами. На мой взгляд, основной прирост в среднесрочной перспективе будет обеспечен главным образом за счет переноса серверов на коммерческие площадки в результате старения локальной инфраструктуры ЦОДов заказчиков. Кроме того, стоит отметить, что рынок продолжает консолидироваться и небольшие игроки в силу устаревания инфраструктуры ЦОДов будут вынуждены либо уходить с рынка, либо становиться реселлерами услуг более крупных и современных провайдеров. В ближайшие 3–5 лет рост рынка колокейшн сохранится в пределах 10–15% в год.

LAN: Российский рынок услуг коммерческих ЦОДов составляет 1% от глобального, тогда как доля России в мировом ВВП (рассчитанная по паритету покупательной способности) — 3,17%. Как можно объяснить такую диспропорцию?

Колмычек: Во многом это связано с тем, что в России очень высока доля компаний с государственным участием: на них приходится примерно две трети экономики. Но они практически не пользуются услугами коммерческих ЦОДов. По моим оценкам, в структуре доходов коммерческих центров обработки данных на государственных заказчиков приходится не более 5%. На Западе ситуация иная: доля госпредприятий в экономике существенно ниже, при этом они гораздо шире пользуются ресурсами коммерческих ЦОДов.

Доля рынка услуг коммерческих ЦОДов может приблизиться к доле ВВП, когда завершатся работы по формированию законодательных актов, касающихся использования государственными организациями аутсорсинговых услуг, и они начнут активно сотрудничать с ЦОДами. Но на существующих игроках рынка коммерческих ЦОДов это может отразиться несильно, так как госкомпании с высокой вероятностью будут задействовать ресурсы «Ростелекома», расширяющего свои площадки. Речь идет об инициативе по созданию гособлака и системы федеральных ЦОДов, которая сейчас находится на рассмотрении в правительстве.

Впрочем, определенные шансы получить проекты с госзаказчиками у существующих игроков, конечно, есть, с учетом их опыта, накопленной экспертизы, быстрого реагирования на запросы рынка, гибкости в плане внедрения инноваций. Эти факторы позволяют нам уверенно чувствовать себя на поле конкуренции с развивающимися государственными провайдерами услуг ЦОДов.

LAN: Как меняется или будет меняться спрос на услуги коммерческих ЦОДов в условиях цифровизации бизнеса все большего числа компаний и постепенного внедрения элементов цифровой экономики?

Колмычек: Цифровизация экономики, с одной стороны, открывает новые возможности для развития пула услуг ЦОДов, но с другой — соответствующие проекты заказчики предпочитают реализовывать своими силами. Взять, например, блокчейн. Да, у нас уже есть проекты с конкретными банками по внедрению таких решений. Но пока большинство банков, причем даже не из первой десятки, предпочитают реализовывать такие проекты самостоятельно. На мой взгляд, это объясняется незрелостью самой технологии и отсутствием ее массового проникновения на рынок. В то же время предприятия стали легче переносить в облако и в аутсорсинговые ЦОДы критическую инфраструктуру, чтобы снизить затраты и переложить риски на провайдеров услуг.

Полагаю, что цифровизация экономики сама по себе на отрасль коммерческих ЦОДов напрямую не повлияет. Скорее, влияние будет косвенным, его сейчас трудно оценить. Если цифровизация пойдет «рука об руку» с облачными вычислениями, то это позитивно скажется на рынке в целом и такие проекты будут стимулировать его рост. Но возможен и другой сценарий: цифровизация приведет к возвращению части сервисов из коммерческих ЦОДов в серверные комнаты самих заказчиков. По какому пути пойдет ИТ-отрасль, сказать пока сложно.

LAN: Ощущается ли дефицит площадей коммерческих ЦОДов в России и насколько активно будет происходить процесс строительства новых площадок?

Колмычек: Многие значительные проекты, которые воспринимаются сегодня как новые, на самом деле стартовали в 2012–2013 годы. О крупных проектах, которые начались после 2014 года, мне не известно. Причем какой-то нехватки стоек не ощущается. По ряду оценок, российские КЦОДы загружены не более чем на 70%. В любом заметном конкурсе всегда есть конкуренция, всегда есть три-пять игроков, которые готовы предоставить свои площади. С учетом предполагаемого роста экономики 1–2% в год, имеющихся площадей коммерческих ЦОДов будет достаточно еще на несколько лет.

Во многом благодаря крупным проектам, заложенным в 2012–2013 годы, на рынке практически сохранились рублевые цены, несмотря на существенное падение курса национальной валюты. Сейчас ситуация такова, что любому новому игроку выйти на рынок с предложением, в первую очередь по аренде площадей (колокейшн), затруднительно. Существующие цены не оправдают инвестиции в строительство нового коммерческого ЦОДа, поэтому мы практически и не видим новых проектов. Построить новый центр обработки данных и заполнить его за два-три года, конечно, можно, но вернуть инвестиции — маловероятно.

LAN: Но площади ЦОДов «КРОК» уже загружены более чем на 90%. Как вы видите дальнейшее развитие бизнеса без строительства новых площадок?

Колмычек: На данный момент мы, как и отрасль коммерческих ЦОДов в целом, движемся в сторону облачных вычислений, услуг IaaS (Infrastructure as a Service), управляемых сервисов (managed services), сложных комплексных услуг «поверх» выделенных инфраструктур и облаков. И этот бизнес успешно растет.

LAN: Какова доля отдельных сервисов в общем доходе и темп прироста по каждому сервису?

Колмычек: Услуги коммерческих ЦОДов занимают стабильную долю в общей выручке КРОК, несмотря на замедление темпов роста российского рынка и снижение спроса на колокейшн. По итогам 2016 года рост по данной услуге сохранился на уровне 1% в годовом выражении. Выручка от облачных сервисов по результатам 2016 года увеличилась на 43%. Основным драйвером здесь остается аренда инфраструктуры (IaaS) с двойным SLA, гарантирующим доступность серверов и производительность дисков на уровне 99,9%. Суммарный рост выручки по услугам ЦОДов составил 14,4%. На сегодняшний день в сети аутсорсинговых центров обработки данных «КРОК» резервируют инфраструктуру свыше 150 крупных российских и международных компаний, в числе которых крупнейшие банки, розничные сети, операторы связи.

Как я уже сказал, акцент смещается в сторону управляемых сервисов. В условиях увеличения спроса на управляемые услуги мы предоставляем нашим заказчикам комплексный мониторинг инфраструктуры, администрирование аппаратного обеспечения ЦОДа, поддержку резервных площадок заказчиков или комплексное обслуживание оборудования командой инженеров коммерческого ЦОДа в рамках услуги по эффективному управлению ИТ-инфраструктурой (Managed Infrastructure). Это характерно как для существующих долгосрочных проектов, так и для проектов с новыми заказчиками.

LAN: Можете привести примеры сложных комплексных услуг, предлагаемые на базе вашей сети ЦОДов?

Колмычек: Показателен пример интернет-магазинов. Некоторые из них покупают у нас «простой» IaaS и используют собственную команду системных администраторов. Но все больше заказчиков в данном сегменте предпочитают передать ИТ-инфраструктуру на аутсорсинг более профессиональной команде специалистов «КРОК». Мы занимаемся всем, включая администрирование сети, сервисов безопасности и обновлений, обслуживание всей инфраструктуры и баз данных, отслеживание загруженности дисков и пр. Для развития управляемых услуг мы ведем собственные разработки: например, у нас есть услуга «Мониторинг аппаратных компонентов ЦОДа на базе открытого ПО Zabbix», которая успешно заменяет дорогостоящие вендорские инструменты. Уже есть несколько заказчиков как раз из сферы торговли, активно пользующихся нашим сервисом.

Другой пример — миграция прикладных систем из зарубежных ЦОДов, например, для соблюдения законодательства о персональных данных. Был показательный случай, когда заказчик 31 сентября 2015 года в шесть вечера «погасил» свои сервисы за рубежом, а через сутки «поднял» их в ЦОДе «КРОК» (ситуация позволяла безболезненно отключить сервисы на сутки). Заказчик выбирал площадку с возможностью обеспечить вычислительными ресурсами весь проект в комплексе, причем он хотел получить не только ИТ-инфраструктуру (серверы, сеть, СХД), но и резервирование, сервисы безопасности, администрирование баз данных и т. д. На тот момент (начало 2015 года) это было вызовом для рынка коммерческих ЦОДов, поскольку мало кто мог выполнить все эти условия на высоком уровне. Нам, с учетом большого интеграторского опыта и широкой экспертизы в бесшовной миграции ИТ-систем, удалось решить все задачи заказчика в короткий срок.

LAN: В чем, на ваш взгляд, причина роста интереса к услугам аренды оборудования — HaaS?

Колмычек: Основная причина — это, конечно, экономия средств. Если сравнивать общую стоимость владения (TCO) за длительный период, то стоимость облачных ресурсов может оказаться дороже затрат на покупку и обслуживание оборудования. Это обусловлено значительным объемом ПО и трудозатрат, необходимых для превращения «железа» в управляемый сервис. Поэтому облако лучше подходит для задач, ограниченных во времени или предполагающих четкие пики нагрузок. Например, в онлайн-ретейле это дни распродаж и акций, а в банковском секторе — праздничные дни, во время которых в несколько раз возрастает количество транзакций. В такие моменты облако придает инфраструктуре дополнительную эластичность, расширяя ее возможности без капитальных затрат.

Помимо этого, вариант с арендой по модели HaaS нередко оказывается выгоднее, чем покупка собственного оборудования, — экономия может составить от 5% на коротких до 15–20% на длинных сроках расчета TCO за период 3–5 лет.

LAN: Я правильно понял, что HaaS по деньгам выгоднее виртуальной инфраструктуры?

Колмычек: HaaS окажется выгоднее, если заказчик готов взять вычислительное оборудование в аренду на 3–5 лет, например, под сервер для электронной почты — сервис, потребность в котором практически не будет меняться. Тогда он действительно может получить цены в два раза ниже, чем при покупке соответствующих ресурсов в облаке. Но если ему нужна инфраструктура, скажем, под интернет-магазин, нагрузка на который в преддверии 23 февраля и 8 марта вырастает в три раза, то выделенное оборудование окажется существенно дороже, чем облако.

HaaS прекрасно вписывается в модель финансирования вендоров, и мы сотрудничаем со многими из них в этом направлении, например с Dell EMC. Эта компания предлагает гибкую систему финансирования комплексных решений в одном пакете: оборудование, программное обеспечение и услуги. Это позволяет не только экономить, но и эффективно управлять ресурсами и развертывать готовые инфраструктуры без проволочек, например, на базе производительных вычислительных комплексов из семейства гиперконвергентных решений Dell EMC VxRail.

К сожалению, российские заказчики задействуют только 10% потенциала облаков. Большинство внедрений — это стандартные инфраструктуры на базе ПО VMware. И заказчики часто используют такие облака так же, как они использовали бы кластер VMware, установленный в своей серверной комнате. А ведь облако — это не просто вычислительные мощности, вынесенные в КЦОД, это не просто «VMware поверх серверов». Облако — это удобная консоль управления, высокий уровень автоматизации, выгодный биллинг, интерфейсы API для интеграции с другими системами и много чего еще. Например, публичное облако «КРОК» имеет свой API, максимально приближенный к Amazon Web Services. Это позволяет использовать широкий перечень ПО автоматизации и управления облачными инфраструктурами, доступный в отрасли. Благодаря этому международные заказчики могут легко переносить в наше облако компоненты инфраструктуры и данные, используя привычные инструменты, а российские — получать дополнительную экономию от миграции в облако.

Вместе с тем радует, что появляются заказчики, которые переходят к модели использования облака, максимально задействующей его возможности. Пример — система одного из наших заказчиков, торговой сети Castorama, реализованная с высокой долей автоматизации. Чтобы запустить дополнительный сервер, им не нужен администратор, все создается автоматически в облаке: поднимается виртуальная машина, синхронизируется с базой данных, включается в кластер, подключается к балансировщику нагрузки и т. д. Кроме того, в системе реализован мониторинг нагрузки: при ее снижении часть серверов автоматически отключается, а при увеличении — подключаются дополнительные. Очевидно, что такая облачная система существенно выгоднее содержания собственного «железа».

Проблема в том, что в России очень немного специалистов, которые умеют делать такие системы. Немного даже тех, кто знает, что так можно делать. У «КРОК» накоплена большая экспертиза по реализации подобных проектов, и это одно из наших конкурентных преимуществ. В целом облачный рынок может вырасти на порядок, когда начнут массово реализовываться проекты, подобные описанному выше.

LAN: Какие вы видите основные драйверы развития российской отрасли коммерческих ЦОДов?

Колмычек: Как я уже говорил, рынок находится в зрелой фазе, когда уже решены основные проблемы и вряд ли появятся факторы, ведущие к бурному росту. Структура портфеля услуг, предоставляемых на базе коммерческих ЦОДов, будет меняться в сторону увеличения доли облачных управляемых сервисов, что позволит заказчикам расширить возможности собственной ИТ-инфраструктуры за счет более гибкой арендной модели. Наряду с этим спрос на аутсорсинг ЦОДа и облака стимулируется законодательными требованиями в области регулирования персональных данных и импортозамещения. В этом случае переезд на аутсорсинговую площадку или миграция инфраструктуры в облако становятся в глазах заказчиков не только привлекательными сценариями снижения издержек, но и способом более взвешенного управления рисками в области обеспечения непрерывности бизнеса.

Основной драйвер — это, конечно, развитие дополнительных сервисов, таких как облачные вычисления и управляемые услуги. С точки зрения бизнеса использование коммерческих ЦОДов позволяет наращивать оборот быстрее, чем обращение к услуге колокейшн, но требует наличия серьезной экспертизы. Существующие на рынке кризисные явления не мешают, а иногда даже помогают развитию этой тенденции, которая на ближайшие два-три года станет доминирующей. Что касается существенного роста продаж стойко-мест, то он возможен только при увеличении темпов развития экономики страны в целом.

Беседовал Александр Барсков, ведущий редактор «Журнала сетевых решений/LAN»