Медицинская ассоциация Австралии (Australian Medical Association, AMA) продолжает лоббировать отмену правительством принципа занесения данных в национальную систему электронных медкарт только с согласия пациентов (opt-in). Стоимость проекта по созданию системы оценивается почти в 500 млн долл. В ассоциации хотят, чтобы система работала по принципу opt-out: данные заносятся в любом случае, а позднее пациенты могут закрыть доступ медицинских учреждений к информации о себе. Как считают в AMA, схема opt-in подрывает миссию системы, состоящую в улучшении работы здравоохранения.
В комментарии к «Законопроекту о контролируемых потребителями электронных медицинских картах» президент AMA Стив Хэмблтон заявляет, что принцип согласия мешает системе выполнять свою задачу, состоящую в сокращении числа медицинских ошибок.
«Если врачи будут постоянно терпеть неудачи, пытаясь найти электронную медкарту пациента, они вообще откажутся от использования системы, — считают авторы документа. — В конечном итоге это приведет к слишком низкому уровню ее применения в медицинских учреждениях. Может пройти еще много лет, прежде чем электронные медкарты станут общеупотребительным инструментом здравоохранения».
Бывший министр здравоохранения Никола Роксон обнародовала статистику медицинских ошибок и лишних анализов по больницам Австралии, но при этом правительство не опубликовало сведения о доле населения, пользующегося системой электронных медкарт.
«Насколько нам известно, правительство не представило данных в подтверждение того, что принцип согласия обеспечит необходимый уровень внедрения системы, — продолжают авторы. — Гораздо более простой и эффективной была бы схема opt-out. Подавляющее большинство пациентов хотели бы, чтобы у их врачей был доступ к их медицинской истории, так как это позволит назначать оптимальное лечение. В соответствии с принципом opt-out потребители, у которых есть опасения по поводу сохранности личной тайны, или те, кто не хочет, чтобы медики имели доступ к информации о них, смогут впоследствии заявить об отказе участвовать в системе».
По мнению Хэмблтона, пациентам, которым действительно нужны электронные медкарты, например пожилые, смогли бы в таком случае получать пользу от системы, не выполняя регистрацию, необходимую сейчас.
В комментарии также отмечается обеспокоенность AMA по поводу опасности роста «информационного хаоса», уже ощущаемого врачами в связи с вводом в действие системы, в нынешнем виде требующей выполнения значительного объема административных задач.
«Если врачам придется отрываться от работы, чтобы проверить, есть ли у пациента электронная карта, а потом выяснится, что ее нет, качество обслуживания может только ухудшиться, — считает Хэмблтон. — На сегодня не было опубликовано никаких данных, оценивающих влияние применения системы на работу медучреждений. От уже внедривших систему больниц нет никаких отчетов, которые продемонстрировали бы, как система работает на практике. Между тем такая информация крайне важна, чтобы помочь врачам частной практики и крупным медучреждениям начать применять электронные медкарты в повседневной работе».
Помимо этого, есть немало факторов, отпугивающих врачей от применения системы: дополнительные риски, расходы и необходимость тратить время на создание совместно используемой информационной сводки по пациенту.
«Необходимо предусмотреть возможность выплаты возмещения медучреждениям за работу по созданию совместно используемых сводок», — подчеркивается в документе AMA.
В ответном комментарии Национальное управление по переходу на электронное здравоохранение, отвечающее за развертывание системы электронных медкарт, признает наличие опасений по поводу контроля потребителей над своей информацией в электронных картах, но сообщает, что не планирует отказываться от принципа согласия.
«Некоторые врачи высказывают опасения, что если потребители смогут ограничивать доступ к информации о себе в картах, это создаст риск медицинских ошибок, так как поставщики медуслуг будут обосновывать свои решения, руководствуясь лишь частичными сведениями», — говорится в комментарии ведомства.