Информатизация здравоохранения могла бы избежать участи множества отечественных начинаний, которые претворялись в жизнь в отсутствие тщательно проработанной концепции: Минздравсоцразвития заявляло о намерении такую концепцию представить. Однако вместо концепции информатизации отрасли на свет появилась концепция создания информационной системы здравоохранения, которую Олег Симаков, директор департамента информатизации Минздравсоцразвития, тем не менее считает равнозначной отраслевой. Документ до сих пор не согласован, хотя именно на его основе должна строиться программа информатизации здравоохранения, которую министерство обязано представить в правительство. Президент России Дмитрий Медведев, выступая в Твери на заседании Совета по развитию инфомационного общества, уже высказал недовольство отсутствием этих документов и торможением процесса информатизации здравоохранения в целом.
Рабочая группа, сформированная Ассоциацией развития медицинских информационных технологий (АРМИТ), предложила свой вариант отраслевой концепции. Она призвана определить приоритеты финансирования в области медицинских ИКТ, задать инвесторам ориентиры для концентрации финансовых ресурсов на наиболее принципиальных участках. Кроме того, в ней ставится цель закрепить в общественном сознании (в первую очередь в сознании работников здравоохранения) убеждение, что компьютер — не просто разновидность техники, а средство управления и поддержки принятия врачебных решений.
В проекте документа сформулированы основные принципы информатизации здравоохранения РФ, задачи в области нормативного, организационного, технического и информационного обеспечения, стандартизации, а также образования в сфере медицинских ИКТ. Концепцией предусмотрено компьютерное моделирование взаимодействия участников медико-технологического процесса, деятельности медицинских организаций, экспертизы качества медицинской помощи, а также распознавания наиболее значимых заболеваний и патологических состояний. Проект содержит положения о единой системе идентификации и регистров пациентов, медработников и медучреждений, а также сертификации медицинских ИКТ. Объем финансирования ИКТ в медучреждениях, cогласно проекту, следует довести как минимум до 5% общего бюджета учреждения (это фактически сложившийся в мире уровень затрат).
Раздел, описывающий социально-экономический эффект от реализации концепции, создатели версии АРМИТ позаимствовали из проекта Минздравсоцразвития, дополнив его конкретными результатами для пациентов, медицинских учреждений и органов управления здравоохранением. По мнению разработчиков, подавляющее большинство задач, поставленных в концепции, может быть выполнено до конца 2012 года.
Проект концепции был представлен на недавнем симпозиуме «Medsoft Форум 2010» и сразу вызвал критические замечания. «Решающее слово в постановке задач должны сказать медики, а «айтишники» должны ответить, возможно ли это», — считает заведующий кафедрой Медицинской информатики и управления РАМН Дмитрий Венедиктов. Однако пока медики молчат, средства, выделяемые из бюджета на информатизацию здравоохранения, растворяются без какого-то ощутимого эффекта для отрасли. (Напомним, что в течение двух ближайших лет на внедрение современных информационных систем в здравоохранении предполагается направить порядка 24 млрд руб.)
Президент АРМИТ Михаил Эльянов надеется, что труд создателей концепции не пропадет даром, ведь Симаков неоднократно заявлял о готовности его ведомства рассмотреть конкретные предложения участников отрасли. Ассоциация готовит пакет таких предложений, включающий целый пул перспективных проектов со сроками реализации от полугода до трех лет. Среди собранных ею предложений — разработка руководства по обеспечению интероперабельности в здравоохранении, модификация системы образования врачей, создание системы дистанционного мониторинга состояния пациентов во внегоспитальных условиях, организация производства программно-аппаратного комплекса для трехмерного моделирования анатомических структур и функций органов человека, применяемого в диагностике, планировании и контроле хирургического лечения.
Лучший контролер
На симпозиуме также повторили «на бис» и обстоятельно обсудили два лучших доклада, прозвучавших на апрельской конференции Medsoft: об эффективности цифрового здравоохранения в денежном выражении и о персональных электронных медкартах.
Согласно исследованию, проведенному Gartner в шести европейских странах, основной мотив внедрения медицинских ИТ — непрерывное удорожание системы здравоохранения: за последние 50 лет затраты на нее выросли в среднем в три-четыре раза, достигнув 11% ВВП. Главными результатами внедрения электронного здравоохранения, которые можно измерить, аналитики считают повышение качества лечения, доступности медицинской помощи, безопасности пациентов и их вовлеченности в процесс лечения. Последний показатель — проявление относительно свежей мировой тенденции, которую лучшие российские клиники уже успели взять на вооружение.
«Лучший контролер качества — сам пациент», — считает Виталий Беседа, директор службы ИТ компании "Медицина". Вот уже три года как в компании практикуется выдача пациентам дисков с полной информацией об их обслуживании — либо по их запросам, либо по истечении срока договора. Протоколы приема публикуются на сайте, так что пациенты могут проверить, все ли врач сделал надлежащим образом, проконсультировавшись со специалистами другой клиники. С началом публикации протоколов пациенты сразу обнаружили нестыковки, указывавшие на получение денег врачом, минуя кассу, и на «приписки» приемов, которые на самом деле не проводились. Как только персонал понял, что ситуация стала прозрачной, подобные случаи прекратились.
Есть и еще один аспект «давления» пациентов на медиков в эпоху Интернета. Сегодня, приходя из клиники, пациент набирает в поисковой системе услышанные от врача ключевые слова и получает тысячи точек зрения на свою проблему. Таким образом образуются вопросы, с которыми пациент приходит на следущий прием.
По мнению Олега Медведева, завкафедрой факультета фундаментальной медицины МГУ им. М. В. Ломоносова, такая «система взаимного образования» хороша как для врачей, так и для пациентов. Более высокая грамотность пациентов стимулирует врачей к непрерывному повышению квалификации, вместо его формального «прохождения» раз в пять лет. С другой стороны, чем больше человек заинтересован в информации о собственном здоровье, тем больше он склонен сделать реальные шаги к здоровому образу жизни. А значит, труд его лечащего врача будет более эффективен.
Когда речь идет о поиске информации медицинского характера, особенно важно отделить ее от информационного шума, наводняющего Интернет. По статистике примерно 61% взрослых пользователей сети регулярно ищут медицинскую информацию, однако 75% из них никогда не проверяют ее достоверность.
В какой-то степени решению вопроса о достоверности найденной в Интернете информации способствует сертификация медицинских сайтов. Например, во Франции медицинские сайты должны быть аккредитованы и сертифицированы по закону. Бесплатной сертификацией медицинских информационных ресурсов занимается международный фонд Health on the Net, в базе данных которого свыше 7,2 тыс. сайтов из 102 стран мира. По словам главного эксперта HON Михаила Мизина, сертификаты фонда получили большинство европейских и американских медицинских ассоциаций, есть и первые примеры сертифицированных российских медицинских сайтов. Аудиторы HON проверяют соответствие содержимого сайта формальному набору этических принципов, в том числе наличие корректных ссылок на научную литературу и исследования. При этом они не углубляются в суть медицинской информации как таковой, хотя существует механизм отсечения заведомо вредоносных сайтов, предлагающих, например, универсальное средство от всех болезней. HON также разрабатывает собственную систему поиска по сертифицированным сайтам.
Сведения, почерпнутые пациентом из такого рода источников информации, могут сделать его разговор с доктором действительно полезным для обеих сторон.