На фоне всеобщего экономического пессимизма отрадно встретить на горизонте ИТ-рынка островок надежды, тем более что он связан с главной ценностью человека – здоровьем. Кризисная ситуация позволит российскому рынку информатизации здравоохранения совершить рывок. В этом убежден Роман Сабиров, руководитель отдела "Здравоохранение" департамента по работе с государственными и общественными организациями российского офиса Microsoft, давший интервью проекту MedIT.

- Как вы оцениваете ситуацию в области информатизации здравоохранения? Отличается ли она от ситуации на ИТ-рынке в целом?

Дело времениСитуация не так печальна, как ее обычно рисуют. У каждой страны и каждого оператора информатизации здравоохранения есть свои проблемы, которые с переменным успехом решаются. Если смотреть на отечественный ИТ-рынок в целом, то здравоохранение - одна из наиболее отсталых сфер, наряду с информатизацией муниципальных учреждений. Уровень информатизации здравоохранения существенно отличается от региона к региону, сильно коррелируя с дефицитностью местных бюджетов. Информатизации хотели бы уделять внимание, но либо нет должного финансирования, либо не хватает специалистов, либо не до конца понимается роль ИТ в процессе лечения и профилактики заболеваний.

На днях я общался с главврачом одной из московских детских поликлиник. На его рабочем месте нет компьютера, а ассистент использует ПК для формирования отчетов. Всего в этой поликлинике десять ПК, существенно ниже тех среднестатистических 37, что фигурируют в официальных отчетах.

Сравнивать Россию с Голландией, Швецией, другими странами Западной Европы некорректно. Слишком разнятся и размер, и климатические условия, и численность населения, да и исторически там системы здравоохранения строились по-иному. Они более коммерциализированы, и источником финансирования является бюджет самого медучреждения, которое зарабатывает и тратит на свои нужды согласно собственным приоритетам. Нам до этого далеко.

Но, думаю, российское здравоохранение имеет шанс на развитие информатизации. Поговаривают о включении в бюджет ОМС отдельной строки “Информатизация” для конкретных учреждений. Это, безусловно, помогло бы.

- Жаль, что это остается на уровне кулуарных обсуждений. Пожалуй, помимо стандартов, это ЛПУ нужно в первую очередь.

Бюджетная политика позволяет перенаправлять средства различных статей на реализацию конкретных инициатив. Примером может служить использование статьи “Административные расходы”: можно и компьютер, и программы к нему приобрести. Но, конечно, наличие отдельной статьи означает и повышение ответственности за адекватное использование денег, и конкретизацию задач, решаемых на уровне ЛПУ.

- Проблеме информатизации РФ в целом и здравоохранения в частности сейчас уделяется внимание на самом высшем уровне. Приносит ли это рынку что-либо кроме надежд?

Три - пять лет назад рынок медицинских информационных систем был в зачаточном состоянии: единичные местечковые внедрения, огромное число разработчиков, реализующих отдельные элементы для учреждения, рядом с которым они находятся, и небольшие средства, выделяемые на информатизацию, в основном на приобретение оборудования. Основные инвестиции шли в рамках программ ОМС.

Дело времениЗа последний год с небольшим ситуация разительно изменилась. И президент огласил намерение развивать отечественное здравоохранение, и кабинет министров много времени посвящает социальной сфере, и глава Минздравсоцразвития уделяет достойную долю своего внимания задачам информатизации. Возникает понимание, что без информатизации не достичь целей, которые ставятся в рамках Концепции развития здравоохранения до 2020 года. Все это, безусловно, придает стимул рынку. Разработчики укрупняются. Зачастую они используют устаревшие технологии и не имеют возможности сделать качественный скачок. И тогда на помощь приходят такие вендоры, как Microsoft, и предлагают инструменты, позволяющие видоизменять, дорабатывать программы в соответствии с требованиями, которые выдвигает современное здравоохранение.

Профессиональное сообщество - ИТ-специалисты, сотрудники МИАЦ, региональные минздравы, социальные фонды - внимательно смотрит за процессами, идущими в Минздравосоцразвития. Очень важным является создание департамента информатизации; теперь внутри министерства есть структура, отвечающая за информатизацию отрасли. И действия департамента направлены в первую очередь на качественное изменение отрасли.

В частности, победителем конкурса по разработке проектной документации и требований на экспертное сопровождение (проектный офис) создания информационной системы в здравоохранении, обеспечивающей, в том числе, персонифицированный учет оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации, сейчас готовится крайне важный документ. Если исполнителям этого проекта удастся описать стандарты информационного обмена на уровне медучреждения, это надолго определит то, какая информация должна формироваться в ЛПУ и каким способом она будет передаваться медицинскими системами. А это еще один значимый толчок в развитии экосистемы разработчиков, что крайне интересно и нам. Мы активно развиваем эту систему, желая довести до 300 число партнеров, работающих для здравоохранения.

- Вы считаете, что задача исполнителей проекта - разрабатывать стандарты? Ведь этим занимается отдельная структура...

Да, ЦНИИ ОИЗ занимается в том числе разработкой стандартов. А системный проект - это госзаказ на выполнение определенных работ, который позволит конкретному исполнителю, а не теоретикам показать заказчику весь спектр задач, требующих решения. Хотя, конечно, для максимально качественного выполнения данной работы правильнее было бы взаимодействовать с этим институтом.

- По вашему мнению, упомянутая концепция отвечает своему назначению? У меня сложилось впечатление в ее некоторой эклектичности...

Наличие долгосрочного документа, фиксирующего цель, лучше, чем отсутствие оного. Прежде никто не понимал, куда все движется. Документ показывает - безусловно, частично - направление движения. Конечно, он потребует доработки. Но я считаю, этот документ достаточно грамотно разработан. Я участвовал в его обсуждении и вносил предложения; некоторые из них были учтены.

- В будущем году планируется начать пилотные проекты по созданию систем персонифицированного учета и социальных карт. Как вы видите свое участие в этом масштабном проекте?

Нам интересно, чтобы в пилотных зонах использовались самые современные технологии. Для развития программных продуктов наших партнеров на недавно созданной площадке Технологического центра Microsoft мы создаем пул партнерских стендов, где можно будет посмотреть, как работают их решения. Конечно, нам интересно, и как будет задействовано ПО, уже имеющее примеры внедрения. Думаю, в рамках системного проекта его будут использовать и дорабатывать, постепенно выравнивая и выводя на необходимый уровень.

- Каковы ближайшие перспективы сегмента информатизации здравоохранения?

Полагаю, 2010 год будет трудным из-за значительных сокращений бюджетных средств. Вряд ли будут остановлены работы по текущим проектам, но замедлятся работы по новым. Что касается развития, думаю, оно не будет заморожено. Но обострившаяся конкуренция заставит наших партнеров повышать качество своих продуктов и услуг и продавать их по меньшей цене. Это позволит рынку в ближайшие два-три года сделать рывок. Победит тот, у кого заказчики проявят максимальную лояльность. Не многие понимают важность этой задачи, но постепенно такое понимание приходит.

Разработчики не складывают оружие, более того, активно участвуют в различных программах, в том числе и объявляемых Microsoft. Например, недавно завершился конкурс на лучшую медицинскую информационную систему. Участие в подобных конкурсах дает им возможность оценить качество своего продукта, увидеть тенденции. В целом динамика положительная. Она замедлилась в начале нынешнего года, но постепенно будет набирать обороты в 2010 году, хоть и не так быстро, как хотелось бы. В 2011 году в отрасли ожидается большая динамика – это обусловлено как появлением новых решений, так и ростом потребности в новых технологиях со стороны ЛПУ.

- Насколько активны сегодня в информатизации коммерческие клиники?

Основная задача коммерческой клиники - попасть в программу добровольного медицинского страхования, чтобы получить постоянный источник клиентов. Вторая задача – обеспечить качество услуг. Например, стоматологическим клиникам необходимо вести историю посещений, напоминать пациенту о визите, фиксировать план лечения. В детских коммерческих поликлиниках крайне важно качество услуг для новорожденных, чтобы мамы потом выбрали эту же поликлинику для наблюдения ребенка от года до трех лет, что фиксирует план продаж услуг на длительный промежуток времени. Менеджмент частных медучреждений понимает, что информатизация - один из механизмов, который позволяет существенно повысить качество. Они видят в ИТ один из способов повысить качество услуг и рассматривают как отечественные, так и зарубежные системы. Для них не так критично, что решение дороже, если оно способно значительно повлиять на качество.

- С такими клиентами работать проще?

Конечно, они принимают решение исходя из устоявшихся бизнес-критериев. Свежий пример – наши партнеры решали для коммерческой клиники задачу введения дифференцированной оплаты труда на основании показателей деятельности врача. Требовалось разработать список этих показателей, понять, каким образом фиксировать их в информационной системе, как строить отчетность и стыковать систему фиксации отчетности с системой заработной платы. Разница между бюджетными и частными клиниками в том, что первые по-прежнему смотрят на информатизацию в основном через призму отчетности и упрощения этой задачи. Они смотрят на ОМС, Минздрав и ждут, что им предложат бесплатно. Впрочем, осознание того, что за информатизацию надо платить, постепенно приходит и к ним: бесплатно можно получить только ограниченную функциональность.

- Какова доля бюджетных клиник среди ваших заказчиков?

Подавляющая.

- То есть заметной роли частные клиники не играют?

Пока нет.

- Их слишком мало? Ведь в информатизации они более активны...

Частные клиники немногочисленны, но их бюджеты на информатизацию больше, и они охотнее тратят средства на информационные системы. Бюджетные клиники в финансовом плане менее защищены, и нам, как компании, ориентированной на социальную сферу, важно знать, чем мы можем помочь. Наши усилия направлены на то, чтобы сделать внедрение максимально удобным, мы предлагаем услуги, начиная от бесплатных курсов, мастер-классов и заканчивая методиками, передаваемыми заказчикам бесплатно. Молодым ИТ-директорам, которые сейчас уже приходят в крупные медицинские центры, не надо изобретать велосипед, есть готовый документ, к которому можно делать свои дополнения.

- Что является основным камнем преткновения? Какие препятствия на уровне государства и на уровне ЛПУ надо преодолеть, чтобы отрасль, нуждающаяся в информатизации, действительно начала ею заниматься?

Некоторые главврачи заставляют подчиненных вводить информацию на ПК, что в принципе правильно, это элемент обучения и в итоге упростит их работу. Но когда у врача, отстоявшего шесть часов за операционным столом и не "дружащего" с ПК, требуют сдать отчетность в электронном виде, это естественно, вызывает отторжение.

Дело времениС моей точки зрения, основное препятствие - неготовность медицинского персонала, его непонимание, зачем нужна информатизация. К тому же еще не сформировалось видение, что будет с этой информацией дальше, после того как врачей заставят фиксировать электронную историю болезни. Будет ли врач использовать то, что он написал пять лет назад? Будет ли оперирующий врач читать написанное врачом первичной помощи? Сегодня ответ на эти вопросы отрицательный, потому что врач несет личную ответственность и не доверяет ни чужим диагнозам, ни результатам анализа из чужой лаборатории. Эта культура не изменится за три года. Такие процессы затягиваются на десятилетия.

Но, надеюсь, лет через 15-20, когда появятся информационные носители, может даже встроенные в человеческое тело, устройства, считывающие информацию, и клиницисты, “на лету” обрабатывающие ее с помощью методов искусственного интеллекта, врач будет принимать решения с учетом всей доступной информации.

- Количество ЛПУ, использующих клинические информационные системы, то есть системы автоматизации самого лечебного процесса, крайне мало. Планируете ли вы повлиять на увеличение их числа, может быть, посредством партнеров?

Клинические системы мало используются потому, что до сих пор через ОМС финансировалось решение задачи сбора отчетности. Кроме того, любое учреждение начинает автоматизацию с учета товарных запасов, финансового учета, выдачи зарплаты, кадров. Наше здравоохранение пошло по классической схеме, мы сегодня хорошо считаем зарплату, остатки "расходников" в стационаре.

Мой прогноз: мы будем использовать клинические системы, но для этого нужна воля руководителей и требования к информации, сформированные на федеральном уровне. В наборе компонентов системы для ЛПУ, разумеется, присутствует часть, связанная с лечебной деятельностью. Немногие наши партнеры идут на создание полнофункциональных продуктов. Но мы принципиально не влияем на функциональность, мы можем только рассказывать о бизнес-возможностях, которые открывает набор таких продуктов. И, со своей стороны, работая с федеральными и региональными ЛПУ, формируем спрос, рассказываем о преимуществах автоматизации того или иного процесса.

 - Что вы думаете о едином идентификаторе гражданина как базе для обеспечения интероперабельности всех информационных систем?

Наличие единого реестра граждан России - это правильное направление. Неплохой вариант такого идентификатора с точки зрения охвата населения – страховой номер индивидуального лицевого счета, СНИЛС, у него охват максимальный. Идентификатор должен присваиваться при первом обращении человека в государственные органы, при регистрации новорожденного. Но, наверное, революционный путь перехода к такой схеме не совсем оптимален с финансовой точки зрения.

- Насколько востребованы в России ваши платформенные решения, общеизвестно. А как обстоит дело с отраслевыми решениями?

Microsoft предлагает для здравоохранения архитектуру решения, базовые продукты - это фундамент. Плюс методики его использования для федерального, регионального уровня, на уровне ЛПУ.
На основе этого фундамента строятся партнерские решения и наши собственные решения. В их числе продукты семейства Microsoft Dynamics, а также медицинская аналитическая система Amalga UIS и госпитальная система Amalga HIS.

Несколько особняком стоит Healthvault – Interntet-портал, где пользователь может хранить свою медицинскую информацию. У портала есть приложения, позволяющие стыковаться с оборудованием, например с часами, измеряющими давление и частоту пульса.

Amalga и Healthvault в России не продаются, и планов по их продаже пока нет.