Благодаря федеральной программе стимулирования здравоохранения США, на которую выделяется 787 млрд долл., эта отрасль имеет все шансы нежданно-негаданно превратиться в настоящий питомник информационных технологий. Президент Обама заговорил о компьютеризации всех больниц и врачебных кабинетов, с помощью которой предполагается ликвидировать непроизводительные затраты времени и минимизировать число ошибок, ежегодно обходящихся государству в миллиарды долларов и тысячи человеческих жизней.
На устранение недостатков учреждениям здравоохранения, использующим ИТ, в ближайшие пять лет планируется выделить 50 млрд долл. Уже в 2011 году сумма вливаний составит 19 млрд долл. Тем же, кто до 2015 года не внедрит у себя эффективные информационные технологии, грозит финансовое наказание, которое выразится в сокращении на 1% страховых выплат в рамках федеральной программы медицинской помощи престарелым. К 2017 году сокращение достигнет уже 3%.
Расходуя ресурсы, нанимая персонал и пытаясь предугадать, какие стандарты установят стимулирующие фонды Обамы, руководители ИТ-служб отрасли здравоохранения должны задуматься и о тщательном отборе поставщиков, которые с жадным блеском в глазах начнут в большом количестве слетаться на раздачу.
"Сегодня мы все чаще подвергаемся набегам непрошеных гостей, которые норовят всучить нам очередную электронную систему медицинских карт, -- заметил вице-президент медицинского центра Mount Sinai по вопросам ИТ Пол Контино. -- Поставщиков и консультантов охватило настоящее безумие. В эту драку ввязалась даже розничная сеть Wal-Mart, предлагающая в торговых центрах Sam's Club комплект из оборудования Dell и программного обеспечения eClinicalWorks стоимостью 25 тыс. долл."
Понятно, что большинство ИТ-директоров не станут осуществлять закупки в Sam's Club, однако для этого есть масса других мест. Многие продукты не отличаются достаточной зрелостью, а среди пользователей этих систем можно встретить самых разных людей, начиная от горячих энтузиастов и заканчивая врачами и медсестрами, которые обладают богатым послужным списком в области медицины, но не имеют никакого представления об информационных технологиях.
Многие руководители ИТ-служб предприятий отрасли здравоохранения заняты укреплением отношений с другими представителями высшего руководства, а между тем сроки поджимают, финансовые риски не просчитаны, а не в меру активные поставщики так и вьются вокруг, стремясь урвать свой кусок. Немало полезных идей члены сообщества ИТ-директоров могут позаимствовать и у своих медицинских коллег, утверждающих у руководства новые проекты и определяющих амбициозные цели, вокруг которых объединяется вся компания.
Призрак прошлых неудач
Точные условия получения руководителями ИТ-служб финансового стимулирования станут известны в лучшем случае к концу текущего года. Вместе с тем уложиться в сроки, отведенные Обамой, им удастся, только если начать внедрять базовые системы (в частности, для ведения электронных медицинских карт) уже сейчас.
В сложившейся ситуации, согласно опросу 200 руководителей ИТ-служб, проведенному исследовательской компанией Computer Economics, операционные бюджеты ИТ-служб медицинских учреждений в этом году увеличились на 4,7%. Между тем в других отраслях роста затрат не наблюдается. Кроме того, организации, работающие в сфере здравоохранения, стали активнее набирать новый персонал. В текущем году 46% ИТ-служб подверглись сокращению штатов, а в области здравоохранения у 27% организаций, напротив, наблюдалось увеличение числа технических должностей.
Положение на рынке электронных медицинских систем напоминает сегодня бум ERP начала 90-х годов прошлого века: множество продавцов, заоблачные обещания и ошеломляющие суммы потраченных денег. В отрасли здравоохранения центральное место отводится системам электронных медицинских карт (Eectronic Medical Records, EMR), на которые возложена задача перевода сведений из карт пациентов в цифровую форму. Но для того чтобы больница соответствовала представлениям Обамы, потребуется гораздо больше компонентов, помогающих отслеживать выписку электронных рецептов, автоматизировать процедуру назначения на обследование и лечение, оцифровывать, хранить и извлекать результаты лабораторных исследований и снимки. Этот перечень можно продолжать и усложнять до бесконечности.
Если все сделано правильно, медицинская организация должна перейти фактически на безбумажные технологии, позволяющие в режиме реального времени получать доступ ко всей информации пациента и вырабатывать план медицинского вмешательства на основе детального анализа того, что ему ранее помогало, а что нет. Такой подход способствует повышению эффективности лечения. Как заметил директор ИТ-службы компании Kaiser Permanente Фил Фасано, роль бизнеса заключается в том, чтобы организовать переход от лечения заболеваний к "распространению здоровья". Это жизненно важный стратегический сдвиг. "Однако на пути к этой цели люди пытаются в кратчайшие сроки добиться слишком многого, а потому терпят неудачу, -- подчеркнул директор ИТ-службы и финансовый директор центра Hawaii's Hilo Medical Center Мани Этвал. -- Меня бросает в дрожь, когда я вспоминаю, как ИТ-лидеры занимались развертыванием совершенно новых и неизвестных тяжеловесных систем ERP при полном отсутствии поддержки со стороны других представителей руководства высшего звена".
Грамотные руководители ИТ-служб понимают, что в данном случае им требуется не тот, кто готов автоматизировать уже существующие процессы, а тот, кто способен внедрять совершенно новые бизнес-модели, -- добавил Контино. -- Успех лежит не в сфере технологий, а в области управления".
Обманутые ожидания руководства
Годовой оборот сети медицинских стационаров Virtua Health в городе Марлтон (шт. Нью-Джерси) составляет около миллиарда долларов. На протяжении многих лет здесь использовалось медицинское программное обеспечение компаний GE Healthcare, Siemens и ряда других поставщиков. Но генеральный директор Virtua Health Ричард Миллер по-прежнему выражает недовольство. Связано оно с тем, что до сих пор ни один из больничных процессов не автоматизирован от начала и до конца. Медсестры, к примеру, заводят на нового пациента электронную медицинскую карту, а врачи продолжают выписывать рецепты на бумаге.
"Будучи генеральным директором, я устал выслушивать замечания о том, что функциональность системы используется на 20%", -- вспоминал Миллер. "В определенной степени все это объяснялось устаревшими методами работы и устойчивым сопротивлением проведению каких-либо изменений", -- вторит ему директор Virtua по операциям Нинфа Саундерс. Миллер, Саундерс и прочие руководители Virtua решили переоборудовать свои клиники в специализированные центры мирового класса, предназначенные, в частности, для лечения женских и сердечно-сосудистых заболеваний. "Мы четко дали понять, что больше не хотим прозябать на среднем уровне", -- указал Миллер.
В 2006 году компания Virtua внедрила у себя систему электронных медицинских карт, стремясь использовать как можно больше функций уже имеющихся продуктов (GE Centricity PACS, базы данных и набора инструментов для интеграции Microsoft Amalga, а также Siemens Healthcare Soarian). В прошлом году Миллер назначил ИТ-директором Virtua Эла Кампанеллу из консультационной фирмы Deloitte Consulting.
Общая стоимость проекта оценивается в 125 млн долл. Работы планируется завершить в 2011 году созданием новой "фактически безбумажной" клиники. Однако, прежде чем тратить деньги на программное обеспечение, все руководство Virtua, начиная от генерального директора и далее вниз, внимательно изучило технологии Six Sigma и бережливого управления. "Нам нужно было понять, с чего начинать, каким образом расставлять приоритеты и какие организационные и технологические навыки впоследствии понадобятся", -- пояснил Миллер.
Представители высшего руководства совместно с техническим и медицинским персоналом нарисовали схемы всех основных (и многих более мелких) процессов, выполняемых в клинике. Человеку со стороны придется немало потрудиться, для того чтобы расшифровать смысл совокупности овалов, прямоугольников и квадратиков, соединенных множеством разноцветных стрелок. В ходе составления схем сотрудники Virtua обнаружили, что в клинике используются более тысячи различных бумажных форм. Перестройка потоков работ и внедрение новых технологий позволили сократить это число до 200, причем все формы представлены в новой информационной системе в электронном виде.
"Наложение ИТ на фрагментированные процессы ничего не решает, -- заявил Миллер. -- Победителем становится тот, кто выстраивает единую схему потоков на базе информационных технологий".
В договорах, которые подписывает руководство Virtua, присутствует пункт, в соответствии с которым поставщики перед развертыванием нового программного обеспечения обязаны составить схему бизнес-процессов.
Помимо привлечения к управлению ИТ-проектами руководителей высшего звена, в компании создается специальная группа врачей-консультантов, которая следит за тем, чтобы разрабатываемый продукт отвечал заданным спецификациям. Миллер, Саундерс и Кампанелла ежемесячно в обязательном порядке подводят промежуточные итоги внедрения концепции Six Sigma. "Этот вопрос даже не обсуждается, -- подчеркнул Миллер. -- Мы никогда не поручаем проведение совещаний другим людям, и всегда присутствуем на них лично".
Борьба за потребителей
Правило "Купи товар и получи другой бесплатно", возможно, здесь и не работает, но, как и в любом другом бизнесе, клиники ведут борьбу за клиентов. По темпам внедрения ИТ медицина отстает от других отраслей, невзирая на предоставляемые новыми технологиями конкурентные преимущества. "К примеру, полнофункциональными системами ведения электронных медицинских карт оснащены лишь 1,5% клиник в США, -- сообщил Фасано. -- В этой сфере люди привыкли выполнять все операции вручную, без помощи электронных средств".
Мы знаем, что автоматизация привлекает клиентов. По оценкам компании NCR, 62% клиентов предпочли бы клинику, позволяющую осуществлять запись на прием, заполнение форм и оплату счетов в электронном режиме. Да, NCR продает медицинским организациям специальные киоски, и указанные цифры, вне всякого сомнения, фигурируют в каждом предложении о продаже. Однако результаты опроса показывают, что люди хотят еще более широкого применения информационных технологий в медицинской отрасли. К примеру, 52% клиентов воспользовались бы возможностью регистрации записи на прием с помощью мобильных устройств. Впрочем, предоставление пациентам, вооруженным смартфонами iPhone, доступа к календарю врачей -- это не то, о чем говорил Обама. В данном случае речь не идет о "существенной пользе" от информационных технологий, ради которой имеет смысл применять меры стимулирования.
До сих пор представители федеральной группы, отвечающей за выработку требований, заявляли, что клиники должны использовать системы электронных медицинских карт для контроля за выписыванием лекарственных средств, получения доступа к лабораторным анализам и регистрации данных о достигнутом в ходе лечения пациентов прогрессе. В кабинетах врачей на смену бумаге должны прийти электронные средства записи пациентов, а в электронных системах клиник должны регистрироваться по крайней мере 10% медицинских предписаний. Страховые требования необходимо подавать в электронном виде через кабинеты врачей, клиники или больницы. "Информационные технологии вправе рассчитывать на поддержку руководителей высшего звена, -- заметил старший вице-президент и директор ИТ-службы компании Riverside Health System Джон Стэнли. -- Вопрос лишь в том, как этим грамотно воспользоваться. Мы начали внедрять автоматизированные системы ведения карт пациентов 13 лет назад. Последние инициативы правительства ускорили ход реализации подобных проектов". Сегодня компания предлагает две разные системы ведения электронных медицинских карт. Главным ее клиентом является многопрофильная группа Riverside Medical Group, объединяющая около 400 различных специалистов. Многие врачи в настоящее время используют систему компьютерной регистрации назначений на обследование и лечение, а также функции электронной выписки рецептов. В подразделении Acute Care развернута система электронных записей и две системы обмена информацией. Механизмы компьютерной записи на обследование и лечение внедрены в ряде клиник и используются врачами, работающими в стационаре.
Технологическим проектам подобного рода отдается предпочтение перед другими инициативами. Под них выделяется финансирование и набирается необходимый персонал. Ожидается, что в период с 2011 по 2015 год клиника получит за внедрение соответствующих систем около 20 млн долл. Это хорошие деньги для некоммерческой организации.
"Для тех, кто еще и не приступал к автоматизации, 2011 год наступит очень быстро", -- отметила Аурелиа Бойер, директор ИТ-службы компании New York Presbyterian с оборотом 3 млрд долл. и стационаром, рассчитанным на 2200 коек.
"Мы встали на этот путь еще до того, как был избран Обама, -- подчеркнула Бойер, имеющая наряду с дипломом MBA еще и квалификацию медсестры. -- Не начав, вы никогда не дойдете до конца. В конечном итоге наша клиника получила возможность потратить десятки миллионов долларов. Недавно в New York Presbyterian завершилось строительство Web-портала, в основу которого были положены технологии Microsoft HealthVault. Теперь пациенты имеют доступ к своим медицинским картам и могут запрашивать предписания и оплачивать счета. Для открытия информации пациентам требовалась поддержка руководства высшего звена. Разблокирование ранее изолированной, тщательно охраняемой информации, которую многие представители медицинского персонала считали своей частной территорией, было возможно лишь при условии революции в головах. Для того чтобы сотрудники клиники приняли новые процессы и поддерживающие их технологии, сигналы к переменам должны были исходить с самого верха. Мы же со своей стороны выражали убежденность в том, что пациентам эта информация нужна".
Через тернии, не сбавляя шаг
Уверенность высшего руководства очень важна, когда проекты замирают. Приступая к реализации своего проекта пять лет тому назад, в центре Mount Sinai рассчитывала стать лидером в области использования смарт-карт и предоставить пациентам чипованные карты для хранения медицинских и демографических данных. Однако поставщик карт для Mount Sinai решил выйти из этого бизнеса.
Задача сопоставления медицинских записей с реальными пациентами, независимо от того, компьютеризированы они или нет, всегда сохраняет свою актуальность. "Особую важность она приобретает в больших городах типа Нью-Йорка, где многие люди имеют одинаковые или похожие имена", -- пояснил Контино, выполняющий обязанности председателя совета директоров организации Smart Card Alliance Healthcare Council.
В крупных медицинских системах записи зачастую дублируются. Новые заводятся в тот момент, когда связь с основной базой данных отсутствует или необходимо срочно зарегистрировать пациента, которого доставила скорая помощь и обращаться к архивному файлу нет времени. "Ошибки медицинских карт зачастую представляют собой скрытую проблему, о которой в большинстве клиник не говорят, -- отметил Контино. -- А если у поступающего пациента имеются с собой уникальные и защищенные смарт-карты, по крайней мере, ряд трудностей снимается".
Три года назад, когда поставщик и партнер, имя которого Контино назвать отказался, решили пересмотреть свои планы и прекратить продажу смарт-карт, работы застопорились.
Более полутора лет руководство Mount Sinai вело переговоры с компаниями TrustBearer Labs, Giesecke & Devrient и Extension, пытаясь реанимировать проект. Причем поддержка руководства не исчезла и в этот непростой период. В настоящее время смарт-карты имеются примерно у 10 тыс. пациентов Mount Sinai. В ближайшие пару лет их число планируется довести до 100 тыс. Совещания с участием представителей высшего руководства, на которых обсуждаются технические вопросы, продолжаются. Члены технического комитета и бизнес-менеджеры встречаются каждую неделю, обсуждая степень соответствия требованиям, необходимым для получения стимулирующего пакета, и достигнутый в этом отношении прогресс.
Где взять деньги на поддержку?
Финансовое стимулирование перехода на новые технологии -- это, конечно, хорошо. Однако деньги на техническую поддержку и обновление механизмов электронных медицинских карт и прочих приложений федеральное правительство выделять не собирается. Некоторые руководители ИТ-служб уже сейчас задумываются над тем, откуда небогатые больницы возьмут деньги на поддержку? И сохранит ли руководство благосклонность в будущем, когда затраты начнут расти? "Если мы инициируем процесс автоматизации, ситуация в дальнейшем будет лишь усложняться и усугубляться", -- подчеркнул главврач центра Crittenton Hospital Medical Center Фрэнк Соттайл.
В 2003 году, когда в центре Crittenton началось внедрение системы электронных медицинских карт Cerner Millennium, там работало 28 приложений. В следующем году их число увеличилось до 90. Все управление осуществлялось на условиях аутсорсинга компанией CareTech Solutions, которой клиника в 2003 году передала свою ИТ-службу.
"С учетом того что мы инвестировали в ИТ немалые средства, совет директоров вправе ожидать получения стимулирующего пакета в полном объеме", -- отметил Соттайл, отвечающий в компании, помимо всего прочего, еще и за сферу ИТ. Быть может, в Crittenton надеются, что 5-6 млн долл., которые могут быть выделены компании в 2011 году, покроют все издержки? "Нет-нет, -- возразил Соттайл. -- Конечно же на это мы не рассчитываем". Точные суммы инвестированных средств он отказался назвать.
Откровенно говоря, некоторые руководители ИТ-служб сомневаются в том, что из автоматизации медицины можно в принципе извлечь какую-то прямую денежную выгоду. Действительно, перевод рентгеновских снимков в цифровую форму поможет сэкономить на пленке. Однако эти деньги тут же растворятся в затратах на увеличение пропускной способности сетей, которое потребуется для пересылки рентгеновских и томографических снимков, а также на создание более мощных архивных систем, позволяющих быстро извлекать старые снимки.
"Задача поиска путей финансовой окупаемости может просто не иметь решений", -- заметил Саундерс. Более реальной целью представляется повсеместное снижение затрат, ведь автоматизация и проведение анализа данных позволяют выявлять более эффективные пути лечения пациентов, ускоряется процесс обработки данных о пациентах в системе, повышается качество оказываемых им услуг. Пациенты раньше выписываются из клиники, на их место сразу поступают новые, уменьшается число осложнений -- все это приводит к экономии.
Отталкивайтесь от данных, ищите выгоду
"Для получения реального выигрыша от собранных приложениями данных медицинским учреждениям следует использовать системы бизнес-анализа, рассматривать различные сценарии и представлять доказательства эффективности наилучших методов лечения конкретных заболеваний", -- считает директор ИТ-службы центра Parkview Adventist Medical Center Билл Маккуэйд.
Лет десять тому назад в центре Parkview не было даже электронной почты. Теперь здесь развернута полнофункциональная система электронных медицинских карт, налажены фасовка лекарств с использованием штрихового кодирования и выписка электронных рецептов, а идентификация персонала производится с использованием механизма считывания отпечатков пальцев. Весной нынешнего года при оценке эффективности применения системы EMR и внедрения инновационных решений организация Healthcare Information and Management Systems Society подняла центр Parkview на шестую ступень в своем семиуровневом рейтинге.
Специальные клинические комиссии отвечают в Parkview за обновление и совершенствование клинических приложений, направленное на улучшение функциональности для пользователей и повышение качества ухода за пациентами. Появление медицины, основанной на доказательствах, стало возможным благодаря интеграции компьютерных систем и использованию средств бизнес-анализа при обработке данных.
В 2011 году центр Parkview вправе рассчитывать на получение из стимулирующих фондов до 700 тыс долл. за использование аффилированными с ним врачами системы электронных медицинских карт. А за применение систем EMR и других технологий непосредственно в клиниках счет может пойти уже на миллионы. Весьма впечатляющие цифры для клиники, рассчитанной на 55 коек.
Впрочем, несмотря на улучшение планирования и усиление взаимодействия между ключевыми представителями руководства компаний, некоторые обозреватели предрекают этим проектам неудачу. Обама и сам признает, что путь будет нелегким даже с учетом стимулирующих мер. "Многие на этой дороге начнут буксовать, -- говорит президент США. -- Существует немало рисков и противоборствующих факторов".
Тем временем в процессе обсуждения и на медицинских ИТ-конференциях все чаще поднимается вопрос о том, какой смысл скрывается за термином "существенная польза". Ширится поток жалоб на нечеткость действующих сегодня определений. Миллер полагает, что клиники должны объединять свои усилия, поскольку у многих из них нет достаточного количества денег для внедрения программного обеспечения, соответствующего требованиям Обамы. Кроме того, никто не хочет подвергаться финансовым наказаниям, которые начнут применяться с 2015 года.
"Медицинские учреждения вынуждены искать партнеров, поскольку не могут позволить себе внедрять все это в одиночку", -- пояснил Миллер.