Сергей Метелев: «Далеко не везде все гладко, но процесс информатизации отрасли по единым правилам все-таки стартовал» |
Главными достижениями в области информатизации здравоохранения пока остаются сам факт внимания государства и переход от слов к делу, считают участники опроса Computerworld Россия/MedIT. «Важнейшее достижение в том, что власть считает информатизацию здравоохранения необходимой, а врачебное сообщество осознало ее неизбежность», — подчеркнул Владимир Варфоломеев, управляющий партнер компании «СофТраст».
Формирование госполитики в сфере ИТ стало cерьезным сдвигом после долгого периода лоскутной автоматизации: выработаны единые требования к региональным программам, на создание единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ) выделено около 39 млрд руб.
«Далеко не везде все обстоит так гладко, как в официальных отчетах, но процесс информатизации отрасли по единым правилам все-таки стартовал», — отметил Сергей Метелев, генеральный директор компании «Сван».
Объективные трудности
Внедряя ИКТ в одну из самых консервативных отраслей, сложно было не только выдержать график реализации федерального проекта, но даже оценить реальные потребности в ИТ. Не везде нашлись компетентные руководители с необходимыми полномочиями, поэтому региональные госзаказчики часто формально включали в техзадания требования из рекомендаций Минздравсоцразвития, не понимая, чего в итоге хотят получить, заметил Геннадий Орлов, заместитель гендиректора по развитию компании «Ринтех».
|
Геннадий Орлов: «Не везде нашлись компетентные руководители с необходимыми полномочиями» |
Базовая информатизация осуществлялась по представлениям глав регионов и ИТ-департаментов министерств, считает Виктор Абрамов, директор по продажам InterSystems. В результате, когда в ЛПУ приходили специалисты с проектами внедрения определенных систем, зачастую оказывалось, что имеющееся аппаратное обеспечение не соответствует внедряемому ПО.
Кроме того, при внедрении недостаточно учитывались опыт и потребности врачей в клиническом применении информационных систем, констатировал Сергей Лаванов, руководитель направления «ИТ в здравоохранении» Philips в России и СНГ.
Программа-минимум
Александр Гусев: «Там, где к информатизации относятся как к неизбежному злу, с покупкой инфраструктурных элементов мало что изменится» |
О значимых для здравоохранения результатах проекта ЕГИСЗ можно будет говорить не раньше 2014-2015 года. Даже итоги «базовой информатизации» оценивать преждевременно, фактически этот этап еще не завершен. По словам Александра Гусева, замдиректора по развитию К-МИС, 15% регионов еще не закончили конкурсные процедуры, в большинстве остальных приступили к внедрению лишь в конце 2012 года.
За несколько месяцев невозможно выполнить масштабные проекты, заявленные в региональных программах. Тем не менее уже заложены основы отраслевой ИТ-инфраструктуры: региональные ЦОД, локальные сети в медучреждениях, АРМ врачей. Текущий уровень оснащения ИТ очень неодинаков в разных регионах, но в целом эксперты оценивают его как низкий.
«Готовность ИТ-инфраструктуры к массовому использованию находится на минимально допустимом уровне», — считает Варфоломеев. Во многих ЛПУ отсутствует доступ к Интернету, а если он есть, то пропускная способность невысока, часто нет реальных ответственных за информатизацию, ЛВС, как утверждает Алексей Сабанов, замдиректора «Аладдин Р.Д.».
По мнению Гусева, там, где хотят развивать информатизацию, начальные условия созданы. «А там, где к информатизации относятся как к неизбежному злу, с покупкой инфраструктурных элементов мало что изменится», — полагает он.
Чтобы информатизация не свелась лишь к обеспечению медучреждений компьютерами и доступом в Интернет, а внедрение федеральных сервисов — к отчетам для «галочки», необходимы конкретные модели и сценарии комплексной автоматизации ЛПУ разных уровней (от сельской больницы до крупного медцентра), подчеркнул Игорь Гридин, гендиректор компании «Аксимед». Кроме того, следует понимать, что информатизация на первых порах может приводить к увеличению объема работы, болезненной ломке привычек, стереотипов. «Без четкого осознания и решения этих проблем рабочие места пользователей ЕГИСЗ рискуют превратиться в элементы интерьера ЛПУ, наряду со старыми плакатами и кадками с фикусами», — сказал он.
В лечебных учреждениях, не имеющих МИС, электронная запись к врачу оборачивается дополнительной нагрузкой на персонал, сбоями и жалобами пациентов, добавил Орлов. А внедрение МИС требует времени. «Перекос в сторону софта для отчетности и управляемости стал более заметен. Медицинские системы, предназначенные для облегчения процессов лечения, еще ждут своей очереди. Большая часть врачей по-прежнему работают писарями», — указал Сабанов.
По правилам больших денег
Виктория Сапрыкина: «Пока разработчики бились друг с другом, «Ростелеком» спокойно забирал себе те регионы, что смог» |
Перемены, произошедшие на рынке медицинских ИТ с приходом государства, участники опроса оценили неоднозначно.
Как уже предсказывали эксперты, большие деньги изменили правила игры, привлекли крупные неспециализированные компании, которые попытались получить выделенные на информатизацию деньги, используя административный ресурс, влияние на представителей власти. Самым ярким примером такой «работы» стал «Ростелеком», отметил Гусев. «Никакой конкуренции между решениями не было, была яростная конкуренция ресурсов и влияния», — заявил он. Большинство небольших региональных разработчиков МИС и МИАЦ, как оказалось, не способны бороться с «федеральным монстром». Закрепиться на рынке удалось немногим зрелым компаниям, умеющим работать в специфичной сфере госзаказа.
Резкий искусственный рост рынка при существующих процедурах размещения госзаказа не принес ничего хорошего, согласен Метелев. «Критерии качества при выборе информационных систем отсутствовали, демпинг и нерыночные инструменты применялись повсеместно», — отметил он.
По оценке Варфоломеева, под влиянием проекта ЕГИСЗ рынок медицинских ИТ монополизирован более чем на 65%, но в течение года произойдет частичная демонополизация — до 45-55%.
Виктор Абрамов: «Наш «гегемон» продавливает свои проекты, в результате внедряют то, что нужно системному интегратору, а не то, чего желал бы регион» |
Как рассказал Абрамов, разработчики, близкие к «толстым» системным интеграторам, получают довольно много крупных интересных заказов, решения выбираются исходя из пристрастий интегратора, зачастую без участия региона. «Наш «гегемон» продавливает свои проекты, в результате внедряют то, что нужно системному интегратору, а не то, чего желал бы регион», — заявил он. Остальные разработчики остаются практически ни с чем, и если эта тенденция сохранится, то через два-три года рынок медицинских ИТ схлопнется и на нем останутся лишь компании, приближенные к интеграторам. По мнению Гусева, следует ожидать сокращения числа разработчиков МИС, усиления конкуренции между выжившими компаниями и пересмотра госконтрактов в регионах, где выигравшая сторона ничего не сделала, либо признания факта неэффективного расходования бюджетных средств.
Игорь Гридин: «Профсообществу необходимо создать механизмы саморегулирования, выработать единые критерии оценки эффективности МИС» |
Однако Гридин полагает, что в целом проект ЕГИСЗ повлиял на отраслевой рынок положительно: он стал более жестким, прагматичным. Отношение к информатизации как чему-то «потустороннему» и ненужному практически сошло на нет. Заказчиков уже не устраивают красивые слова о «едином информационном пространстве», им нужно ясное представление о возможностях конкретных МИС, их взаимодействии с федеральными сервисами и ЕГИСЗ в целом.
На рынке началось оживление, оформились партнерские группы компаний, действующих совместно, произошли поглощения разработчиков МИС более крупными компаниями, отметил Орлов. По его словам, многие мелкие ИТ-компании оказались за бортом региональной информатизации, но продолжают успешно работать для другого круга заказчиков — главных врачей, которые ставят задачу обеспечить экономическую эффективность управления ЛПУ и создать электронные средства взаимодействия с пациентами.
Рынок находится в зачаточной стадии развития, несколько активных компаний действуют локально, в развитии рынка они не заинтересованы, и каждый проект — это «индивидуальный пошив», считает Сапрыкина. По ее мнению, системных изменений не произошло, «покупки» производителей МИС не повлияли на их развитие или успех на рынке, стратегических игроков, кроме «Ростелекома», не появилось. «Пока разработчики бились друг с другом, «Ростелеком» спокойно забирал себе те регионы, что смог», — констатировала она.
По мнению Гридина, профессиональному и экспертному сообществу необходимо создать механизмы саморегулирования, выработать единые критерии оценки производительности и эффективности МИС и порядок их применения. Если эти меры придут на смену бесконечным дискуссиям и попыткам лоббирования частных интересов, появится возможность к поступательному развитию рынка.