К концу 2013 года по заказу Минздрава России будет разработан и опробован в «пилотной зоне» программный комплекс для автоматизации деятельности медицинских организаций, оказывающих экстренную и неотложную помощь (как первичную, так и стационарную), станций скорой медицинской помощи (ССМП) и службы медицины катастроф (СМК). Интегрированный с единой информационной системой здравоохранения и «Системой 112» комплекс на базе геоинформационной системы поможет контролировать и координировать работу этих организаций, а также управлять их ресурсами с использованием ГЛОНАСС и ИТ-решений, уже внедряемых в регионах.
Открытый аукцион на разработку «унифицированного программного обеспечения для диспетчеризации санитарного автотранспорта» с начальной ценой контракта 930 млн руб. выиграла компания «Ростелеком». Цена госконтракта на электронных торгах упала в десять раз — до 93 млн руб.
Неоднократно критиковавший деятельность ИТ-департамента Минздрава Руслан Гаттаров, член комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике, выступил против проведения этого тендера, указывая на существенное завышение стартовой цены, как и в предыдущем аукционе на аренду федерального ЦОД и каналов связи для сервисов ЕГИСЗ. По его мнению, падение цены контракта в ходе торгов в несколько раз демонстрирует грубые ошибки в расчете стартовой цены, от которой зависит размер залогового обеспечения, ограничивающий конкуренцию.
Однако в данном случае конкуренция была налицо: заявки на участие в аукционе подали 13 компаний, и десять из них приняли участие в торгах. Победившему «Ростелекому» предстоит создать 14 подсистем, в том числе четыре — для обмена данными с другими программными продуктами.
Все с нуля?
За две недели до проведения аукциона Гаттаров направил письмо Веронике Скворцовой, министру здравоохранения РФ, предложив отменить аукцион и доработать аукционную документацию в экспертном совете Минздрава с последующим согласованием с Межведомственной рабочей группой по использованию ИКТ в здравоохранении.
Обеспокоенность сенатора вызвало создание программного решения с нуля, тогда как аналогичные системы автоматизации диспетчерских служб санитарного автотранспорта успешно используются в регионах. Такой подход приведет к неэффективному расходованию бюджетных средств, уверен он. «Гораздо более экономичным вариантом было бы приобретение прав на готовое решение с его последующей доработкой», — полагает Гаттаров.
Проведенный по поручению сенатора анализ показал, что в 78% из 55 опрошенных субъектов РФ уже созданы или внедрены решения для диспетчеризации санитарного автотранспорта, выполняющие сходные с заявленными в ТЗ функции. В числе представленных на рынке готовых решений со схожим функционалом в документе упомянуты продукты компаний «ICL-КПО ВС», «Мактор», «М2М Телематика» и «Новые системные технологии».
На запрос о стоимости создания и внедрения подобного ПО в компании «Мактор» ответили, что разработали две аналогичные системы, внедренные на Станции скорой и неотложной медицинской помощи Москвы. Стоимость создания и внедрения обеих систем с учетом всех доработок и модернизаций составляет примерно 158 млн руб. В компании «Новые системные технологии» заявили, что разработали крупный программный комплекс, в котором реализованы все известные функции по диспетчеризации санитарного автотранспорта. Это решение запущено в промышленную эксплуатацию в 28 субъектах РФ, при этом внедрение в областных центрах обходится примерно в 2 млн руб.
Как сообщил источник в Минздраве, при подготовке тендера ведомство проанализировало текущее ИТ-оснащение служб скорой медицинской помощи — полной автоматизации процессов СМП нет ни в одном регионе. До 2013 года служба «скорой» не входила в систему ОМС, что значительно ограничивало возможности финансирования ИТ. Отдельные субъекты РФ сумели запустить информатизацию ССМП за счет своих средств, однако эти мероприятия не были массовыми и системными даже в пределах одного региона. При этом деятельность «скоропомощных» служб, в отличие от других видов медпомощи, достаточно унифицирована и мало отличается от региона к региону.
Поэтому было решено создать унифицированное ПО для автоматизации деятельности ССМП, построенное по модульному принципу. Причем требования к нему сформулированы с учетом нового порядка оказания СМП, утвержденного лишь в 2013 году, а также с учетом отдельных наработок, имеющихся в медицинских организациях. Предполагается, что модули унифицированного ПО дополнят установленный в лечебных учреждениях софт, решающий отдельные задачи «скорой».
В программный комплекс включено пять основных компонентов: диспетчеризация, обработка вызовов, мониторинг транспорта и бригад ССМП, информационный обмен между станцией и бригадой «скорой», а также геоинформационная система с цифровой картографией для всех 83 регионов (для городов в масштабе 1:10 000). Как подчеркнули в Минздраве, ни у одного субъекта РФ и ни у одного поставщика нет программного продукта, который бы имел функциональность в таком объеме и соответствовал новому порядку оказания скорой медицинской помощи .
Сохранить независимость
Cенатор обратил внимание министра на то, что в случае разработки решения на проприетарном ПО Минздрав фактически обяжет все субъекты РФ заключать контракты на модернизацию и интеграцию с единственным разработчиком. Гаттарову представляется более целесообразным приобретать решение на открытом исходном коде под свободной лицензией, что позволит в будущем сэкономить значительные средства при его модернизации и обеспечить независимость региональных органов власти от конкретного разработчика.
Приобретаемое на аукционе программное обеспечение переходит в полную собственность Российской Федерации с картографической подложкой, исходными кодами и всей технической документацией и будет бесплатно передаваться регионам для использования, сообщили в Минздраве. Таким образом регионы получат в свое распоряжение все необходимое и для дальнейшей модернизации унифицированного продукта и его интеграции c другими системами. Так как приложение будет работать под стандартными браузерами, для его установки не потребуется заменять ПК, приобретать дополнительное ПО или библиотеки.
Уязвимый подход
По мнению экспертов, участвовавших в подготовке письма министру, сама постановка задачи в данном тендере содержит несколько уязвимостей. Во-первых, упор делается именно на диспетчеризацию автотранспорта, а не на создание системы диспетчерской службы СМП и службы медицины катастроф, в которой мониторинг автотранспорта является частной и отнюдь не первостепенной задачей. Во-вторых, архитектурное решение на основе моделей «облако» и «частное облако» возможно только при наличии высоконадежных и скоростных каналов связи со всеми объектами СМП и СМК. Даже в модели «частное облако» при нарушении связи с региональным сервером выключается из работы вся автоматизированная система СМП целого субъекта федерации, не говоря уже о модели «облако», где сбой связи может привести к дезорганизации службы СМП всей страны.
«Жизнь и здоровье людей полностью ставятся в зависимость от надежности и устойчивой работы технических средств и каналов связи», — заключает Гаттаров. По его словам, анализ эксплуатации диспетчерских систем СМП регионального уровня показывает, что нарушения связи с региональным сервером носят массовый характер и зачастую бывают довольно продолжительными. При этом тонкий клиент, который прописан как элемент предлагаемый архитектуры, не может функционировать, тогда как решения с использованием толстого клиента позволяют принимать вызовы и направлять бригады даже при отсутствии связи.
Согласно ТЗ, время восстановления системы после аварии составит не более 24 часов, а время восстановления после сбоя — не более четырех часов. «Минздрав России признает допустимыми сбои в диспетчеризации скорой медицинской помощи в отдельных регионах или во всей стране на срок от четырех до 24 часов! А это произойдет обязательно, так как при работе в браузере с тонким клиентом на компьютере пользователя не сохраняются никакие данные, то есть все вызовы за период аварии или сбоя будут утеряны и останутся необслуженными», — делает вывод Гаттаров. По его словам, жестко прописанное в ТЗ использование только веб-браузеров сильно ограничивает выбор рациональных решений, использующих другие технологии. Кроме того, разрабатываемое ПО будет серьезно зависеть от надежности и устойчивости указанных в ТЗ браузеров (MS Internet Explorer 8.0 и выше, Mozilla Firefox и Google Chrome).
Степень надежности ПО установлена максимально возможная из существующих в мире, пояснили в Минздраве. При этом требования ко времени восстановления после аварии касаются только программного обеспечения, а не оказания медицинской помощи. Унифицированное ПО может устанавливаться локально в ЛПУ либо на уровне субъекта. В любом случае ТЗ предусматривает обеспечение офлайновой работы при недоступности каналов связи.