С завершением этапа базовой информатизации, в течение которого все участники процесса создания Единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ) работали «не поднимая головы», наступил период временного затишья. Появилась возможность проанализировать и переосмыслить сделанное, скорректировать планы, чтобы пойти дальше и реализовать системный проект, разработанный осенью 2013 года.
На основании системного проекта регионы сформировали планы информатизации здравоохранения на 2014–2018 годы, дорожные карты для конкретных сервисов. Сама концепция ЕГИСЗ была доработана: в новой версии детализированы мероприятия второго этапа проекта, включена изначально выпавшая из внимания сфера лекарственного обеспечения. «Лекарственное обеспечение — область, связанная с огромными государственными расходами. Если получится повысить эффективность таких расходов с помощью ИТ, это даст гигантский социально-экономический эффект», — подчеркнул Роман Сафронов, заместитель директора департамента информационных технологий и связи Минздрава России.
По словам Сафронова, сегодня процесс создания ЕГИСЗ «перешел из креативной фазы в рутинную, когда нужно реализовывать уже придуманное: программировать, подключаться к федеральным сервисам». Только на практике стала понятна реальная трудоемкость работ: оказалось, что интеграция медицинских информационных систем (МИС) с федеральными сервисами — титанический труд. При всей ясности задачи — обеспечить регулярный «живой» обмен информацией — в процессе кропотливой работы по налаживанию технологического взаимодействия всплывает множество деталей и ситуаций, о которых не было известно «на берегу». C возникновением эффекта масштаба решение мелких проблем становится довольно дорогим, учитывая, что при изменении системы, в которой работают сотни, а то и тысячи врачей, нельзя терять данные.
Технологическая отладка ЕГИСЗ должна сопровождаться изменением организационных процессов в медучреждениях. При этом нужны слаженные действия врачей, разработчиков и экплуатационщиков, без «перетягивания одеяла» на себя. Это очень непростая задача, потому что опыта реализации таких масштабных проектов у регионов нет.
«Главная задача 2014 года — наладить полноценный обмен данными, работающий в автоматическом, а не в ручном режиме», — сообщил Сафронов.
Федеральный АРМ врача
В октябре 2013 года на сайте Минздрава был запущен cервис «Автоматизированное рабочее место врача», содержащий справочную и рабочую информацию по ведению пациента. «Это вынужденная мера, она предложена исходя из нынешних реалий», — поясняет Сафронов.
Тяжелые промышленные решения требуют развертывания серверной инфраструктуры, между тем в стране существует множество маленьких медицинских организаций (на три — пять рабочих мест), куда МИС придут еще не скоро. Им нужно простое решение, чтобы начать отрабатывать навыки работы с ЕГИСЗ. В облачном АРМе врач имеет доступ к истории болезни своих пациентов и результатам анализов, а также к реестру лекарственных средств, электронной медицинской библиотеке, базе необходимых бланков.
Несмотря на то что АРМ врача — не эквивалент МИС, а лишь ее упрощенная версия, на время, пока МИС не внедрены во всех структурных подразделениях всех медицинских организаций, сервис оказался на удивление востребованным. К началу 2014 года в качестве его пользователей зарегистрировались почти 20 тыс. врачей, в том числе из частных клиник. На основе их отзывов сервис дорабатывается — например, предполагается расширить его возможности, обеспечив передачу данных в ЭМК.
К полноценному обмену
Для функционирования сердца ЕГИСЗ — сервиса интегрированной электронной медкарты (ИЭМК) — в пользу всех заинтересованных сторон (врачей, пациентов, страховщиков) не хватает структурированной медицинской информации.
Будучи относительно удобными для пользователей, большинство имеющихся в медучреждениях МИС вызывают серьезные проблемы при обмене информацией с внешними системами. Данные, с которыми работают врачи, хранятся в виде файлов, сформированных по форме бумажного документа. Большинство регионов выгружают из своих МИС в федеральные сервисы неструктурированные данные в файлах PDF-формата (либо PDF плюс частично структурированные данные).
И здесь кроется большая проблема, поскольку с этими данными, кроме просмотра, больше ничего нельзя сделать, указал Сафронов. Для дальнейшей аналитики, статистической обработки, использования в научной деятельности и в системах поддержки принятия решений данные в таком виде не годятся.
Cтруктура полей ЭМК утверждена, работа по структуризации данных ведется, и некоторые регионы уже близки к ее завершению, сообщил Сафронов: «Пока мы не будем получать полностью структурированные данные, мы не сможем предоставлять современные полезные информационные сервисы пациентам. Надеюсь, что к марту один-два региона будут передавать в ИЭМК полностью структурированные данные, а к середине года подтянутся и остальные». Таким образом, примерно на 60 млн пациентов будут заведены электронные медкарты, содержащие структурированные медицинские данные.
«В обязательном первоочередном порядке переходить на классификаторы SNOMED и LOINC в информационных системах не планируется. Сначала нужно обеспечить передачу структурированных данных, а уже потом унифицировать справочники и классификаторы, используемые при передаче структурированных данных», — сказал Сафронов.
«Главная задача 2014 года — наладить полноценный обмен данными, работающий в автоматическом, а не в ручном режиме», Роман Сафронов, заместитель директора департамента информационных технологий и связи Минздрава России |
На очереди — сервис для пациентов
Еще один приоритет 2014 года, как отметил Сафронов, — запуск личного кабинета пациента, оказавшийся полезной и востребованной задачей.
Планируется, что федеральный сервис будет «отдавать» гражданину информацию, поставщиком которой выступает медицинская организация, где он получал медицинские услуги. А также передавать информацию о гражданине в медучреждение.
Личный кабинет на портале госуслуг готов и опробован на тестовых данных, теперь нужен массив данных из нескольких регионов, чтобы начать функциональную отладку по контенту. «Технологически мы готовы отдавать данные пациенту, для этого нужны сами данные в структурированном виде», — напомнил Сафронов.
Предполагается, что вскоре в личном кабинете гражданина на ЕПГУ появится дополнительная кнопка для получения сведений об оказанных медицинских услугах и для записи к врачу. Что касается доступа к медицинским данным, вопрос, какие из них открывать пациенту и что должны содержать рекомендации врача, все еще не решен, поскольку требуется компромисс между врачами и пациентами.
Сначала личные кабинеты получат пациенты нескольких нозологий: их не очень много, они регулярно общаются с врачами, так как для них это жизненно необходимо, и многие процессы для них проработаны. С нозологическими регистрами интегрирована cистема ведения ИЭМК, эти системы синхронизированы и формируют друг друга. «В перспективе нозологические регистры будут формироваться только на основе ИЭМК, но пока мы вынуждены считаться с тем, что в ряде медучреждений нет МИС», — сказал Сафронов.
Безбумажная цель
К 2018 году, к концу второго этапа информатизации здравоохранения, ЕГИСЗ, которая пока не везде дошла до центральных районных больниц, должна заработать в массовом масштабе, электронное взаимодействие — стать нормой, а бумажные документы — исключением.
Понимание, что нужно уменьшить количество документов в обороте медицинских организаций, в федеральном Минздраве есть и сегодня. «Объем данных на бумаге таков, что управленцы в сфере здравоохранения не всегда справляются с их обработкой и использованием», — признает Сафронов. По его словам, профильный департамент мониторинга, анализа и стратегического развития здравоохранения настроен решительно, но решение должно вызреть. Приходится учитывать стереотипы и привычку к «бумаге» при обращении граждан в государственные учреждения. «К системе электронного взаимодействия должно сформироваться доверие всех участников, не только врачей. На это нужно время», — подчеркнул Сафронов.
Ресурсный вопрос
Успех реализации проекта ЕГИСЗ во многом зависит от финансирования, с которым, по словам Сафронова, ситуация неоднозначная. На федеральном уровне на информатизацию отрасли планируется пустить остаток средств, неизрасходованных по программе модернизации здравоохранения в 2013 году, — 3,7 млрд руб.
Объемы средств, выделяемых регионами на информатизацию здравоохранения, различаются на порядки. Федеральный Минздрав дал понять, что регионам нужно обеспечить финансирование поддержки и развития созданных информационных систем, и дал рекомендации, где изыскать соответствующие средства в бюджете. Теперь эти статьи бюджетов необходимо защитить от риска «перебрасывания» на якобы более насущные задачи, хотя в бюджетах регионов такие суммы составляют ничтожно малую долю.
Пища для размышлений
С федеральным сервисом анализа хозяйственной деятельности медицинских организаций пока работает только часть регионов. Свои бухгалтерские проводки в сервис АХД выгружают около 6 тыс. медицинских организаций из 8 тыс., работающих в ОМС. Тем не менее получение этих данных уже дает пищу для размышлений о финансовых потоках и возможностях управления на уровне врача, отделения и койки как региональным, так и федеральным органам управления здравоохранением. Если при сопоставлении количества пациентов, зарегистрированных в федеральной электронной регистратуре, с числом, выставленным в счетах-реестрах, расхождение превышает статистическую погрешность, это повод задать вопрос руководителю МО, отметил Сафронов. С другой стороны, форматно-логический контроль, который проходят бухпроводки, поступающие в сервис АХД, позволяет и самому лечебному учреждению обнаружить допущенные ошибки.
По словам Сафронова, для финансирования развития информационных систем есть «море скрытых источников». К примеру, экономический эффект самой информатизации, получаемый, в частности, при автоматизации учета лекарственных препаратов.
«Мы стремимся сделать как можно больше в условиях ограниченного бюджета, — сказал Сафронов. — Надо, во-первых, жить по средствам, а во-вторых, организационно «переварить» то, что уже сделано технологически».