Владимир Макаров заверил, что работы по совершенствованию ЕМИАС будут продолжены |
В Городской поликлинике № 2 издательство «Открытые системы» провело 19 марта конференцию «Информатизация здравоохранения 2.0. От базовой инфраструктуры к ее эффективному использованию. Что ИТ способны дать врачу?», на которой медицинские работники и представители ИТ-отрасли обсуждали, какие возможности современные информационные технологии могут предоставить врачам.
В основе информатизации столичной медицины лежит Единая медицинская информационно-аналитическая система, внедрением которой занимается Департамент информационных технологий Москвы. Об опыте внедрения ЕМИАС в Городской поликлинике № 5 рассказала заведующая неврологическим отделением поликлиники Александра Кожинова. Пилотный проект проходил на базе амбулаторного центра, в который в конце 2012 года вошло несколько медучреждений района; таким образом, одним из преимуществ ЕМИАС для решения рабочих вопросов сотрудников стала возможность быстрой связи друг с другом. Также хорошо зарекомендовали себя справочные разделы системы. Удобным был признан регистр лекарственных средств с возможностью осуществлять поиск препаратов по различным названиям. Не менее важен раздел, в котором собрана информация с международной классификацией болезней, — перечень заболеваний со списком рекомендуемых препаратов и стандартами лечения.
За полтора месяца использования системы было зафиксировано более 15 тыс. входов на портал. Самым популярным разделом по статистике оказались новости (первый экран системы) и личный кабинет, через который осуществляется общение. За время пилотного использования ЕМИАС было сделано 260 звонков, в которых участвовало 710 человек, и проведено 24 селекторных совещания, позволивших врачам сэкономить рабочее время.
Более критично об ЕМИАС отозвался заместитель главного врача по медицинской части Городской психиатрической больницы № 10 Роман Черемин. Обратив внимание на то, что особой популярностью по статистике в системе пользовались сервисы общения, он отметил, что общение в чате вряд ли экономит время врача и что находиться в контакте с коллегами можно и без данной системы. Черемин не ставит недостатки ЕМИАС в вину Департаменту информационных технологий. Вместе с тем, по его словам, именно медработники должны заявлять о своих потребностях, которые следует воплощать в ЕМИАС.
Основной же темой выступления Черемина стала информационная система Владимира Тавровского, врача и программиста, которая около семи лет назад была внедрена в ГПБ № 10. Главное ее преимущество состоит в унификации врачебной практики — система подсказывает медикам порядок действий в типовых ситуациях и информирует руководителей об отклонениях от нормального протекания лечебно-диагностического процесса.
Заместитель руководителя Департамента информационных технологий Владимир Макаров рассказал о том, что за два года около 17 тыс. врачей освоили работу с ЕМИАС. Он признал, что слышал много обоснованных критических замечаний к проделанной работе, и заверил, что работа по совершенствованию системы будет продолжена.
Вячеслав Кадников, руководитель группы по работе с госсектором EMC, считает, что у любых медицинских систем две главные проблемы — перенос информации и рост объема данных. Средний жизненный цикл любой информационной системы Кадников ограничил тремя-пятью годами, после чего ее нужно либо серьезно модернизировать либо заменять целиком. То есть за время жизни пациента может смениться полтора десятка медицинских систем, которые не должны в ходе замен утратить информацию о его здоровье.
Другая проблема состоит в том, что объемы хранимой информации растут нешуточными темпами. Так, в Европе этот рост составляет порядка 75% в год, при этом стоимость инфраструктуры хранения данных падает только на 30%. Данная проблема, как правило, становится заметна через пять-шесть лет работы медучреждения с применением информационных систем.
О шкале зрелости медицинских информационных систем рассказал независимый эксперт Алексей Сошнин, воспользовавшийся методологией Gartner, которая выделяет пять уровней. На первом системы предназначены для взаимодействия со страховыми компаниями и тому подобными организациями, выполняя учетную функцию. Более развитые медицинские системы начинают способствовать оптимизации процессов в медучреждениях. На втором уровне в ИТ-системы добавляется клиническая документация, в том числе медкарты пациентов. Только на следующих двух этапах системы начинают помогать врачу в его деятельности. На четвертом уровне зрелости система уже способна представлять в нужный момент информацию медработнику. На пятом она начинает в какой-то степени контролировать врача, не допуская неправильных назначений.
По мнению Сошнина, которое разделили другие участники конференции, медицинские ИТ-системы в России на данный момент прошли первые три этапа. Дальнейшее их развитие требует наличия очень качественного контента. Чтобы сделать доступными российским врачам англоязычные базы знаний, необходимо привести в соответствие медицинские терминологические базы. Пока эту работу выполняют лишь отдельные энтузиасты.
Врач медицинского центра «Лечу.Ру» Иван Лесков рассказал об опыте онлайн-консультирования пациентов. Анализ тысячи вопросов, заданных на портале «Здоровье@Mail.ru», показал, что есть пять вариантов формулировок вопросов пациентов к специалистам. Большинство обратившихся за онлайн-консультацией (35%) спрашивают, к какому специалисту лучше всего обратиться с той или иной проблемой, примерно 23% уточняют, нужно ли идти к врачу при тех или иных анализах, еще 23% проверяют адекватность уже назначенного лечения. Около 12% консультирующихся в Интернете не удовлетворены результатами лечения и пытаются наметить пути решения проблемы. Лишь 8% составили те пациенты, которые просили врачей в Интернете назначить им лечение. Таким образом, порядка 90% онлайн-консультаций приходится на составление или проверку «дорожной карты» лечения.
Лесков регулярно консультирует пациентов при помощи Skype, рекомендуя посетить врача или сдать лабораторные анализы. Кроме того, нехитрая комбинация из USB-микроскопа и шпателя позволяет осматривать горло и нос пациента удаленно. Конечно, такой способ осмотра предоставляет врачам возможность давать рекомендации только самого общего плана.
Об экономических реалиях в медицине напомнили в своем докладе главный специалист ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения Андрей Алмазов и менеджер по работе с заказчиками в сфере здравоохранения и образования Oracle Михаил Плисс. В частности, в докладе последнего было уделено внимание сегменту платной медицины и перспективам ИТ-решений в нем. В 2012 году выручка коммерческой медицины составила 530-600 млрд руб., и в последнее время, по словам Плисса, интерес к инвестициям в данную деятельность только растет, однако значительной потребности в ИТ там нет. Коммерческая медицина либо основана на персонифицированном сервисе, либо имеет потребность во внешне современном медицинском оборудовании, наличие которого в медцентре в большей степени нацелено на создание инновационного образа в глазах клиента. А реальными драйверами ИТ в медицине являются радиологи и специалисты по маркетингу. Для первых ИТ — часть их основного инструментария, для вторых — современный способ реализации «агентских схем» по переманиванию в свои клиники пациентов и врачей.
Представитель Института проблем управления здравоохранением Залим Балкизов рассказал о том, как ИТ могут помочь в процессе непрерывного образования врача. На данный момент врачи обязаны каждые пять лет проходить месячные курсы повышения квалификации. В 2013 году в 15 регионах был запущен пилотный проект по организации непрерывного медицинского образования. Участвующие в нем врачи должны уделять на самообразование с помощью специально подготовленных модулей примерно по часу в неделю, всего около 50 часов в год. Сейчас некоторые из этих модулей доступны в системе ЕМИАС.