Дамир Енгалычев: «Разработчикам нужно думать, чтобы повысить привлекательность ЭМК в глазах врачей» |
Американский опыт информатизации здравоохранения показывает, что многие надежды, с которыми связывалось внедрение медицинских информационных систем (МИС) и электронных медкарт (ЭМК), не оправдались, и обещания разработчиков врачам остались невыполненными. Один из самых интересных докладов, прозвучавших на конференции Cnews «ИТ в здравоохранении: работа продолжается», обратил внимание разработчиков на эти несбывшиеся надежды, призвал подумать над причинами и путями решения обозначенных проблем.
Как рассказал автор доклада Дамир Енгалычев, директор по работе с ключевыми заказчиками департамента по работе со здравоохранением IBS, многолетняя практика показала, что ЭМК не экономит время врача на документирование его работы. Согласно опросам врачей, проведенным организациями HIMMS (Health Information and Management Systems Society) и AHIMA (American Health Information Management Association), от 66 до 82% врачей отмечают увеличение времени на создание «честной» медицинской записи в среднем на 22%. Виноваты в этом как плохие навыки работы с клавиатурой и изменение в привычном стиле работы врача, так и избыточная параметризация в шаблонах, а также множество административно навязанных шагов, «вшитых» в рабочий процесс врача через интерфейс системы.
Чаще всего к разработке пользовательских интерфейсов МИС не применялись специализированные подходы, нередко UI доставались им в наследство от учетных систем, поэтому связь между существующей клинической ситуацией и способом ее представления в интерфейсе отсутствует. Многие МИС грешат нерациональными наборами терминов и обилием плохо организованных справочников, из которых врач должен извлекать информацию, нужную администрации медучреждения, но не ему самому.
Ожидаемого повышения качества медицинских данных, представленных в электронном виде, тоже не происходит. Нормативов, определяющих достаточность данных в электронных медкартах, нет, ЭМК разбухают, становятся избыточными и трудными для восприятия.
Заранее заготовленные макросы и возможность копирования медицинских данных, которые рассматривались в качестве способа помочь врачам быстро освоить ЭМК, как выяснилось, не так уж однозначно позитивны. Сегодня «копипастом» пользуются 90% врачей, а объем скопированного превышает половину всей информации в ЭМК. Легкость копирования привела к тому, что средний объем документа за три года вырос на 63%, а его смысл стал более размытым и сложным для извлечения. Наиболее существенная информация в медицинских записях теперь еще более фрагментирована. В части ЭМК данные вводятся по умолчанию как соответствующие норме, но это не так,ти ведь отсутствие данных осмотра или обследования не означает, что орган здоров.
Неудивительно, что уровень доверия врачей к электронным документам низоки медики предпочитают использовать в работе короткие записи от руки. «Над этими проблемами разработчикам нужно думать, чтобы повысить привлекательность ЭМК в глазах врачей», – отметил Енгалычев.
Расчет на повышение удовлетворенности и лояльности пациентов благодаря информатизации тоже не вполне оправдался. Опросы пациентов выявили недовольство из-за потери когнитивного и зрительного контакта с доктором, работающим за компьютером, а также из-за эффекта присутствия «третьей стороны».
В связи с этим у регуляторов на западном рынке зреют следующие предложения, сообщил Енгалычев. Во-первых, следует отказаться от ввода в ЭМК уже имеющихся данных, дав врачу возможность вводить гиперссылку на актуальность данных, не дублируя их, а согласившись с ними. При этом необходимо обязательное тегирование источников копируемых, наследуемых или клонируемых данных. Медицинские записи нужно сделать компактными, сохраняя семантическую избыточность и производя «информационные инъекции» только новых данных, а также обеспечив достаточный уровень параметризации в ЭМК.
Во-вторых, следует ввести нормативы на качество данных в ЭМК и утвердить принцип интегрального, синтетического представления данных, позволяющего воспринимать большие объемы информации «одним взглядом». Способы представления данных, которые помогают избегать ошибок, обусловленных человеческим фактором, сегодня оформились в самостоятельное направление бизнеса, отметил Енгалычев. После семантического анализа информации для учетных и управленческих целей в медучреждениях следует использовать вторичное кодирование данных в ЭМК для медицинских целей.
Прийти к синтетическому представлению информации поможет внедрение мобильных устройств, позволяющих вести заметки непосредственно у постели больного, а затем переносить в ЭМК синтетические нарративные (повествовательные) записи. Технологии голосового ввода и распознавания нарративной речи с последующим семантическим кодированием параметров уже сегодня ускоряют заполнение ЭМК. Например, при ультразвуковом исследовании сосудов брюшной полости врачи создают документ за 7 мин вместо прежних 20 мин.
Под контролем пациента
Еще один важный компонент повышения качества ЭМК – привлечение пациентов к контролю за собственными данными. «Ключевой тренд модернизации здравоохранения — не информатизация, а вовлечение пациентов в заботу о своем здоровье», – подчеркнул Борис Зингерман, заведующий отделом ИТ Гематологического научного центра.
К примеру, пациенты частной клиники «Медицина» могут получить доступ к своей электронной истории болезни с любого компьютера или мобильного устройства. «Это дает возможность осуществлять качественно новый общественный контроль», – утверждает Федор Кидалов, директор службы информационных технологий клиники «Медицина». По его словам, смарт-палаты, смарт-операционные и смарт-клиника — это не просто вариации на тему «умного дома» с централизованным управлением инженерной и ИТ-инфраструктурой. Стандарты Объединенной международной комиссии (Joint Commission International, JCI), по которым «Медицина» проходила аккредитацию, предъявляют очень высокие требования к безопасности пациентов. Чтобы обеспечить контроль безопасности, клиника использует информационные технологии для минимизации рисков ошибок медперсонала. Медицинская сестра не может ввести лекарство, если это не заложено в истории болезни. Когда медсестра заходит в смарт-палату, на мониторе у пациента обозначается ее степень допуска и полный перечень того, что она должна делать.
В «умной» операционной за считанные секунды все приспособливается для удобства хирурга, а автоматическая система контроля за анестезиологическим пособием работает гораздо быстрее, чем самый опытный анестезиолог. Во время операций ведется видеозапись операционного поля, фиксируются показания всех приборов, регистрируются лекарственные препараты, которые вводятся пациенту. В дальнейшем эта информация используется при реконструкции ситуации в операционном зале, а также для создания иллюстрированных технологических карт и стандартов проведения операций.