Фото: CIO.com |
Томас Эрик Дункан, житель Далласа с первым в США подтвержденным диагнозом геморрагической лихорадки Эбола, 25 сентября при поступлении в Техасскую пресвитерианскую больницу сообщил медсестре, что до того в течение четырех месяцев пробыл в Африке.
В больничной системе электронных медицинских карт (Electronic Health Record, EHR) компании Epic Systems рабочие процессы терапевта и медсестры были реализованы раздельно. Поэтому история путешествий пациента, занесенная медсестрой в систему, автоматически не отразилась в стандартном рабочем процессе врача — об этом со ссылкой на больничную администрацию написал сайт Healthcare IT News.
Не зная, что Дункан побывал в Африке, 26 сентября врачи выписали его. Через два дня, за которые с ним успели контактировать до 100 человек, Дункан вернулся в больницу, где 8 октября он умер от лихорадки Эбола.
В преждевременной выписке Дункана виновата не только неверная настройка системы медкарт. Как пишет Washington Post. Среди симптомов, о которых Дункан первоначально сообщил медсестре, не было характерных для лихорадки Эбола тошноты, рвоты и диареи. А те, которые пациент перечислил, — температура, боли в животе, головная боль и сниженное количество мочи — могут относиться и к другим заболеваниям.
Техасская пресвитерианская больница далеко не в отстающих по уровню внедрения новых технологий. Как отмечает агентство Bloomberg, она попала в рейтинг самых информатизированных по версии Ассоциации американских больниц. Кроме того, это одна из 200 больниц в Соединенных Штатах, которым Общество информационных и управленческих систем для здравоохранения присвоило седьмую стадию уровня внедрения электронных медицинских карт (нулевая стадия означает, что клинические системы вообще не используются, седьмая — что электронные системы применяются для регистрации, хранения данных и обмена ими).
Корень проблемы еще и в том, что в современных системах электронных медкарт не предусмотрена возможность приема информации, могущей иметь отношение к здоровью, от государственных структур. Если бы такая возможность была, врач больницы увидел бы, что Дункан недавно вернулся из Либерии. Сопоставив эти сведения с симптомами, он оставил бы пациента в больнице, а не отправил домой.
Стоит напомнить, что раньше в больницах системы электронных карт применялись прежде всего для того, чтобы документировать оказанные пациенту услуги для нужд тарификации. Лишь в последние годы благодаря реформе здравоохранения и правилам конструктивного использования систем электронных карт их начали рассматривать как инструмент улучшения самого процесса оказания услуг. Поэтому неудивительно, что поставщики медуслуг нередко недовольны своими системами медкарт, сохранившимися с прежних времен.
Представитель больничной администрации сообщил прессе, что теперь история путешествий пациента отображается и в сестринском, и во врачебном рабочем процессе в системе. Странно, что это не было сделано изначально, но сотрудники больницы в любом случае заслуживают уважения за то, что признали свою ошибку.
Надо отметить, что происшедшее нельзя расценивать как единичный, изолированный случай — это лишь один из длинной череды инцидентов, когда неудачно составленные рабочие процессы EHR приводили к ухудшению, а не улучшению качества оказания медицинских услуг.