Medsoft-2015 открыли Елена Бойко, Михаил Эльянов и Леонид Рошаль |
Два главных форума года в сфере медицинской информатики – осенняя конференция «ИТ в медицине», проводимая под эгидой Минздрава, и весенняя выставка MedSoft, организуемая Ассоциацией развития медицинских информационных технологий (АРМИТ), — обычно противопоставлялись друг другу. Первое мероприятие воспринималось рынком как «официальное», второе – как «профессиональное». В этом году в их традиционном позиционировании, похоже, наметились изменения. MedSoft 2015 впервые открыла глава департамента информационных технологий и связи Минздрава РФ Елена Бойко, зачитав приветствие министра здравоохранения
Вероники Скворцовой.Участие Минздрава в MedSoft – знаковое событие для отрасли медицинских ИТ, демонстрирующее готовность ведомства к сотрудничеству с разработчиками. «Мы ждали этого 11 лет», – сказал президент АРМИТ Михаил Эльянов. В то же время его точка зрения на систему взаимодействия Минздрава с профессиональным сообществом остается неизменной. По мнению Эльянова, профессионалов надо не только слушать, но и платить им за работу, которую они до сих пор выполняют на добровольных началах.
В работе форума также принял участие президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль, несколько врачей блестяще выступили на конференции. Однако ситуацию в целом это не меняет: главной проблемой MedSoft, как и в прошлом году, остается крайне малое число медиков. Поэтому многие крупные компании отказались от участия в выставке, которую потенциальные клиенты практически не посещают.
«Конкуренция между разработчиками здорово придушена, рынок медицинских информационных систем поделен, реальной свободы выбора, да и ресурсов на приобретение информационных систем у медицинских организаций нет», – пояснил ситуацию Эльянов. Кроме того, осмысленная госполитика по решению задач клинической медицины, по его словам, по-прежнему отсутствует, как и экономические обоснования выгоды приобретения информационной системы по сравнению оплатой ручного труда.
Тенденции года
Как всегда, участники выставки представляли МИС для государственных и коммерческих клиник, системы для работы с медицинскими изображениями и другие решения, среди которых на этот раз был даже суперкомпьютер IBM Watson. По сравнению с прошлыми MedSoft, в этом году организаторы уделили заметно больше внимания решениям для фармации.
Адекватно оценить текущие результаты внедрения МИС целом в стране сложно, так как в региональных проектах весьма затруднительно найти общий знаменатель. А вот уровень развития сервисов электронной регистратуры изучить удалось. Анализ, проведенный Александром Гусевым, замдиректора по развитию компании «Комплексные медицинские информационные системы», показал, что за последние пять лет наметилась тенденция к унификации региональных решений для записи к врачу. Доля регионов, не внедривших сервис записи к врачу, сократилось с 56% в 2010 году до 10% в 2015-м, а доля регионов с максимально развитым функционалом электронной регистратуры выросла с 17 до 64%. Однако при внедрении базового сервиса выявились и негативные тенденции. «Модель SaaS оказалась очень рискованной для госорганов и показала cебя с отрицательной стороны», – подчеркнул Гусев. По его словам, на практике экономии средств налогоплательщиков при аренде ПО не наблюдается, так как годовая стоимость услуги подчас сопоставима с затратами на приобретение ПО, а при нехватке средств и отключении сервиса регион теряет все достигнутые результаты, такие прецеденты уже есть.
Не обошла отрасль медицинских ИТ и самая серьезная тенденция года – импортозамещение. Все чаще госзаказчики (а в медицине это подавляющее большинство организаций) ищут разработки, «не отягощенные» лицензионными отчислениями западным вендорам. Появились и «первые ласточки» со стороны предложения. К примеру, компания КМИС разработала версию электронной регистратуры на свободном ПО, а «РусБитТех» – программно-аппаратную платформу для медицинских систем на базе процессора «Эльбрус» под управлением ОС «Астра Линукс» с использованием CentOS, Debian и Ubuntu в качестве серверного ПО и СУБД PostGreSQL.
mHealth глазами врача
Игорь Шадеркин: «Пациенты давно и настойчиво требуют консультации на сайтах» |
По мнению аналитиков, рынок мобильного здравоохранения в России находится на ранней стадии развития. Тем не менее частота мероприятий, посвященных мобильному здравоохранению за прошедший год, свидетельствует о том, что в стране возрос интерес к mHealth, по крайней мере в части предложения. Вот и на MedSoft впервые прошел симпозиум по mHealth, на котором было представлено более десятка докладов.
К 2017 году российский рынок mHealth достигнет 800 млн долл. и будет представлять около 3% мирового рынка, занимая на нем шестое место по объему выручки от реализации технологий мобильной медицины, прогнозирует компания Brookings. Согласно последнему прогнозу IDC, мобильная медицина, телемедицина и социальные медиа будут использоваться совместно и эволюционируют в новую модель предоставления услуг здравоохранения. Но готовы ли врачи к кардинальному повороту в своей клинической практике, который несут им коммуникационные технологии? Об уровне готовности медицинского сообщества к мобильному здравоохранению интереснее всего было услышать непосредственно от врача.
«Пациенты давно и настойчиво требуют консультации на сайтах, – утверждает Игорь Шадеркин, заведующий отделом развития региональной урологии НИИ урологии им. Н. А. Лопаткина. – Но все, что они могут найти в Интернете, – это ресурсы с рекламой и скрытыми платежами, нацеленные на то, чтобы привести пациента в клинику». По его словам, в России врачи крайне редко используют возможности мобильных технологий в своей практике, к примеру, из 7 тыс. урологов таких всего лишь около 100.
На площадке NetHealth, предназначенной для взаимодействия урологов с пациентами, зарегистрировано свыше 19 тыс. пациентов и всего 175 врачей. Тем не менее число консультаций и консилиумов c каждым годом неуклонно растет. За 2014 год на этой площадке проведено 2,9 тыс. консультаций (в основном бесплатных для пациентов) и 623 консилиума, в результате которых 234 пациента госпитализировано. К NetHealth подключаются гаджеты для мобильного мониторинга, помогающие предотвращать экстренные госпитализации. Ресурс не только экономит время врача, но и позволяет более тщательно отбирать пациентов, которые действительно нуждаются в высокотехнологичной помощи. Очень важно, что около 40% больных после дистанционных консультаций уже не нуждаются в очном визите к врачу, подчеркнул Шадеркин. Интересно, что этот показатель совпадает с результатом исследования телемониторинга больных с хроническими сердечными заболеваниями, проведенного в госпитале Scheper в Нидерландах. Двухлетнее исследование показало, что телемониторинг уменьшает количество амбулаторных посещений на 39%, общее количество госпитализаций – на 64%, а продолжительность госпитализаций сокращается на 87%.
Почему же врачи не спешат пользоваться mHealth? По мнению Шадеркина, основные причины – низкая мотивация (отсутствие оплаты удаленных консультаций), недостаток знаний и времени, стереотипы поведения, а также отсутствие достаточной законодательной базы. В отличие от США, например, в России врач не является субъектом права и не может консультировать от своего имени, что существенно тормозит развитие мобильного здравоохранения. Чтобы сформировать этот рынок, нужно объединить усилия государственных и общественных организаций, страховых компаний, поставщиков оборудования, ПО и услуг связи, а врач должен стать двигателем mHealth, уверен Шадеркин.
К сожалению, его мнение разделяют не многие медики. «Я врач и не хочу, чтобы из меня сделали сотрудника контакт-центра», – заявил Евгений Никонов, начальник управления делами координации деятельности департамента здравоохранения Москвы. Эту точку зрения медиков поддерживают и управленцы. По словам Владимира Макарова, заместителя руководителя Департамента информационных технологий Москвы, сегодня стоит задача сконцентрироваться на «довольном враче». «Комфорт для пациента не должен достигаться за счет врача», – подчеркнул он.
Каждый сам по себе
Как и ожидалось, круглый стол, посвященный Единой медицинской информационно-аналитической системе Москвы, дал отрицательный ответ на вопрос «Интересен ли московский опыт регионам?». Ни сходных по масштабу задач, ни таких ресурсов, которые выделяются на информатизацию в столице, в регионах нет. Кроме того, большинство из них сейчас активно реализуют собственные проекты. «То, что происходит, – это катастрофа, 85 субъектов РФ делают примерно одно и то же в отсутствие единой сбалансированной федеральной политики и методической поддержки», – считает Макаров.
Отсутствие интереса к заимствованию опыта Москвы у регионов тем не менее не помешало трехчасовому обсуждению проекта ЕМИАС. «C информатизацией связано повышение прозрачности, – отметил Никонов. – Сегодня ситуация выглядит очень просто: если главный врач не очень хорошо разбирается в вопросах доступности медпомощи, то главным врачом он не работает». С помощью ЕМИАС выяснилось, что поликлиники города не испытывают нехватки врачей, зато есть проблемы с распределением участков и внутренним совместительством для начисления больших выплат персоналу. По мнению Никонова, в поликлиниках необходимо наладить очень четкую маршрутизацию пациентов, чем сейчас и занимается депздрав.
Не забывая о качестве
Евгений Никонов: «Если главный врач не очень хорошо разбирается в вопросах доступности медпомощи, то главным врачом он не работает» |
Главной проблемой информатизации здравоохранения является недооценка возможностей ИТ в совершенствовании качества управления медицинской помощью, причем уже сегодня, а не в будущем, полагает Роман Черемин, заместитель главврача по медицинской части Городской психиатрической больницы № 10. «Вместо того чтобы комплексно автоматизировать привычную деятельность медиков, упорядочивая систему и отсекая ненужные элементы, современные ИТ пробивают отдельные бреши в несовершенной, но устоявшейся системе, дестабилизируя всю организацию оказания медпомощи», – утверждает он. Черемин видит выход во внедрении комплексных решений, оптимизирующих все взаимодействия в ходе лечебно-диагностического процесса и обеспечивающих поддержку принятия решений врача, заставляя его выполнять необходимые действия и исключая лишние.
С точки зрения организаторов здравоохранения, решение вопросов качества упирается в cоздание клинических протоколов, работа над которыми пока ведется в отдельных учреждениях и регионах, в частности в Москве. «Все идет к тому, что в течение ближайших трех лет эта работа будет систематизирована и воплощена в информационных системах», – сообщил Никонов. Кроме того, сегодня в депздраве пересматривают ранее разработанные ключевые показатели эффективности деятельности медицинских организаций, так как в федеральных KPI очень много субъективных показателей, предоставляемых самими исполнителями.
По словам Никонова, сейчас идет первый этап – разработка простых и ясных показателей оценки деятельности руководителей учреждений, подведомственных департаменту здравоохранения, которые берутся из ЕМИАС, статистической и бухгалтерской отчетности (почти все поликлиники столицы уже работают в облачной бухгалтерии). «Мы ускоренно двигаемся к созданию и обоснованию индикаторов эффективности и качества работы медучреждения, а также качества бизнес-процессов в медучреждении, пять таких индикаторов вскоре уже появятся», – добавил Макаров.