Более 3 тыс страниц медкарт пришлось распечатывать из-за небрежного ввода и дублирования данных Фото: HIMSS |
Внедрение электронных медицинских карт, регламентированное американскими законами, идет полным ходом, но недочеты в организации потоков работ и некачественные данные по пациентам начинают создавать серьезные проблемы.
На недавней конференции Общества по системам управления медицинской информацией выступил Кит Клейн, профессор медицинского факультета Калифорнийского университета Лос-Анджелеса; он описал несколько подобных громких дел, в которых сумма ущерба составляла миллионы долларов.
Клейн, по его словам, работал экспертом по правовым вопросам на 350 с лишним медицинских исках в судах штатов и федерального уровня. В основном это были дела о преступной небрежности, возбужденные в адрес врачей и больниц, но, по убеждению Клейна, очень скоро в роли ответчиков начнут выступать и поставщики систем электронных медкарт.
«Адвокаты только и ждут подходящего случая, чтобы подать в суд на производителя, — отметил Клейн. — Это уже далеко не гипотетическая возможность. Ко мне недавно обратились из вашингтонской адвокатской конторы, заявив, что у них есть беспроигрышное дело против одного из поставщиков систем». Клейн, по его словам, отказался участвовать в этом деле в роли эксперта.
Ввод данных в электронные карты отнимает у врачей время, которое можно было бы потратить на выполнение прямых обязанностей. Если раньше врач мог наскоро записать что-то на листке, то теперь для ввода подобной заметки нужно сделать с десяток, а то и больше, щелчков мышью в сложном интерфейсе системы электронных карт.
Пытаяь ускорить этот процесс, медики могут допустить ошибку при вводе данных или вводить их с опозданием, продолжил Клейн. А при передаче карты между отделениями одни и те же данные по показателям жизненно важных функций нередко могут оказаться продублированными.
Администраторы данных могут переносить информацию о пациенте из старой карты в новую путем копирования и вставки, не разбираясь, нужно ли это в каждом случае. А когда из-за сложности системы электронных карт возникают неточности, бывает трудно проследить, кто именно ввел те или иные данные и в какое время.
«Представьте, что вы пытаетесь попить воды из пожарного гидранта, — говорит Клейн. — Примерно такие же усилия требуются и на то, чтобы просто прочитать электронную карту».
Один из исков был возбужден в связи с тем, что пациенту с перманентным повреждением почки прописали антибиотик, предположив, что повышенный уровень креатинина у него вызван инфекцией. При этом у пациента также была мочекаменная болезнь почек, при которой антибиотики противопоказаны. Однако из-за сложной структуры информации в электронной медкарте сведения о камне в почке попросту не заметили.
В суде достоверность информации в карте поставили под сомнение в связи с тем, что на 3 тыс. страниц повторялась одна и та же дата выполненного ранее внутривенного вливания.
Врачи утверждали, что задокументировали процесс лечения без ошибок, однако сама карта была такой сложной и содержала столько дублирующихся сведений, что судья признал ее некорректной. «Когда электронную карту распечатывают, в ней оказывается до нелепости много повторяющейся информации, — указывает Клейн. — Адвокаты уже вовсю совещаются между собой о том, как им атаковать электронные карты. Между прочим, во всех упомянутых мною делах фигурировали системы электронных карт от ведущих разработчиков. Это решения, которые давно применяются в таких клиниках, как Kaiser Permanente, и в научных учреждениях. То есть речь идет не о каких-то исключительных случаях».
Еще в одном деле терапевта обвинили в «плагиате» данных, которые вводились у другого поставщика медуслуг, — врач перенес базовую информацию о пациенте копированием и вставкой.
То, что в электронных картах постоянно встречаются дублирующиеся и ошибочные данные, подтверждает и Рита Бауэн, старший вице-президент по управлению медицинской информацией компании Healthport, которая занимается аудитом медкарт и разработкой контролирующих технологий.
«Я видела записи, которые кто-то переносил из более старых копированием и вставкой. Там, например, снова и снова повторялось 'внутривенный катетер сегодня будет снят', — сообщает Бауэн. — Так был ли он снят в итоге?»
В сущности, по словам Бауэн, в большинстве медицинских учреждений ситуация с выполнением правил и стандартов управления информацией просто ужасающая.
Но проблема не только в ошибках человека. Сама структура электронных медицинских карт может провоцировать появление ошибок. К примеру, выпадающие меню, в которых перечисляются диагнозы, способны автоматически «вводить» данные, если над ними слишком долго задерживается курсор мыши.
«Были случаи, когда из-за этих неудачных меню 90-летним женщинам ставили диагноз 'наркотическая зависимость от крэка'», — отмечает Бауэн.
И Клейн, и Бауэн не оспаривают преимущества электронных карт, подчеркивая, что при грамотном применении они позволяют экономить время и повышают точность сведений. Однако производителям соответствующих систем необходимо упростить их структуру и поработать над автоматизированными средствами предотвращения ошибок.
Например, когда информацию переносят копированием и вставкой с одной страницы карты на другую, некоторые системы отмечают такое вхождение как ненадежное, до тех пор пока его не подтвердит лечащий врач или другое ответственное лицо.