Герман Клименко провел совещание с ведущими учеными и руководителями федеральных и ведомственных медицинских организаций |
Институт развития Интернета намерен наладить диалог с медицинским сообществом. Председатель Совета ИРИ и советник президента РФ по развитию Интернета Герман Клименко провел совещание с ведущими учеными и руководителями крупнейших федеральных и ведомственных медицинских организаций. Каждый участник совещания высказал свое отношение к разработанной ИРИ дорожной карте развития интернет-технологий в медицине и указал приоритетные с его точки зрения направления такого развития.
В числе самых упоминаемых приоритетов оказались разработка единых требований к информационным системам, применяемым в здравоохранении, закон о телемедицине, включение онлайн-обучения в систему непрерывного медицинского образования и создание российских систем поддержки принятия решений врача.
По направлению «Интернет + медицина» до сих нет поручения президента, напомнил Клименко, в том числе потому, что у профессионального сообщества не выработано согласованной позиции. Ожидается, что в 2016 году закон о телемедицине будет представлен на утверждение Госдумы. В подготовке вариантов этого законопроекта участвовали Минздрав, профильные комитеты Госдумы, Совет Федерации и Фонд развития интернет-инициатив. Клименко надеется, что в Думу будет внесен документ, согласованный с отраслью.
Вечная проблема
Что касается решения вечной проблемы – пробелов в нормативной базе, то тут мнения участников совещания разделились. «Отсутствие закона никому не мешало заниматься телемедициной, в отличие от отсутствия единых требований к медицинским информационным системам. Вот их и стоило бы прописать в законе», – отметил Константин Лядов, директор лечебно-реабилитационного центра Минздрава РФ.
Однако коллеги не поддержали тезис Лядова о бесполезности закона. «Закон о телемедицине очень нужен, мы не можем идти дальше без него», – подчеркивает Сергей Наконечников, первый заместитель директора Российского кардиологического научно-производственного комплекса. Кроме того, чтобы дистанционные консультации заработали, нужно, по его мнению, «зарезервировать под телемедицину» и передать в регионы соответствующие бюджеты.
Основная задача – выработать общую методологию и понятийный аппарат, считает Олег Карпов, директор Национального медико-хирургического центра им. Н. И. Пирогова. Он напомнил, что в России до сих пор нет единого классификатора медицинских услуг.
Однако одной коррекцией нормативной документации проблемы развития телемедицины не решить, поскольку для каждого следующего шага требуется еще и научная база. Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины ведет удаленный мониторинг артериального давления, и его задача – охватить максимальное число пациентов. «Дистанционный мониторинг настолько резко расширил круг пациентов, что врачи начали 'захлебываться', – сообщил Сергей Бойцов, директор ГНИЦ профилактической медицины. – И мы естественно подошли к возможности дистанционной коррекции терапии». Для этого потребуются нормативные изменения, но сначала необходимы серьезные научные исследования, подчеркнул он.
Наш «доктор Ватсон»
Система, позволяющая врачу принимать правильные клинические решения, должна быть государственной, непременно российской и бесплатной для врача, убежден Владимир Стародубов, директор Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения.
Cоздание российского «Ватсона» в рамках только возможностей Минздрава – неосуществимый проект, констатировал Бойцов. По его словам, локальные экспертные системы, хотя и сделанные «на коленке», уже довольно распространены, однако «центрального вектора» нет. И хотя Минздравом разработаны требования к медицинским информационным системам, медицинские организации по-прежнему действуют по собственному усмотрению. И Росздравнадзор, оценивая результаты информатизации, не проверяет, соответствуют ли созданные системы требованиям Минздрава.
«Нам не нужна единая медицинская система, мы сами себя загоняем в тупик», – считает Лядов. По его мнению, необходимо прежде всего развивать мобильные приложения и конкретные направления систем поддержки принятия решений. «К примеру, мы сейчас адаптируем к России западную систему проверки правильности назначения исследований на КТ и МРТ, – сообщил он. – Когда переведем – раздадим всем бесплатно».
«Нас объединяет пациент, который заинтересован в быстрой постановке диагноза без лишних обследований», – говорит Павел Румянцев, замдиректора Эндокринологического научного центра. Он сторонник экспертной поддержки врача на рабочем месте и считает очень важной оперативную обработку информации. В Эндокринологическом центре, рассказал Румянцев, приступили к «рациональной и безопасной фармакотерапии» на основе экспертной ИТ-системы.
Михаил Пирадов, директор Научного центра неврологии, к системам поддержки принятия врачебных решений относится крайне скептически. «В неврологии такие системы не выполняют своих функций, при наличии качественного оборудования и грамотных клиницистов они теряют смысл», – полагает он.
Как поднять медицину
Врачу Интернет нужен в первую очередь, чтобы учиться. Для этого, как ни банально, требуются деньги и знание английского языка. Научные исследования могут развиваться с помощью Интернета, только если открыты базы данных, отметил Пирадов, а каждая научная статья в западных журналах продается за 25-35 долл., для большинства российских врачей это неподъемно. Денег для подписки на иностранные научные журналы отдельным медучреждениям хронически не хватает. Но, объединившись, они могли бы добиться доступа к большому пакету профессиональных журналов по приемлемой цене, считает Алексей Масчан, директор Института гематологии, иммунологии и клеточных технологий ФНКЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева.
«Поднять образование – значит поднять медицину как таковую», – подчеркнул Пирадов.
К пилотированию готовы
Примерно четверть руководителей, собравшихся на совещание, выразили готовность принять участие в пилотных проектах по внедрению интернет-технологий и интеллектуальных информационных систем. Несколько директоров проявили особый интерес к развитию «электронного госпиталя», предусматривающего ведение пациента с момента постановки диагноза и до курирования после выписки.
Каждое ведомство идет своей дорогой исходя из своих задач, своего понимания и условий финансирования, отметил Роман Большедворов, первый заместитель начальника Военно-медицинского управления ФСБ РФ. «Нам нужен пилотный проект, чтобы понимать, к чему стремиться», – сказал он.
«Нашему сообществу необходим регулятор с функцией интегратора, единая открытая площадка, чтобы экспериментировать, моделировать и предлагать самые удачные решения для тиражирования, – добавил Румянцев. – Хорошо, если эту задачу выполнит ИРИ».
Совет и его приоритеты
По итогам совещания было принято решение создать при советнике президента России по Интернету научный совет по медицине. В его состав вошли 22 специалиста, в том числе руководители 15 федеральных научно-исследовательских медучреждений. Новая структура займется разработкой концепций и предложений по внесению изменений в законодательное и нормативное обеспечение, а также организацией пилотных проектов.
В 2016 году приоритетными проектами станут дистанционная торговля лекарственными препаратами, организация электронных аптек, создание телемедицинских центров и электронных госпиталей, дистанционное образование врачей, включая аккредитацию и непрерывное медицинское образование, а также построение отечественной интеллектуальной системы поддержки принятия врачебных решений. В последнем проекте в числе задач совета будут разработка дорожной карты, формирование управляющей команды и создание специализированных прототипов систем.