В Администрации президента обсудили «Третье мнение» |
Какие ресурсы нужны, чтобы построить интеллектуальную систему поддержки принятия врачебных решений, способную работать со множеством патологий? Отвечая на этот вопрос, в первую очередь, вспоминают о миллиардах долларов, вложенных корпорацией IBM в «доктора Ватсона». Однако большие данные и компетентные врачи, готовые передавать искусственному интеллекту свои знания, не менее важны для этой цели, чем инвестиции.
Как рассказал Герман Клименко, советник президента России по вопросам развития Интернета, на совещании по итогам полутора лет работы над российской экспертной системой «Третье мнение», задача этого проекта – «собрать всю имеющуюся компетенцию и вернуть ее в регионы» в виде интеллектуального сервиса.
«Третье мнение» – это построенная на основе нейронной сети система приложений для распознавания патологий на диагностических медицинских изображениях. Предполагается, что врачам онлайн-сервис будет помогать быстрее придти к верному диагнозу, а пациентам – получать экспертное мнение о результатах исследований.
Коодинатором проекта выступает Фонд Института развития Интернета, а разработку ведет компания «Технологии видеоанализа», специализирующаяся на исследованиях в области компьютерного зрения. От зарубежных аналогов «Третье мнение» отличает, прежде всего, его экономика, а точнее – низкая себестоимость, сообщила руководитель проекта Анна Мещерякова.
В дефиците — разметка
Пациенты все больше доверяют компьютерам и интернет-сервисам, заметила Мещерякова. Между тем большая часть медицинских данных до сих пор не оцифрована и процесс оцифровки в регионах идет очень медленно. В то время как для обучения нейросети требуется не менее тысячи снимков по каждой патологии в каждом типе данных.
В 2016 году в России было проведено приблизительно 1,5 млрд гематологических исследований, 141 млн ультразвуковых, 137 млн рентгеновских, 8 млн КТ и 2 млн МРТ. Но, как пояснил Константин Паршин, исполнительный директор ИТ-кластера фонда «Сколково», в дефиците не просто структурированные, а качественно размеченные данные.
Для разметки врачам предоставляется удаленный доступ к системе, где хранятся медицинские изображения.
Обучение нейросети началось с распознавания типов и патологий клеток крови в Национальном медицинском исследовательском центре детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева. Сегодня типы данных, с которыми работает система, а также пул партнеров проекта, предоставляющих медицинские изображения для разметки, заметно расширился. УЗИ глазного дна предоставляет офтальмологическая клиника доктора Куренкова, снимки мочевого пузыря – НИИ урологии и интервенционной радиологии им. Н.А. Лопаткина, а рентгенограммы легких – Чувашский республиканский противотуберкулезный диспансер, Тверской областной клинический онкодиспансер и Орловский научно-клинический центр медицинской помощи матерям и детям им. З.И. Круглой.
Самое важное в построении системы поддержки принятия врачебных решений – разметка и получение верифицированных данных, подчеркнул Георгий Лебедев, завкафедрой информационных и интернет-технологий Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. В настоящее время размечено более 60 тыс. снимков.
Последние полгода к работе по разметке изображений присоединились 11 врачей двух муниципальных больниц города Химки, где администрация нашла возможность оплачивать им этот дополнительный труд. «Это абсолютно реально для каждой клиники Российской Федерации и для каждого врача, мы рекомендуем коллегам войти в этот проект», – сказал Дмитрий Марков, министр здравоохранения Московской области. В то же время, по его словам, результаты работы системы не всегда укладываются в существующую медицинскую классификацию, в которую, возможно, потребуется внести изменения.
«Прорывы, которые нас ждут в ближайшие годы, связаны не столько с медициной, сколько с возможностями смежных наук, и в первую очередь – информационных технологий», – убежден Сергей Румянцев, проректор по стратегическому развитию РНИМУ им. Н.И. Пирогова, курировавший проект по распознаванию типов и патологий клеток крови. По его мнению, в настоящий момент проект нуждается в масштабировании процессов, в получении новых данных, но главное – в обкатке созданных технологических решений.
Есть такие люди
Как подчеркнул Клименко, для развития проекта на местах обязательно должны быть люди, которым действительно интересно этим заниматься. И такие люди есть. Александр Витько, министр здравоохранения Хабаровского края, сообщил о готовности региона войти в проект. Медицинские данные собираются централизованно в ЦОД краевого Медицинского информационно-аналитического центра.
Готовы войти в пилотный проект и в минздраве Краснодарского края, где накопили данные исследований в региональной радиологической информационной системе. Впрочем, заметил Клименко, сегодня пора делать уже не пилоты, а работающие проекты.
Возможно, со временем, регионов, заинтересованных в развитии проекта, станет больше, так как квалифицированных радиологов везде не хватает.
Что касается выпуска криптовалюты для привлечения в проект инвесторов, который планировался в декабре 2017 года, то сроки ICO отодвинулись на февраль 2018 года, сообщил Клименко.
После этого намечено приступить к наиболее сложной и ресурсоемкой части проекта – к обучению нейросети на снимках компьютерной и магнито-резонансной томографии.