Глава Минкомсвязи РФ Игорь Щеголев сравнил Роскомнадзор с нервной системой отраслевого регулятора. Эта служба первой оценивает действенность законодательных и нормативных решений, выявляет возникающие проблемы, благодаря чему министерство располагает объективной информацией о состоянии отрасли. Реорганизация сопровождалась приданием Роскомнадзору новых полномочий и функций, но все сложности, по словам руководителя ведомства Сергея Ситникова, не вызвали сбоев в его работе. К началу декабря 2009 года проведено более 22 тыс. плановых проверок и надзорных мероприятий. По сравнению с 2008 годом число очных проверок уменьшилось на 20%, а дистанционных - на 5%. По результатам проверок выдано порядка 9 тыс. предписаний и наложено штрафов более чем на 40 млн руб.
Теперь надзорная служба ставит цель сократить количество надзорных мероприятий. Число плановых проверок должно уменьшиться на 13,7% - при одновременном росте количества профилактических мероприятий на 4,7%. Запланирован рост интервала между плановыми проверками законопослушных предприятий: их, по мнению Ситникова, достаточно «навещать» раз в пять лет. Правда, в случае жалоб и нарушений участники рынка будут лишены таких преференций. Увеличение интервала между проверками и активное применение профилактических мер позволит перераспределить силы Роскомнадзора для более эффективной работы с реальными нарушителями, что немаловажно в условиях ограничения ресурсов. В 2009 году финансирование в плановом порядке сократилось на 20%, а в 2010-ом ведомству придется затянуть ремень еще на 9%. Однако сокращения бюджетов не коснулись фонда заработной платы сотрудников.
Смещение активности в сторону дистанционных проверок и профилактических мероприятий должно способствовать снижению уровня коррупции среди работников ведомства. По мнению Сергея Ситникова, деятельность отраслевого надзора следует рассматривать через призму антикоррупционного законодательства. В службе разработаны обязательные процедуры, и в результате реализации первых же антикоррупционных мер уволен ряд работников.
«Надзор, по своей природе и в силу тех задач, которые он призван исполнять, должен быть консервативным, - считает Сергей Ситников, - но это не означает его закостенелости». Одним из вопросов, обсуждавшихся в середине декабря на расширенной коллегии Роскомнадзора, стали планируемые изменения и инновации в работе службы.
В первую очередь, речь шла об упрощении лицензионно-разрешительных и регистрационных процедур, о кардинальном сокращении сроков оформления документов, синхронизации вступления в силу лицензий на услуги связи и разрешений на радиочастоты. Для компаний, получивших по конкурсу право предоставлять услуги мобильной связи и широкополосного беспроводного доступа, планируется переход от частотно-территориальных к частотным планам развертывания сетей.
Роскомнадзор намерен изменить концепцию лицензирования, перейдя от лицензирования отдельных услуг к лицензированию сетей связи. Этот шаг, уверяет Ситников, должен уменьшить бюрократическую волокиту и объемы документации, которую вынуждены готовить операторы связи. Ожидается, что число разрешительных документов сократится в четыре раза, а сроки оформления - с 120 до 30 дней. При этом повысится прозрачность принимаемых решений и будет исключена возможность появления "бумажных" операторов связи. Впрочем, отмечает Сергей Ситников, реализация этих планов напрямую связана с изменениями ФЗ "О связи" и ряда постановлений Правительства.
Еще одним новшеством может стать передача части надзорных функций саморегулируемым и общественным организациям участников рынка. Однако при таком делегировании полномочий должна быть сохранена целостность системы контроля и надзора в отрасли.
Одной из самых обсуждаемых проблем в 2009 году было ожидаемое введение в силу закона "О персональных данных". Как известно, Госдума готовит поправки к данному закону, которые подразумевают, что начало его действия будет отодвинуто. Это связано с технической неготовностью большинства операторов персональных данных (сейчас в Единый реестр включено более 93 тыс. таких организаций) к выполнению всех требований закона. В первую очередь, не готовы муниципальные и региональные подразделения органов власти, а также бюджетные организации. Руководство Роскомнадзора считает недостаточным простой перенос сроков введения закона в действие: он начнет работать в полную силу, только если будет четко определен объем собираемых персональных данных. Сейчас их детализация неоправданно расширена и не обеспечивает защиты прав граждан.
Среди новых задач, к выполнению которых служба должна приступить в следующем году, - государственная экспертиза материалов в СМИ с целью выявления злоупотреблений свободой слова. Для решения таких задач в рамках Роскомнадзора формируется соответствующая структура.