На собрания обсуждались развитие платного телевидения в условиях кризиса и роль кабельных операторов в период перехода страны на цифровое вещание. По словам Припачкина, 2009 год подтвердил сделанные еще в 2007 году прогнозы о том, что сети платного телевещания со временем станут лидерами телевизионного рынка. Несмотря на кризис, темпы роста совокупной абонентской базы составили 15–17% (к концу года она превысила 14 млн пользователей). В денежном выражении отечественный рынок платного ТВ вырос на 5–7% и приблизился к 850 млн долл.
Несмотря на успехи, которые смотрелись бы неплохо и в «тучные» годы, Юрий Припачкин предостерег от лишней эйфории. С развитием рынка, появлением новых технологий и реализацией федеральной программы развития цифрового вещания проблем у кабельных операторов меньше не станет.
Как известно, главной целью ФЦП является решение социальных задач и обеспечение условий для достижения информационной суверенности страны. Мировой опыт свидетельствует, что в процессе перехода на цифровые телевизионные технологии доставки сигнала ведущая роль в городских условиях отводится кабельным сетям. По прогнозу главы АКТР, к 2015 году из 45 млн российских домохозяйств 30-32 млн будут обслуживаться кабельными телесетями всех видов технологий (включая IPTV), около 10-12 млн предпочтут спутниковое вещание и лишь 3-4 млн будут нуждаться в эфирном телевидении. Косвенным подтверждением этих прогнозов стал интерес, который проявляют маркетологи к подсчету рейтингов телепрограмм в кабельных сетях.
Кабельное телевидение занимает значительную долю на рынке обеспечения жителей страны вещанием, в связи с чем от операторов потребуется выполнение обязательства передачи каналов, входящих в три обязательных мультиплекса. Законодательно уже определен состав первого мультиплекса, а вскоре ожидается завершение работ по пакетированию остальных. Решение об обязательном доступе абонентов к телеканалам породило вопрос о правомерности взимания платы с потребителя, который изъявит желание смотреть только федеральные мультиплексы. По мнению Припачкина, государство гарантирует бесплатный доступ абонента к каналам только через эфирное вещание, а кабельщики имеют полное право получать плату за транспортировку сигналов через свои сети.
Не остался в стороне и традиционный вопрос о взаимоотношениях с правообладателями, контент-провайдерами и регулирующими ведомствами. Удалось достичь понимания с Российским авторским обществом (РАО): решено, что операторы кабельного телевидения должны обеспечивать лишь транспортные услуги доставки контента от вещателей к абонентам. Впрочем, если оператор предоставляет зрителям канал собственного производства, он должен получить лицензию на вещание и самостоятельно регулировать свои взаимоотношения с правообладателями. Удалось договориться о максимальной ставке авторских отчислений в пользу РАО, которая не должна превышать 1% дохода операторов КТВ.
Произошел позитивный сдвиг в области трансляции кабельных зарубежных каналов, не зарегистрированных на территории России в качестве СМИ. По договоренности между Роскомнадзором, АКТР и зарубежными вещателями к марту 2010 года процедура регистрации должна завершиться. Операторы обещали прекратить вещание тех каналов, которые не подадут к тому времени заявку на регистрацию.
Юрий Припачкин считает, что заставить зарубежные каналы регистрироваться в России удалось скорее благодаря юридической казуистике, нежели из-за интереса вещателей к нашему рынку. Несмотря на многомиллионную зрительскую аудиторию России, для ведущих мировых телекомпаний наша страна не входит в число приоритетных рынков. Однако рычаги воздействия нашлись в европейском и американском законодательствах: вещатель может попасть под дамоклов меч огромных штрафов в собственной стране, если обнаружится, что он получает доход в других странах с нарушением местных законов.
В новом году АКТР планирует активизировать работу с Минкомсвязи и другими регулирующими ведомствами по совершенствованию той части законодательства, которая непосредственно затрагивает операторов КТВ. Для этого Ассоциация участвует в разработке поправок к законам о лицензировании отдельных видов деятельности, о связи и средствах массовой информации.
Очень важной задачей операторов в нынешнем году станет выполнение требований закона о защите персональных данных. Наличие многомиллионной абонентской базы делает операторов заметными фигурами в этом процессе, а потому они могут быстро оказаться в фокусе внимания Роскомнадзора. Напомним, закон должен вступить в полную силу в начале следующего года. Юрий Припачкин убежден, что рынок платного телевещания доказал свою "кризисоустойчивость"