Павел Ершов: «Идеология построения государственных систем становится похожей на идеологию, уже взятую на вооружение сервис-провайдерами» |
Как и во всем мире, в России при формировании электронного правительства особая роль отводится применению облачных технологий. Но обладают ли они достаточной зрелостью для того, чтобы использоваться в качестве одного из базовых элементов строящейся национальной ИТ-системы? О своем видении этой ситуации рассказывает Павел Ершов, президент компании Parallels по развивающимся рынкам.
Какую роль могут сыграть облачные технологии в процессе строительства российского электронного правительства? А в чем возможные угрозы? Ведь если говорить об облаках, остается еще много вопросов и даже рисков.
Вообще предоставление облачных услуг (электронное правительство как наиболее понятный и частично реализованный пример) – не прямая функция государства. Хотя для государственных структур уровня пенсионного фонда, налоговой инспекции и т. п. собственная облачная инфраструктура или оказание на ее основе услуг гражданам представляют бесспорную выгоду. Технически любые услуги могут быть реализованы по облачному сценарию, когда инвестиции в инфраструктуру делает узкий круг участников — в данном случае эту роль возьмет на себя государство. На закупленных властями вычислительных мощностях могут быть развернуты пользовательские сервисы, которые граждане и бизнес будут получать, по сути не обладая собственными ИТ-ресурсами. То есть облачная парадигма абсолютно точно ложится на парадигму оказания электронных госуслуг.
Что касается возможных проблем, отмечу, что облакам присущи все те же проблемы, которые имеются в области информационных технологий. Это и безопасность, и контроль над данными. Впрочем, такие же проблемы присущи и традиционному — бумажному документообороту. Можно подделать подписи или сфальсифицировать документы, например. Именно поэтому в случае с облаками роль государства в построении базовой инфраструктуры становится чрезвычайно важной — это одна из причин, по которой, кстати, «Ростелеком» был выбран генподрядчиком в проекте электронного правительства. И так поступают почти все страны в стремлении обеспечить надлежащий контроль над данными и минимизировать риск их утечки или компрометации. Технологически обеспечить контроль можно как в облачном сценарии, так на основе традиционного подхода — развивая множество ведомственных площадок для электронного правительства. И здесь скорее вопрос психологии. Какая вам разница, где именно будет храниться ваша персональная информация, например, о налогах — на сервере «Ростелекома» или собственно в налоговой инспекции?
Востребованы ли облачные технологии сегодня в проектах информатизации госструктур?
На данный момент востребован только один из компонентов классического облака — консолидация серверов, виртуализация вычислительных мощностей для более эффективного их использования. Но не следует забывать, что в классическом определении облака основополагающими являются три компонента: масштабируемость, обеспечиваемая виртуализацией; учет оказанных услуг; возможность пользователям самостоятельно управлять потреблением услуг — настраивать их, подключать и отключать в необходимом объеме. Российское государство сейчас больше думает об удешевлении строящейся инфраструктуры, упрощении ее обслуживания и повышении эффективности своих инвестиций. И я полагаю, что на втором этапе (и, наверное, какие-то регионы выступят пионерами в этом деле) начнется предоставление тех или иных сервисов, того или иного ПО, приложений заинтересованным пользователям — органам муниципального управления, образовательным, медицинским учреждениям и т. д. Я думаю, что второй и последующие этапы перехода к облачным технологиям сейчас живо обсуждаются и реальное их воплощение начнется, наверное, в промежутке между 2011 и 2015 годами.
Следует ли при этом отдавать предпочтение российским разработкам? И есть ли потенциал у отечественных разработчиков, чтобы занять достойное место в процессе формирования облачной инфраструктуры электронного правительства?
На российском рынке есть несколько компаний, которые могли бы взять на себя роль исполнителей каких-то конкретных облачных проектов. Если смотреть на различные платформенные технологии, которые могут быть использованы, то Parallels обладает многими преимуществами, что позволяет нам держаться в лидерах не только отечественного, но и мирового рынка. Наше конкурентное преимущество — полный спектр решений для автоматизации публичных облаков. Что касается преференций, то, на мой взгляд, оптимальным будет сценарий, в котором российские и западные компании смогут свободно конкурировать между собой. Тогда в проектах электронного правительства удастся использовать лучшие технологии — безопасные, масштабируемые и наиболее полно отвечающие задачам нашего государства.
Ваша компания ведет какие-то проекты в этой области? Что показывает опыт?
Мы фокусируемся прежде всего на публичных облаках и на облаках, которые создают в своих дата-центрах компании сектора телекоммуникаций. Но сейчас идеология построения государственных систем становится похожей на идеологию, уже взятую на вооружение сервис-провайдерами. И отвечая на ваш вопрос, я могу сказать, что у нас пока нет внедрений облачных систем в госсекторе. Но по мере того как такие заказы будут формироваться, мы сможем очень успешно конкурировать на рынке облачных решений для электронного правительства. Мы также готовы перенести опыт, наработанный нами на других рынках, в проекты, связанные с информатизацией госсектора.