До появления облачных технологий создать реально работающие системы электронного правительства не удавалось по причине невероятной сложности решаемой задачи. Отдельные попытки по прошествии времени представляются не чем иным,  как утопическими затеями чиновников, поддержанными не слишком отечественными специалистами по информационным технологиям. Федеральное правительство США за последнее десятилетие потратило на информационные технологии астрономическую сумму — более 600 млрд долл., не получив ожидаемых результатов. Не давший практически никаких результатов проект "Электронная Россия" финансировался, к счастью, скромнее. В отличие от использованных прежде решений, облачный подход позволяет собрать воедино необходимые ресурсы и обеспечить гибкость масштабирования, соответствующую потребностям электронных правительств, что дает основания надеяться на успех новых проектов.

     Первым, кто провозгласил необходимость в облачных решениях для государственных нужд, был федеральный ИТ-директор США Вивек Кундра. Выступая на парламентских слушаниях с докладом "Преимущества и риски при переводе федеральных ИТ в облако", он заявил: "Информационные технологии полностью видоизменили частный сектор, в том числе и взаимодействие с клиентами. В нашей повседневной жизни мы можем проследить выполнение сделанного нами заказа, его доставку, осуществить покупки и оформить услуги, зарезервировать ресторан или гостиницу, взаимодействовать с друзьями и коллегами. Но если нам приходится иметь дело с госсектором, то тут все иначе, мы вынуждены отстаивать очереди, ждать ответа по телефону, посылать заполненные формы по почте. Все это происходит по вине федерального правительства, которое сохранило убогие технологии, потратив впустую деньги и время... Добиться иного положения можно только с переходом на технологии, изменяющие правила игры, такие технологии есть, и они называются облаками".

     Вместе с облаками все ИТ переходят в новую фазу своего существования, область действия грядущих изменений распространяется на персональную деятельность, на работу корпораций и  государство в целом. Этому переходу способствуют основные преимущества облаков: повсеместность и открытость доступа из любой точки; надежность и готовность, превышающие возможности любой отдельно взятой системы; возможность выбора различных облачных платформ; сохранение приватности данных и безопасность. Раскрытие этих преимуществ зависит не только от прогресса в технологиях, но и от  психологических моментов. Немалое значение имеет инертность мышления, стоит напомнить, как было сложно тем, кто вырос на мэйнфреймах, перейти на клиент-серверные архитектуры, а сегодня точно так же будет сложно отказаться от собственных компьютеров в пользу облачных ресурсов. Основная надежда на смену поколений профессионалов — преимущества облаков проявятся в полной мере, когда лидерами станут представители поколения, воспитанного на использовании веб-ресурсов.

     Распространению облаков препятствует целый ряд факторов. Те, кто пошли по облачному пути, отмечают, что дело не в технологиях, а в смене культурной парадигмы.

 

Американское облако по плану Cloud First

     План с характерным названием Cloud First по созданию современного электронного правительства, представленный Вивеком Кундрой в декабре 2010 года, привлек к себе колоссальное внимание. Весь план разбит на шесть разделов, и собственно облакам посвящен первый, состоящий из шести пунктов.

1. Консолидация центров обработки данных. В 1998 году деятельность федеральных органов власти США поддерживало 432 ЦОД, к 2010 году их число увеличилось до 2094, а согласно входящей в план Cloud First инициативе по консолидации центров обработки данных Federal Data Center Consolidation Initiative, к 2015 году их число должно быть сокращено до 800.

2. Стоимость аппаратного и программного обеспечения, эксплуатационные расходы. В ближайшие полтора года намечено создать внутриправительственную торговую площадку, с помощью которой наладить обмен высвобождающимися мощностями, площадями и оборудованием.

3. Сдвиг технической политики в сторону Cloud First. Существующие государственные информационные системы уступают частным; например, системы поддержки видео по заказу могут обеспечивать многократное увеличение мощности (от 50 до 4000 виртуальных машин) за три дня, а государственные системы, которые должны иметь способность адаптироваться к пиковым нагрузкам, такими возможностями не обладают.

4. Контракты с основными производителями аппаратного и программного обеспечения позволят в течение 12 месяцев начать предоставление инфраструктурных сервисов основным федеральным ведомствам (облачные системы хранения, виртуальные машины). В полном объеме эта программа потребует 18 месяцев.

5. Контракты с основными SaaS-провайдерами должны обеспечить работу электронной почты, а позже должны быть внедрены другие сервисы.

6. Система сервисов должна быть построена так, чтобы их можно было без дублирования распределять между различными подразделениями и ведомствами.

     Следующей по важности проблемой Кундра считает отсутствие необходимого управления программными разработками, поэтому вторая часть плана (пункты 7-12) содержит меры, направленные на преодоление этой слабости: подготовка специалистов по управлению разработкой ПО; мероприятия, ставящие цель создать консолидированные команды разработчиков; обмен опытом и кадрами между отдельными коллективами для создания в конечном итоге сообщества высокопрофессиональных программистов, работающих на государство.

 

Облака в Японии, Китае, Таиланде и Вьетнаме

     Проект создания "Цифровой Японии" (Digital Japan Creation Project) был разработан национальным Министерством внутренних дел в 2009 году. Данный проект еще называют ICT Hatoyama Plan, по имени руководителя этого ведомства Кунио Хатоямы. Рассчитанный на 10 лет, проект отличается масштабностью и предполагает создание 300-400 тыс. дополнительных рабочих мест в области информационных и коммуникационных технологий и удвоение объема соответствующего сегмента рынка за этот период. В первую очередь предполагается более полно использовать существующий потенциал цифровой индустрии и создать новые производства. В дополнение к этому ставится цель шире использовать беспроводные технологии, например взаимодействие между движущимися автомобилями для снижения аварийности. Для этого потребуется рационализировать использование радиочастотного диапазона, который в новых условиях рассматривается как один из важнейших национальных ресурсов. Возможности, предоставляемые всеми этими технологиями, позволят изменить организацию общественной жизни, в том числе решить проблему цифрового неравенства, трансформировать сферы потребления, образования и здравоохранения. Показательно, что в таких многопрофильных корпорациях, как Hitachi, более приоритетными становятся технологии работы с данными, чем традиционные электро- и машиностроительные. Центральное место в плане Хатоямы отводится правительственному облаку Kasumigaseki, названному по имени квартала в Токио, где расположены министерства и ведомства, но не стоит упускать из виду, что речь идет о Японии и название более символично. Kasumigaseki состоит из kasumi, означающего "туман", и seki, означающего "ворота или проход", и переводится как "туманный проход". Создание этого "частного" по принятой классификации облака — настолько значительная задача, что ей придается национальный масштаб, и при этом она разделяется на две части: во-первых, обеспечение высочайшего уровня сервисов во взаимодействии между населением и правительством,  во-вторых, создание национальной базы знаний. Kasumigaseki Cloud будет разрабатываться поэтапно и внедряться с 2015 года. Облако должно стать консолидированной аппаратно-программной платформой, позволяющей рационально распределять функции между 1800 министерствами, ведомствами и другими государственными учреждениями. С технической точки зрения облако должно способствовать сокращению затрат, энергии и штата ИТ-персонала. Конечная цель для правительства — сокращение системной сложности, минимизация числа обращаемых документов, исключение дублирования и т. д., а для граждан — упрощение процедур взаимодействия с госорганами. Национальный цифровой архив (National Digital Archive) должен быть снабжен средствами доступа к хранилищу государственных документов, книг, научных публикаций, культурных артефактов, географической и геологической информации, статистических данных. Облако Kasumigaseki Cloud должно быть построено исключительно японскими телекоммуникационными компаниями и быть частным по своей природе. Учитывается тот факт, что по местным законам хранение персональных данных на серверах, расположенных вне страны, запрещено, правительство даже не рассматривает потенциальную возможность переноса данных и приложений в глобальные облака.

     В Китае пока нет общенациональных облачных проектов, а среди локальных наиболее интересен проект под названием "Облачный компьютерный центр Желтой реки" (Yellow River Delta Cloud Computing Center), создаваемый в городе Дунъин провинции Шаньдун, будущем гигантском мегаполисе, основанном в 1983 году как база для развития дельты Хуанхэ и нефтяного месторождения Шэнли. Проект предполагает создание "умного города" (Smarter City), где компьютерные технологии не только поддерживают функционирование гражданского общества, но и являются инфраструктурной основой для всего экономического развития. Дунъин должен стать "городом цифровых инноваций". Здесь облако, построенное IBM, должно способствовать преобразованию всего производственного комплекса — из традиционного промышленного экономического образца в комплекс, построенный на принципах сервисной экономики (services-based economy). Сначала YellowRiver Delta Cloud Computing Center станет платформой для разработки ПО, автоматизирующего  нефтедобычу и всю цепочку поставок нефтепродуктов, на второй фазе будут созданы "умный аэропорт", "умные дороги", на третей фазе облачные услуги распространятся на здравоохранение и коммунальные службы. Меньший по масштабам проект реализуется в городе Уси, что значит "нет олова" - так был переименован город Юси после того, как были выработаны находившиеся здесь оловянные рудники. Взамен них в Уси создается "софтверный парк". Тоже построенный IBM, он должен предоставлять вычислительные ресурсы по заказу молодым компаниям.

     В Таиланде правительственное информационное агентство Government Information Technology Service реализует не столь грандиозную, как в Японии, облачную задачу и для начала перевело в облако электронную почту, а теперь внедряет модель SaaS, чтобы консолидировать ресурсы и сократить затраты.

     Во Вьетнаме для разработки национальной облачной стратегии привлечена лаборатория IBM Cloud Labs. Здешнее правительство видит в облаке путь для перевода страны на экономику, базирующуюся на услугах services-lead economy.

Государстенное облако в Великобритании
      Проект британского облака G-Cloud является одной из важнейших частей более крупного стратегического проекта Government ICT Strategy, который должен объединить около 400 министерств, ведомств и других организаций. Первая фаза проекта была осуществлена в минувшем году, а промежуточный финиш намечен на 2013-2014 годы. Проект позволит сократить на 3,2 млрд фунтов ежегодный ИТ-бюджет правительства, составляющий 16 млрд. Основной исполнитель проекта — бристольская лаборатория HP Labs, известная своими исследованиями в области utility computing. Функции, возложенные на G-Cloud, вполне традиционны для систем этого класса, а вот форма их демонстрации действительно необычна. В ноябре был торжественно открыт "театр" HP G-Cloud Theatre, где пользователь может потрогать руками все, чем богата система G-Cloud. Одна из главных задач, решаемых таким образом, — избавление от предрассудков по отношению к облакам, прежде всего от сомнения в их безопасности.