На прошедшем этой зимой Всемирном экономическом форуме в Давосе авторитетные эксперты впервые открыто заявили, что сегодняшний мир перешагнул важнейшую черту и уже живет в новой реальности — глобализация, о которой прежде рассуждали как об активном процессе, трансформировалась в повседневное и всеобъемлющее явление. Эта новая реальность обусловила новые же фундаментальные вызовы для всех экономически развитых и в особенности для развивающихся государств.
Прежде всего, отмечают эксперты, глобализация сводит на нет значимость географического положения в процессах коммуникации и управления. В отдельных странах, да и во всем мире, формируются новые горизонтальные неиерархические общественные течения, возникают сотни социальных географически не связанных групп, живущих своими особенными интересами. Одновременно появляется необходимость как-то контролировать и управлять этими динамичными общественными новообразованиями. Без сомнения, лидерство в решении этого вопроса должно взять на себя государство. Какое-то время оно, конечно, может игнорировать глобальную коммуникационную революцию, но чем это может закончиться, прогнозировать несложно — полномасштабным технологическим отставанием и социальным взрывом в конечном итоге. Ответственная позиция властей, напротив, должна проявиться в развитии новых — электронных форм коммуникаций с гражданами и цифровых методов управления социальными процессами.
Развитые страны уже многое сделали в этом направлении, создав основные элементы электронных правительств, посредством которых население обеспечивается, например, различными государственными услугами. Многие государства также считают принципиально важным открыть максимальный объем информации для граждан. Это нужно для того, чтобы население могло в любой момент найти необходимые данные и на их основе принять правильные решения в частной жизни, по политическим вопросам или в бизнесе. Таким образом власти стимулируют формирование среды для инновационного развития экономики и общества.
Опыт показывает, что такая концепция прозрачности и открытого государства не работает, если государственные организации и население страны не обеспечены надлежащими коммуникационными возможностями. Зато когда эти возможности имеются, граждане часто сами становятся движущей силой для внедрения новых технологий в государственных структурах. Один из ярких примеров эффективных общественных коммуникаций продемонстрировала недавно Япония: когда перед властями встала задача розыска людей, пострадавших от землетрясения и цунами, в Интернете появились десятки добровольных сервисов поиска и спасения — граждане сами изъявили желание помочь друг другу, и власти активно использовали эти инструменты в своей работе.
Россия вроде бы осознает новый глобальный вызов, формально поддерживая передовые принципы социальных коммуникаций и концепцию электронного правительства. Однако до недавнего времени этот проект развивался у нас неудовлетворительно, о чем полтора года назад публично заявил президент Дмитрий Медведев. Отчасти благодаря его активной позиции по данному вопросу дело сдвинулось с мертвой точки: заработал портал госуслуг, были приняты законы «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и «Об электронной подписи», предпринят ряд других важных инициатив. О роли коммуникационных технологий в процессе перехода к информационному обществу, а также о других аспектах формирования российского электронного правительства рассказывает очередной выпуск нашего издания.