Согласно программе «Информационное общество», Минкомсвязи поручено создать единую систему удаленного интерактивного обучения госслужащих в области ИКТ |
Построение электронного правительства декларируется все громче. Но готовы ли чиновники к тому, чтобы оказывать гражданам услуги в электронном виде и использовать информационные технологии в своей деятельности?
"По-прежнему остается низким уровень компьютерной грамотности государственных и муниципальных служащих", - недвусмысленно говорит текст государственной программы "Информационное общество (2011-2020 годы)". То есть речь даже не о системах электронного правительства.
"Люди элементарно с компьютером не умеют работать. Они считают, что умеют, но к тому, чтобы изучать какие-то продвинутые технологии, они просто не готовы", - говорит директор учебного центра "Сетевая академия ЛАНИТ" Дмитрий Изместьев. Учебный центр предлагает два курса по электронному правительству: обучение работе с системой порталов госуслуг и их реестром, а также использованию общероссийского сайта госзакупок zakupki.gov.ru.
Программы обучения госслужащих сегодня идут по двум направлениям: выработка базовых навыков работы с популярными приложениями и в сети Интернет, а также изучение специализированных технологий, таких как системы электронного документооборота, рассказывает референт главы Республики Коми Александр Селютин. "Во втором случае возникают определенные проблемы (типичные, думаю, для любого региона) – сопротивление изменениям… И это не люди плохие, косные, это свойство любой системы. Без инерционности и консервативности система не будет устойчивой", - считает он.
Прежде чем говорить о готовности работать с новыми инструментами, необходимо ответить на вопрос, что вообще должны знать сотрудники госструктур в области ИТ. В соответствии со ст.12, п. 6 закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" № 79-ФЗ, "квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций…". Потому, например, квалификационные требования к федеральным государственным гражданским служащим и таким же служащим субъектов Российской Федерации в области использования информационных технологий, утвержденные Мининформсвязи в декабре 2005 года, внедряются исключительно на добровольной основе.
В обучении людей, которые по долгу службы должны использовать системы электронного правительства и управлять ими, царит такая же несогласованность. Не дождавшись указаний сверху, вузы начали осваивать этот путь самостоятельно. "Инициатива больше исходит от вузов, которые, ведя обучение студентов по государственным образовательным стандартам, не предусматривающим изучение проблем электронного правительства, но допускающим разработку и изучение так называемых "дисциплин по выбору", пытаются разрабатывать курсы, касающиеся различных аспектов электронного правительства", - говорит доцент кафедры политологии и политического управления Российской академии государственной службы при президенте РФ Марианна Павлютенкова.
Например, РАГС включает ознакомление с механизмами электронного правительства в учебные программы различных кафедр. Кроме того, академия уже два года предлагает чиновникам курс повышения квалификации "Интернет-технологии в государственном управлении и политике".
Активную деятельность в данном направлении на протяжении нескольких лет ведет также Высшая школа экономики, которая сочетает постоянные курсы с программами повышения квалификации и семинарами.
На Магистерском корпоративном факультете Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики в этом году стартует целая магистерская программа "Управление государственными информационными системами".
"Специалисту в области управления государственными информационными системами необходима подготовка в двух областях: ИТ и собственно организация государственных структур. Современные специалисты в области ИТ зачастую не понимают, какие задачи должны решать разрабатываемые ими системы, не понимают особенностей структуры органов власти. Таким образом, создаются неэффективные информационные системы, структура которых подходит скорее для бизнеса, - говорит один из разработчиков магистерской программы, директор Центра технологий электронного правительства СПбГУ ИТМО Андрей Чугунов. - В России на данный момент наша программа первая и уникальная. Имеющиеся специалисты в области управления государственными информационными системами - это скорее самоучки. И специалистов таких очень не хватает, особенно в регионах". В связи с этим партнеры Центра стараются привлечь в магистратуру студентов из других городов.
Что касается учебных центров, то они участвуют в проектах обучения госслужащих преимущественно на конкурсной основе. "На данный момент сложно говорить о централизации, проводится много разрозненных ведомственных мероприятий по обучению в различных субъектах РФ. Пока этот процесс не является массовым, но с каждым годом он будет все больше развиваться и становиться все более актуальным. Уже ведется и будет дальше вестись подготовка ИТ-специалистов (инженеров и разработчиков), госслужащих, отвечающих за организационные вопросы, и населения", - рассказывает ректор "Академии АйТи" Игорь Морозов. В "Академии АйТи" вопросы электронного правительства поднимаются в программе повышения квалификации "Применение информационно-коммуникационных технологий в государственном управлении" и программе профессиональной переподготовки "Информационные технологии в управлении".
Как показал опыт "Сетевой академии ЛАНИТ", за пределами столицы инициатива по обучению служащих использованию портала госуслуг до сих пор исходила от региональных властей на уровне губернаторов. "Централизованная программа могла бы быть, если бы было централизованное финансирование", - отмечает заместитель директора учебного центра Юрий Левин. По его словам, обучение стоит недорого, но на региональном и муниципальном уровне, где оно наиболее востребовано, нет возможности запланировать эти расходы.
"Если более ранние версии портала были рассчитаны на то, что услуги оказываются федеральными ведомствами, то теперь пользователями портала стали все три уровня: федеральный, региональный и муниципальный", - объясняет он. По словам Левина, сотрудники федеральных ведомств, в отличие от региональных и муниципальных, уже хорошо знакомы с интерфейсом портала и регламентом его использования. Тем не менее целый ряд федеральных услуг подразумевает поддержку пользователей на всех трех уровнях. Так, для того чтобы получить загранпаспорт, необходимо обратиться в местное отделение ФМС. "На портале есть инструменты, которые позволяют задать уровень иерархии услуг. Очень важно, чтобы до муниципального уровня все дошло, поскольку, если услуга декларируется на федеральном уровне, но никак не поддерживается на муниципальном, цепочка оборвется. Этих людей на муниципальном уровне в основном-то и надо учить", - отмечает Левин.
Согласно программе "Информационное общество", Минкомсвязи поручено создать единую систему удаленного интерактивного обучения госслужащих в области ИКТ в рамках задачи повышения эффективности внедрения информационных технологий на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Но финансировать эту задачу из федерального бюджета не планируется.