Алексей Нащекин: «Ростелеком» планирует вложить в разработку национальной облачной платформы 10 млрд руб. |
Распоряжениями правительства Российской Федерации, принятыми в августе 2009 года, компания «Ростелеком» назначена единственным исполнителем работ по построению и эксплуатации инфраструктуры для проекта создания электронного правительства. Эта компания имеет собственную магистральную сеть протяженностью более 160 тыс. километров, защищенность которой подтверждена сертификатом ФСТЭК, обладает значительным опытом реализации крупных национальных проектов, а также опытом развертывания и поддержки систем массового обслуживания. ОАО «Ростелеком» с персоналом, превышающим 180 тыс. сотрудников, обслуживает более 35 млн российских домохозяйств и свыше100 млн абонентов. Согласно распоряжению правительства, выпущенному в марте текущего года, компания «Ростелеком» стала также единственным исполнителем работ в рамках государственной программы "Информационное общество (2011-2020 годы)", в состав которых входит создание национального облака. Алексей Нащекин, вице-президент по инновационному развитию ОАО «Ростелеком», рассказал о реализации единой инфраструктуры электронного правительства и о национальном облаке, которое компания должна создать в течение нескольких лет.
Создание электронного правительства предусматривает развертывание на базе центров обработки данных ОАО «Ростелеком» унифицированного решения для формирования регионального сегмента инфраструктуры электронного правительства. В чем суть этого решения?
Основная задача «Ростелекома» состоит в том, чтобы помочь региональным и муниципальным органам власти как можно скорее и с минимальными затратами начать предоставлять свои услуги в электронном виде. Важным этапом после создания единого портала госуслуг стала реализация совместно с Микомсвязи комплексной программы регионального развития электронного правительства, цель которой — сформировать сегменты инфраструктуры электронного правительства в субъектах Российской Федерации и перевести в электронный вид процессы оказания региональных и муниципальных услуг. Минкомсвязи и «Ростелеком» предложили инвестиционно-сервисный подход к формированию электронного правительства на основе государственно-частного партнерства, позволяющий в субъектах Российской Федерации использовать собственные инвестиции ОАО «Ростелеком», период окупаемости которых составит пять–семь лет. Такая модель уже принята сегодня почти во всех регионах страны.
В унифицированном решении для регионального сегмента инфраструктуры электронного правительства ресурсы информационных систем предоставляются на основе комплекса облачных сервисов, что в разы снижает затраты на местах. «Ростелеком», являясь поставщиком сервисов, обеспечивает соблюдение единой технологической политики Минкомсвязи, осуществляет интеграцию региональных инфраструктурных сегментов в единую национальную систему электронного правительства, решает вопросы безопасности и эксплуатации. На базе региональных сегментов инфраструктуры электронного правительства, предоставляемых «Ростелекомом», обеспечивается интеграция существующих информационных систем и ресурсов ведомственной автоматизации, что позволяет сохранить и использовать накопленный региональный опыт.
Унифицированное решение поддерживается распределенными центрами обработки данных «Ростелекома», формирующими облачную инфраструктуру национальной системы электронного правительства, центры объединены собственными магистральными каналами связи, что позволит при необходимости совместно использовать их вычислительные ресурсы.
Что же именно составляет основу технологической инфраструктуры электронного правительства? Каким количеством ЦОДов и центрами какого типа располагает «Ростелеком»?
Основу технологической инфраструктуры электронного правительства России составляют комплекс центров обработки данных компании «Ростелеком», а также системы обеспечения безопасности, мониторинга и межведомственного взаимодействия. У нас есть семь распределенных ЦОД в различных субъектах Российской Федерации, их суммарная производительность соответствует мощности потребления 14 МВт. Отмечу, что мощность потребления самых крупных центров обработки данных в мире обычно составляет 10 МВт и выше.
Стандарты, на которые часто ссылаются ИТ-эксперты, оценивая вычислительную инфраструктуру электронного правительства в России, а также преимущества или риски использования облаков, разработаны для экономически развитых стран. Мы считаем, что при создании и эксплуатации ЦОД нужно учитывать российскую специфику и отдавать предпочтение надежности, производительности, результативности. В отечественной бизнес-практике есть примеры, когда стоимость простоя минуты сертифицированного по высоким западным стандартам ЦОД превысила стоимость самого центра обработки данных. В национальном проекте электронного правительства подобные риски должны быть исключены.
В такой огромной стране, как Россия, для эффективного электронного правительства необходимо использовать облачные технологии, позволяющие удаленно работать с огромными объемами информации. «Ростелеком» предоставляет не только услуги своих ЦОД, но и каналы связи для взаимодействия с ними, качество каналов гарантируется ответственностью оператора, а не ссылками на нормативные документы, чем зачастую грешат отечественные компании.
Россия – не единственная страна в мире, где электронное правительство создается на основе облачных технологий, но здесь это крупнейший государственный проект, где все реально делается. Важную роль играет наша развитая телекоммуникационная инфраструктура, позволяющая качественно передавать по каналам связи большие объемы данных.
Как используется в проекте сеть «Ростелекома»? Что делается для мониторинга коммуникаций, объединяющих центры обработки данных, как решаются вопросы ентрализованного сетевого управления?
В проекте используются сети «Ростелекома» и межрегиональных компаний госхолдинга «Связьинвест», которые являются единой структурой. Магистральная сеть объединенного «Ростелекома» протяженностью полмиллиона километров охватывает практически всю территорию России, протяженность коммуникаций местных сетей доступа составляет почти 2,5 млн км. «Ростелеком» является также обладателем комплекса гослицензий на оказание различных телекоммуникационных услуг во всех регионам Российской Федерации.
Пропускная способность клиентских подключений к магистральной сети превышает 1 Тбит/с, причем этот показатель характеризует в натуральном выражении общий объем предоставляемых клиентам услуг высокоскоростного доступа в Интернет и существенно превышает соответствующие показатели других российских телекоммуникационных компаний.
Для мониторинга состояния разветвленной сети, объединяющей центры обработки данных, и управления ее работой создан единый центр, содержащий систему контроля функционирования самой сети, а также комплекс мониторинга информационной безопасности. Этот центр позволяет наблюдать за работой сети во всех регионах страны, оперативно реагировать на внештатные ситуации, а также предотвращать их возникновение.
Каким образом обеспечивается мониторинг инцидентов в области безопасности, централизованное формирование и применение политик безопасности, а также управление средствами защиты?
Все эти задачи выполняются единой системой информационной безопасности. Следует учитывать, что электронное правительство — государственная информационная система, базирующаяся на защищенной вычислительной инфраструктуре «Ростелекома», в которой не обрабатывается информация, содержащая государственную тайну. Для безопасности всего цикла предоставления электронных государственных услуг мы используем комплексный подход, соответствующий нормативным, методологическим и организационным методам защиты информации. К ним относятся законы, регламенты, инструкции, протоколы.
В состав технологических методов защиты информации входят, в частности, системы защиты персональных данных, электронные цифровые подписи, технологии криптографической защиты, средства межсетевого экранирования, антивирусное программное обеспечение, системы прогнозирования возможных угроз и корреляции событий информационной безопасности, системы обнаружения вторжений и блокирования атак. Сеть компании «Ростелеком» использует защищенные каналы передачи данных и единственная в нашей стране имеет сертификат соответствия ФСТЭК.
Какие задачи вы считаете наиболее важными в текущем году для реализации проекта электронного правительства?
Прежде всего это ввод в действие региональной системы межведомственного электронного взаимодействия и развертывание инфраструктуры поддержки ЭЦП, включающей единую систему аутентификации. Подготовлен план совместных действий Минкомсвязи, ОАО «Ростелеком» и субъектов Российской Федерации, обеспечивающий переход на оказание в электронном виде государственных услуг и межведомственное взаимодействие в этих субъектах. Сегодня к существующей системе взаимодействия уже подключены с использованием защищенных каналов связи 25 федеральных органов исполнительной власти и внебюджетный фонд. Общее количество переданных через эту систему электронных сообщений приближается к 2 млн.
Для полноценной работы портала государственных услуг необходим работающий механизм электронно-цифровой подписи. В соответствии с постановлением правительства «Ростелекомом» создается система удостоверяющих центров, образующих единое пространство доверия. Благодаря этой системе каждый житель России сможет получить свою ЭЦП, которую можно идентифицировать в любом другом регионе страны. До конца 2011 года «Ростелеком» откроет 80 таких центров, они будут созданы на базе центров продаж и обслуживания клиентов в различных регионах России. Стоимость услуги для гражданина России в удостоверяющих центрах «Ростелеком» гораздо меньше, чем других центрах.
Имеются ли оценки соотношения обращений к электронным услугам с использованием ПК и других персональных устройств и обращений через инфоматы? Каковы прогнозы изменения этого соотношения?
Есть ряд факторов, над которыми следует задуматься органам власти, бизнес-сообществу и участникам ИТ-рынка. И не только задуматься, но и разработать в ближайшее время собственную программу социализации проекта, начать ее реализовывать, а также инвестировать совместно с «Ростелекомом» в электронное правительство.
Во-первых, в стране остро стоит вопрос цифрового неравенства. Во-вторых, неуклонно возрастает число категорий пользователей, применяющих самые современные высокотехнологичные устройства. В-третьих, электронное правительство России предлагает в ряде случаев более «продвинутые» решения, чем другие страны.
Россия находится сегодня на промежуточном этапе развития информационного общества. Для получения государственных услуг к традиционному стоянию в очередях добавились тысячи порталов органов государственной власти, многофункциональные центры, работа многих из которых затруднена из-за отсутствия в регионах качественных каналов связи и информационных систем. Люди просто не в состоянии освоить все сервисы, графические интерфейсы, получить коды активации. Это практически нереально без централизованной системы, которую создают Минкомсвязи и «Ростелеком» на основе облачных вычислений и к участию в которой мы приглашаем прежде всего отечественных разработчиков.
Тем не менее россияне не только активно интересуются электронным правительством, но и выбирают для себя единый портал государственный услуг как эффективный инструмент для взаимодействия с властью. Сегодня количество его авторизованных пользователей достигло 1 млн и ожидается, что к 2012 году возрастет до 5 млн. Важной вехой на пути становления электронного правительства стала возможность доступа к электронным госуслугам для любых цифровых категорий пользователей страны. Сегодня получить услугу можно не только посредством ПК и планшетного компьютера, КПК и мобильного телефона, но и с использованием инфоматов.
На основе многофункциональных инфоматов нами создано более 500 пунктов коллективного доступа к электронным госуслугам, чего не сделано ни в одном зарубежном проекте электронного правительства. Инфоматы позволяют жителям России, не имеющим доступа к Интернету, а также находящимся в таких регионах с разрушенной инфраструктурой, как, например, Северо-Кавказский федеральный округ, получать все доступные в электронном виде государственные и муниципальные услуги. С каждым годом количество инфоматов будет увеличиваться наряду с увеличением числа электронных услуг и сервисов. Для помощи гражданам «Ростелекомом» организованы call-центры, принимающие звонки с телефонов, голосовые и видеовызовы из инфоматов.
В марте стало известно, что перед «Ростелекомом» поставлена задача создать национальное облако. Что для этого делается и каким образом решается задача?
Руководство страны признало успешной работу «Ростелекома» в проекте «Электронное правительство» и поручило нам более масштабную задачу: распоряжением правительства «Ростелеком» назначен единственным исполнителем работ в рамках мероприятий государственной программы Российской Федерации «Информационное общество» (2011-2020 годы). Мы должны обеспечить инфраструктуру электронно-цифровой подписи, а также создать национальное облако.
«Ростелеком» отвечает за организацию национальной платформы для распределенной обработки данных, в которой вычислительные ресурсы предоставляются пользователям как интернет-сервисы. Эту задачу мы уже в значительном объеме решили, реализовав в регионах для электронного правительства типовые SaaS-решения. Предложенная нами модель создания региональных сегментов инфраструктуры уже принята почти во всех регионах страны. До конца 2015 года «Ростелеком» планирует вложить в разработку национальной платформы облачных вычислений более 10 млрд руб., что значительно превышает инвестиции государства в эту программу. Сервисами на основе облачных вычислений будут пользоваться как государственные организации, так и коммерческие заказчики.
Совместно с ведущими мировыми независимыми консультантами мы собрали и обобщили глобальный опыт предоставления облачных сервисов, изучив работу таких телекоммуникационных компаний, как, например, France Telecom и At&T. Для разработки входящих в платформу программных решений и стандартов их унифицированного взаимодействия мы создаем консорциум, куда войдут поставщики ПО и аппаратуры, интеграторы и консультанты. Консорциум разработает архитектуру платформы и общий интерфейс для взаимодействия с ней. Кроме этого, появится унифицированное определение понятия облака, которое сейчас каждая российская ИТ-компания трактует по-своему.
В состав консорциума сегодня вошли три десятка отечественных компаний, преимущественно региональных разработчиков, участвующих в создании программного обеспечения для электронного правительства. Подписываются также соглашения с независимыми консультантами, чтобы в консорциуме была отражена не только позиция производителей ПО и оборудования.
Мы приглашаем присоединиться к консорциуму всех участников рынка, заинтересованных в развитии культурного, образовательного и научно-технологического потенциала страны, — разработчиков прикладных программно-технических решений, производителей вычислительной техники, системных интеграторов.
Опыт ведущих российских системных интеграторов свидетельствует о том, что на пути развертывания облачных структур имеются такие препятствия, как безопасность, «серые" зоны в законодательстве и, сколь это ни странно звучит в нашем контексте, коммуникации. Как преодолеть эти препятствия?
Возможно, кто-то и говорит о проблемах, а мы говорим о том, что сделано, как сделано и что еще предстоит сделать. В этом одна из самых сильных сторон нашей компании, этим же определяются наши лидирующие позиции на российском рынке телекоммуникаций.
Поскольку мы создаем национальную облачную инфраструктуру, то делаем это с учетом всех норм и правил российского законодательства. «Ростелеком» участвует в разработке законов и стандартов, в создании бизнес- и научного сообщества. Мы развиваем сети, наращиваем свои возможности как универсального оператора и планируем в 2015 году стать глобальным сервис-провайдером. А облачные технологии позволят нам реализовать свой бизнес- и технологический потенциал в быстрорастущем сегменте новых услуг.
Нами подготовлена программа инновационного развития «Ростелекома», предусматривающая комплекс мероприятий, который нужно реализовать к 2015 году для перехода к бизнес-модели глобального сервис-провайдера. Например, такие облачные сервисы, как SaaS, PaaS, IaaS, составляющие основу архитектуры электронного правительства, найдут применение в разрабатываемой новой услуге компании по предоставлению бизнес-приложений как комплексных сервисов, что позволит перейти к новой модели отношений сервис-провайдера, заказчика и конечного потребителя в России. Это сформирует новый опыт в стране, а «Ростелеком» в будущем займет достойное место среди мировых операторов связи, обеспечив новые преимущества гражданам и бизнесу России.
Аналитики утверждают, что услуги передачи данных должны способствовать улучшению финансовых показателей «Ростелекома», ухудшавшихся в три последних года. Насколько инвестиции, о которых вы упомянули, и рост трафика передачи данных за счет реализации национальных программ помогут повысить доходы компании?
Выручка операторов связи от предоставления традиционных голосовых услуг в последние годы заметно сокращалась, это отразилось также и на деятельности «Ростелекома». Однако нельзя ориентироваться только на сервисы передачи данных, поскольку они не обладают значительной маржинальностью.
Основные доходы ОАО «Ростелеком» как глобального сервис-провайдера должны формироваться за счет таких новых востребованных сервисов, как, например, мультимедийные и контентно-ориентированные услуги, облачные вычисления. Это то, что нужно рынку, то, чего в России пока нет, и то, что будет сделано «Ростелекомом». Электронное правительство является самой крупной инновационной программой в нашей стране. Успешность реализации этого проекта связана с тем, что компания «Ростелеком» не концентрирует усилий на извлечении прибыли из проекта, а инвестирует собственные ресурсы и свой технологический потенциал для достижения конечного результата.