Один из первых инфоматов был установлен 26 января в здании Совета Федерации, в ходе выставки «Инновационные компоненты информационного общества» |
Установка инфоматов включена в список мероприятий по построению в России электронного правительства, первый этап подпрограммы уже выполнен — 500 аппаратов действуют в нескольких субъектах Российской Федерации. И, как сказал глава Минкомсвязи Игорь Щеголев на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, они пользуются популярностью у населения.
Из федерального бюджета в рамках нацпрограммы "Информационное общество" на сегмент "Электронное правительство" в 2011 году будет выделено чуть менее 1 млрд руб.; еще 1,5 млрд руб. вложит главный исполнитель проекта — компания "Ростелеком". Часть этих средств пойдет на производство и установку инфоматов.
Миссия инфомата — дать возможность пользоваться услугами электронного правительства гражданам, у которых нет домашнего доступа в Интернет. Внешне инфомат напоминает терминал для оплаты услуг, однако от привычного платежного автомата он отличается большей функциональностью. Информационные терминалы устанавливают в общественных местах, таких как почта, крупные торговые центры, районные управы. То есть любой гражданин может прийти в удобное ему время и воспользоваться услугами государства в электронной форме. Сегодня государством предоставляются в режиме онлайн почти 50 услуг, но в будущем их количество будет расти. Инфомат «напичкан» различными полезными устройствами — в нем есть принтер, сканер, купюроприемник, оборудование для работы с банковскими картами, видеокамера, микрофон, динамики. Собственно, эта «начинка» и дает инфомату преимущества для пользователя, которые невозможно обеспечить, например, в интернет-кафе или пункте коллективного доступа в Интернет в почтовом отделении — пользование устройством бесплатно, и минуты и часы, проведенные в Интернете, он не считает (хотя и дальше чем за портал госуслуг с инфомата не выйдешь). Инфомат также не возьмет денег за сканирование или распечатку данных.
Однако пользоваться инфоматом могут только те, кто предварительно зарегистрировался на портале Госуслуг (через информационный киоск зарегистрироваться нельзя) и помнит свой логин и пароль — по ним и осуществляется доступ в личный кабинет, из которого можно совершать нужные операции. После авторизации пользователь может подавать обращения, жалобы, узнать о перечне документов, необходимых для оформления той или иной услуги, о ее стоимости и сроках исполнения. А также сразу распечатать любую анкету или бланк либо отправить копию документа напрямую в любое госучреждение и ведомство, предварительно отсканировав его. Одним словом, пользователи «уличного» электронного правительства ничем не ущемлены и имеют практически те же возможности, что и пользователи, подключившиеся к порталу госуслуг из дома или с работы. В инфомате также можно проверить состояние счетов за ЖКХ, задолженность по штрафам ГИБДД, получить сведения по налогам и тут же оплатить их с банковской карты или наличными (при оплате наличными сдачи инфомат не даст — резервуара для выдачи монет не предусмотрено). Сохранить квитанцию можно не только распечатав ее, но и в виде электронного файла в личном кабинете.
Что касается комиссии за операции, не связанные с госуслугами, то, по словам замглавы Минкомсвязи Ильи Массуха, "Ростелеком" брать ее не будет. Однако взимание комиссионных в этом случае возможно со стороны банка, который будет сотрудничать с "Ростелекомом" и выиграет тендер на обслуживание инфоматов. Оплата же госуслуг производится без комиссии.
Отчасти инфоматы нацелены на обслуживание пожилых людей, не имеющих доступа в Интернет. Правда, многие представители этой возрастной группы технику побаиваются и лишний раз вступать с ней в контакт не хотят. Разработчики нашли выход: граждан, которые с техникой не очень "дружат", поддержат операторы из контакт-центра при помощи видеосвязи; они будут давать указания, что нужно сделать для получения той или иной услуги, но это только в том случае, если бабушка или дедушка смогут разобраться и найти нужную кнопку, чтобы им дозвониться. Скорее всего, пожилым людям будет удобнее получать советы и комментарии от сотрудников госучреждения в кабинете на личном приеме.
Каждый такой центр общественного доступа к электронному правительству стоит порядка 80 тыс. руб. Чтобы защитить инфоматы от вандалов, их делают крепкими и увесистыми — по 150 кг. Сенсорные экраны имеют «антивандальное» покрытие. Кстати, у инфомата есть система безопасности: если клиент забыл выйти из личного кабинета, то как только он отойдет — экран автоматически погаснет.
В скором времени доступ к инфоматам будет осуществляться и с помощью универсальной электронной карты, которые начнут выдавать с 2012 года. Пользоваться терминалом станет проще — не нужно будет каждый раз вводить логин-пароль, авторизация будет происходить по карте. А когда внедрят электронную подпись, то услуг, которые можно будет получить через инфомат, станет гораздо больше. Инфоматы уже установлены в Москве, Мурманской, Новосибирской, Свердловской областях, Северной Осетии и др. Всего услугами электронного правительства через информационные киоски пользуется население в 21 регионе.